Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Кредитная система
оля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в эко-номике страны, которое в значительной степени зависит от на-циональных традиций и особенностей развития банковской сис-темы.Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капи-тал федеральных резервных банков принадлежит банкам-членам ФРС, а в ФРГ -- государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.Первая группа -- страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания,
Россия
, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония. Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается Советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны. К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о на-учении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком. В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулируют основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению по-купательной силы денег.В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодатель-стве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.Банк Англии представляет собой исключение, так как его за-дачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни пред-писаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических докумен-тах.Четвертым фактором независимости центрального банка яв-ляется законодательно установленное право государственных орга-нов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.Наиболее низкой степенью независимости в этом плане об-ладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в за-конодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять реше-ния правительства.В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государст-венных органов вмешиваться в политику центрального банка.В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмеша-тельство государства в денежно-кредитную политику, но цен-тральный банк обязан координировать свою политику с эконо-мической политикой правительства.И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законода-тельстве этих стран отсутствует право государства на вмешатель-ство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.Пятый фактор независимости центрального банка -- наличие законодательного ограничения кредитования правительства.По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ. Меньшая степень независимости предоставляется во Фран-ции и в Японии, где объем кредитования правительства, утвер-ждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка па этому при-знаку от государства.В Великобритании и США распределение кредитов государ-ству осуществляется при участии центрального банка на откры-том рынке.Таким образом, все эти пять факторов независимости цен-трального Банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария ре-гулирования, о степени зависимости от правительства и об осо-бой роли в денежно-кредитной системе страны.
Сущность, функции и операции
центральных банков
Центральный банк представляет собой орган государствен-ного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный моно-польный правом эмиссии банкнот, регулировании денежною обращения, кредита
и
валютного курса.В современных условиях центральный банк выполняет сле-дующие народнохозяйственные функции:эмиссионный центр страны,валютный центр,банк банков и расчетный центр,банк правительства,центр денежно-кредитного регулирования экономики.1. Функция эмиссионного центра заключается в том, что цен-тральные банки и настоящее время обладают монопольный правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изме-нилось,2. Функция валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк осуществляет валютное регулирование, т.е. регулирование платежного баланса и валютного курса, используя такие методы, как учетная (дисконтная) политика и валютная интервенция. И, наконец, центральный банк представляет всю страну в международных и региональных валютно-финансовых организациях: Международном валютном фонде, Всемирном банке, Банке международных расчетов, Европейском союзе и др. 3. Банк банков и расчетный центр. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что главной его клиентурой, как по пассивным, так и по активным операциям являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, тем, что банк является для них кредитором последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как ре-гулирующего, контролирующего, исследовательского и инфор-мационного центра кредитной системы страны.4. Банк правительства. Центральный банк осуществляет ис-полнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещению государст-венного долга.Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете в центральном банке, которые оно использует для покрытия своих расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на центральный банк. Следовательно, центральный банк выполняет роль банкира по отноше-нию к государству.Вместе с тем центральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства центральный банк принимает налого-вые платежи, которые зачисляет на его текущий счет.Однако этим не ограничивается функция центрального банка как банкира правительства, поскольку в ряде случаев централь-ный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов.5. Денежно-кредитное регулирование экономики страны (см. далее)Перечисленные выше функции центрального банка прояв-ляются в его операциях, которые делятся на
пассивные --
опера-ции по созданию ресурсов банка и
активные
-- операции по их размещению. Операции центральных банков отражаются в их балансах. [2]
1.2Денежно-кредитная политика
В современной экономической теории регулирования ры-ночной экономики существуют несколько подходов и соответст-венно ряд программ денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутрипо-литическими и экономическими отношениями, особенно темпа-ми инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в сово-купности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др. Вместе с тем задачей центрального банка является не только установление целевых ориентиров для налично-денежного обращения, но и контроль за депозитно-чековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих бан-ков и других кредитных учреждений страны.Таким образом, совокупность мер, направленных на расши-рение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений, формирует содержание денежно-кредитной политики, проводимой центральным бан-ком, целью которой является регулирование спроса и предложе-ния на ссудный капитал.В соответствии с приоритетами экономических целей стра-ны центральный банк проводит денежно-кредитную политику с применением следующих инструментов регулирования денеж-ного обращения и объема кредитования в хозяйстве: косвенных методов -- учетная (дисконтная) и ломбардная политика, а также политика на открытом рынке, и прямых, или админист-ративных, методов -- переучетное контингентирование, полити-ка обязательных резервов и различные селективные методы.
Учетная (дисконтная) политика
центрального банка основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерче-скими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении про-водится жесткая политика "дорогих" денег, при понижении -- политика "дешевых" денег, т. е. политика кредитной рестрикции или кредитной экспансии.Вместе с тем различный уровень официальных процентных ставок стимулирует также перемещение "горячих денег", т.е. ка-питалов, ищущих прибыльного применения, из стран с низкими ставками в страны с высокими ставками, что оказывает значи-тельное влияние на состояние баланса движения капиталов и на платежный баланс различных стран. Следовательно, изменение официальных учетных ставок используется и как метод валют-ного регулирования.Дополнением учетной политики служит
ломбардная, или за-
логовая политика
, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту уста-навливается более высокий процент (на 1--2% выше), чем по учету векселей. Кроме того, например, в ФРГ, вводится специ-альный ломбардный кредит, ставки по которому могут изменять-ся ежедневно.
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.