Для коммерческого банка, обслуживающего население, цели/задачи развития взаимоотношений с частными клиентами могут быть следующие :
1. производственные цели
а) изменение доли рынка. Задача может ставиться по отношению к данным официально публикуемым центральным банком, либо это может быть внутренняя задача банка.;
б) обеспеченность клиентов услугами банка;
в) структурные показатели;
г) рост или снижение среднего остатка средств на счетах;
д) рост / снижение новых или закрытых счетов.
2. Цели сбыта банковских продуктов.
Цели коммуникации (расширение известности банка, его имидж).
Цели функционирования банка (виды деятельности и наличие соответствующего персонала).
Кредитная политика базируется на умении работников банка правильно и обоснованно выбрать: сектор экономики, на котором целесообразно проводить кредитные операции в данный момент времени; а также «своего клиента», исходя из его кредитоспособности и других факторов, имеющих первостепенное значение для банка при решении вопроса о возможности предоставления ссуды. Кредитная политика определяется также теми кредитными продуктами, которыми располагает банк сегодня и предполагает внедрить завтра. Например, применительно к индивидуальным заемщикам, это могут быть потребительские ссуды долгосрочного характера (на приобретение дома, квартиры) и краткосрочные (на покупку автомобиля, мебели, ювелирных изделий, организацию отдыха) и т.д.
Важным элементом кредитной политики является также организация контроля в банке (контроль за правильным применением кредитных стандартов при решении вопроса о возможности кредитования потенциального заемщика, контроль за соблюдением полномочий отдельными кредитными работниками; общий контроль за состоянием кредитного портфеля банка, и в частности, за проблемными ссудами).
Кредитная политика необходима для обеспечения последовательности действий, диверсификации деятельности банка; делегирования полномочий и обязанностей кредитных работников; развития общей кредитной культуры в банке. Не имея кредитной политики и установленного порядка ее реализации, невозможно ввести в практику единые правила кредитования, которым следовали бы все служащие байка. Поэтому изложенная в письменном виде кредитная политика и соответствующие правила ее реализации составляют ту основу, на которой строится кредитный процесс. Ответственность за разработку кредитной политики и соответствующих инструкций и нормативов следует возложить на комитет по кредитной политике.
Разработка внутренней кредитной политики требует, чтобы руководство банка сформулировало цели кредитования и определило, насколько эти цели совпадают с общей задачей и стратегическими целями банка. После определения целей кредитования, на их основе разрабатывают кредитную политику банка, и параллельно, инструкции и правила, позволяющие служащим выполнять необходимые кредитные операции, следуя кредитной политике банка.
По окончании начального этапа разработки кредитной политики и инструкций, первая редакция этих документов должна передаваться на экспертизу опытным работникам, которые оценивают переданные им документы с точки зрения четкости изложения, логичности и практичности. После анализа рекомендаций и предложений, внесенных экспертами, комитет по кредитной политике утверждает политику и инструкции.
«Кредитная политика» - это «живой» документ, в котором отражаются как внутренние изменения в данном банке, так и внешние изменения.
Банки разрабатывают всестороннее руководство по кредитной политике с тем, чтобы обеспечить основные направления кредитной политики и определить обязанности и полномочия всех служащих банка, занятых в процессе предоставления кредитов клиентам банка. Такое руководство отражает кредитную философию и стратегию банка по большинству вопросов, связанных с предоставлением кредита.
Не существует определенной, подходящей всем банкам формы такового руководства. Каждый банк должен создать свое собственное руководство, отражая экономические, политические и географические условия, в которых он проводит свою кредитную политику. Это руководство относится ко всем кредитным структурам банка, включая филиалы банка, и если таковые имеются, дочерним компаниям, владельцем контрольного пакета акций которых является банк.
Вся информация, содержащаяся в руководстве, должна быть изложена в форме «писем о кредитной политике» или заметок, детализирующих все инструкции или основные принципы по отдельным видам кредитования, размерам, видам обеспечения кредитов и т.д. Письмо о кредитной политике должно содержать дату издания или последнего исправления. По мере выпуска устаревшая информация должна изыматься из руководства и уничтожаться.
Руководство считается конфиденциальным документом, так как оно содержит стратегию и методы банковской кредитной политики. Составление и распространение руководства обычно является обязанностью отдела кредитной политики. Такой отдел состоит из опытных специалистов в кредитной сфере, является по сути дела автономным и возглавляется главным специалистом, который отчитывается перед высшим руководством. Главной функцией отдела является разработка и контроль за видами и методами кредитной политики банка в соответствии с главными принципами, установленными Советом директоров.
Факторы, определяющие внутреннюю политику банка (приоритеты банка на ближайшую и отдаленную перспективу по развитию собственной деятельности):
- Кредитный потенциал банка
- Степень рискованности и прибыльности отдельных видов ссуд
- Стабильность депозитов
- Спектр выполняемых операций и услуг
- Обеспечение ссуд
- Профессиональную подготовленность, квалификацию и опыт персонала банка
- Клиентуру банка
- Качество кредитного портфеля
- Уровень риск-менеджмента
Кредитный потенциал коммерческого банка определяется как величина мобилизованных в банке средств за минусом резерва ликвидности. Эффективность использования средств кредитного потенциала достигается при соблюдении комплекса условий, когда:
- Обеспечивается необходимый минимум ликвидности;
- Используется вся совокупность средств кредитного потенциала;- Достигается максимально высокая прибыль на кредитный потенциал.
Кредитная политика коммерческого банка несет в себе объективное начало и одновременно с этим она определяется собственной стратегией и тактикой коммерческого банка. Единство объективного и субъективного подходов в процессе формирования кредитной политики коммерческого банка позволяет наиболее полно учесть все факторы как внешние так и внутренние), влияющие на деятельность коммерческого банка, обусловливающие его политику, и как следствие, выработать наиболее рациональную, оптимальную, эффективную кредитную политику банка, в том числе и во взаимоотношениях с населением.
Внешняя политика коммерческого банка в части организации кредитного процесса должна конкретизировать:
Как банк оценивает состояние экономической и политической ситуации в стране и ее динамику, какие ограничения, исходя из этих факторов, он накладывает на свою кредитную деятельность
Какие целевые рынки и сегменты рынков банк считает перспективными для кредитования (и в каких объемах), а какие -абсолютно неприемлемыми;
Каким минимальным требованиям должны удовлетворять потенциальные заемщики с позиции анализа их кредитоспособности;
Какие ограничения накладываются на процесс кредитования исходя из существующей нормативной базы, требований органов надзора и регулирования, а также решений общих собраний акционеров и пайщиков.
Внутренняя политика банка должна затрагивать следующее:
-Структура подразделений и органов управления кредитным процессом;
- Формирование состава и полномочия кредитного комитета;
- Процедура утверждения кредитов в зависимости от их параметров;
- Уровни доходности и риска, приемлемые для банка в зависимости
от качества кредита;
- Показатели ликвидности, доходности и достаточности капитала, который банк считает для себя оптимальными и критические отклонения от критериального уровня;
- Кредитные технологии, которые банк считает для себя обязательными;
- Требования к сотрудникам кредитного департамента и т.д. Отдельно от «управляемых аспектов политики создания резервов, разумное руководство должно как можно более точно следовать философии оценки качества и стоимости кредитного портфеля: руководство должно иметь такой подход в интересах акционеров, вкладчиков, кредиторов и инвесторов, как существующих, так и потенциальных. Хотя в ряде крупных западных банков в последнее время и были созданы неожиданные и довольно крупные резервы - часто после смены руководства - регулярная, периодическая проверка качества кредитного портфеля и адекватности резервов, которая ведет к своевременному созданию резервов, защищает репутацию банка на рынке.
1.2. Особенности и формы проявления кредитной политики банка в рыночных условиях, классификация кредитов банка и система кредитования
Банки предоставляют в своих регионах необходимые кредитные ресурсы легальному бизнесу и потребителям по обоснованным, компетентным образом, установленным процентным ставкам.
Действительно, предоставление кредитов является основной экономической функцией банков, осуществляемой для финансирования потребительских и инвестиционных целей предпринимательских фирм, физических лиц и государственных организаций. От того, насколько хорошо банки выполняют свои кредитные функции, во многом зависит экономическое положение обслуживаемых ими регионов, поскольку банковские кредиты способствуют появлению новых предприятий, привлечению рабочих мест в этих регионах и обеспечивают их экономическую жизнеспособность.
У большинства банков ссудные счета составляют не менее половины их совокупных активов и приносят около 2/3 доходов. Более того, банковские риски имеют тенденцию концентрироваться в кредитном портфеле. Если у банка появляются серьезные финансовые трудности, то проблемы обычно возникают из-за кредитов, которые невозможно взыскать вследствие принятия ошибочных управленческих решений, незаконченных манипуляций с кредитами, проведения неправильной кредитной политики или непредвиденного экономического спада.
Банковская ссуда, предоставляемая в денежной форме, характеризует конкретное проявление кредитных отношений между банком, с одной стороны, и заемщиком, с другой стороны. Банковская ссуда связана с аккумулированием временно свободных денежных средств в экономике и предоставлением их на условии возврата хозяйствующим субъектам.
К основным традиционным услугам банка в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд.
От разницы в процентах по этим услугам коммерческие банки и получают наибольшую массу прибыли. Организация кредитной деятельности в коммерческом банке имеет ограниченное значение как средство, стимулирующее развитие производства и проявляется в различных аспектах. Прежде всего, кредитная политика банка играет большую роль в распределении национального дохода в различные отрасли экономики и несет в себе, с одной стороны, усиливающуюся помощь хорошо работающим предприятиям, а с другой стороны, возрастает роль экономического воздействия на плохо работающие хозяйства.
Страницы: 1, 2, 3, 4