10. По условиям реализации ссуды различаются:
- наличные (перечисляются на счет заемщика);
- акцептные (банк согласен акцептовать тратту).
11. По объектам кредитования банковские ссуды делятся:
- на покрытие затрат в оборотные фонды;
- на покрытие затрат в основные фонды;
- на затраты по внешнеэкономической деятельности.
Становление банковской системы, адекватной рыночному хозяйству, идет по двум направлениям: с одной стороны, созданы коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, с другой - контролирующий и регулирующий их деятельность Национальный Банк РК, который работает не с хозяйствующими субъектами, а с коммерческими банками. Взаимоотношения между этими звеньями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность Национального Банка РК не противоречит законодательству о банках: НБРК административно не вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков.
Национальный Банк РК для банков второго уровня и их филиалов, включая дочерние банки и банковские объединения, устанавливает экономические нормативы. В состав этих нормативов входят: минимальный размер первоначального уставного капитала; предельное отношение между размером собственных средств банка и суммой его обязательств (активов и пассивов);
показатель ликвидности балансов;
размер обязательных резервов, размещенных в Национальном Банке РК;
максимальный размер риска на одного заемщика;
максимальный размер риска для учредителей, акционеров банка, а также
юридических лиц, в уставном капитале которых участвует банк; минимальный размер уставного фонда; ограничение на объемы привлечения кредитов из-за границы; предельный размер кредитов, получаемых из централизованных источников НБРК.
Почему деятельность коммерческих банков так жестко регулируется? Существует ряд причин, по которым государство взвалило на себя тяжкое бремя банковского надзора и регулирования:
Во-первых, банки являются одним из важнейших хранилищ общественных сбережений частных лиц и их семей. Многим из тех, кто желает сохранить свои сбережения, недостает опыта в финансовых вопросах и соответствующей информации, чтобы оценить надежность банка. Поэтому, регулирующие ведомства несут ответственность за сбор информации, необходимой для оценки финансового положения банков, в целях защиты широкой публики от материального ущерба. Регулирование выступает здесь в качестве защиты от подобных потерь путем сохранения, страхования депозитов и периодического контроля за политикой и практикой банков с целью обеспечения эффективного и надежного управления общественными средствами.
За банками наблюдают так пристально потому, что они способны создавать деньги путем предоставления кредитов или собственной инвестиционной деятельности за счет беспрепятственного расходуемых депозитов. Изменение размеров создаваемой денежной массы четко коррелирует с состоянием экономики, в особенности с созданием рабочих мест и наличием или отсутствием инфляции.
Банковская деятельность регулируется еще и потому, что банки предоставляют частным лицам и фирмам кредиты, которые поддерживают потребительские расходы и инвестиционные нужды. Органы регулирования и надзора утверждают, что общество в высшей мере заинтересовано в кредитах и займах, предоставляемых банковской системой.
Наконец, государство опирается на банки как на помощников в деле осуществления экономической политики, сборе налогов и выдаче государственных платежей.
Кредитная деятельность регулируется законодательством РК, нормативными правовыми актами Национального Банка РК, издаваемыми на основании и во исполнение законодательных актов и Указов Президента РК по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Документом, регулирующим банковскую, и в том числе кредитную деятельность в РК, является Закон «О банках и банковской деятельность в РК», от 30 августа 1995 года. В этом Законе отражаются общие положения о деятельности банков, даются определения различных терминов, порядок проведения банковской деятельности, различные требования, сопровождающие различные аспекты банковской деятельности.
Документами, регулирующим кредитную деятельность в РК являются «Правила о пруденциальных нормативах», которые утверждены Постановлением Правления НБРК, от 23 мая 1997г. настоящими правилами, в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в РК» устанавливаются обязательные к соблюдению банками второго уровня пруденциальных нормативов.
Еще одним нормативным документом, регулирующим деятельность банков в РК, является «Положение о порядке ведения банками в РК документации по кредитованию», утвержденное Постановлением Правления НБРК от 24 июня 1996г. Это положение устанавливает требование к банкам по ведению документации по кредитованию в целях обеспечения условий для выполнения НБРК функций по инспектированию деятельности банков и совершенствованию системы управления кредитным риском в банковской системе.
Кроме выше изложенных законов, норм, и положений Банк в своей деятельности использует собственный Устав и внутренние директивные документы, разработанные в процессе своей деятельности.
При оценке заемщика банк уделяет большое внимание его личной жизни, особенностям его жизненного стиля. Банк предпочитает иметь дело с клиентом, который владеет домом и проживает в нем в течении ряда лет, который не часто меняет место работы, женат, имеет семью, детей и т.д. Это служит, как правило, свидетельством благонадежности, определенной гарантией, что клиент не прекратит выплату долга в экстремальной ситуации.
При решении вопроса о ссуде для банка имеет значение предыдущая кредитная история заемщика. Если клиент уже получал кредиты, и у банка не возникло претензий по поводу погашения кредитов, то это существенно повышает надежность этого клиента.
Хотя при анализе кредитоспособности имеют значение все перечисленные факторы, большинство банкиров считают, что обеспечение ссуды - наименее важный из них. Обеспечение принимается для того, чтобы компенсировать неуверенность относительно одного или нескольких факторов кредитоспособности, например способности получать доход.
Каждая кредитная заявка уникальна. В одной ситуации решающее значение имеет один фактор, в иной другой, но наиболее важным все же представляется репутация заемщика. Для составления определенного мнения о заемщике банку необходимо проанализировать многочисленные источники информации о нем,
Например, в мировой практике наиболее известный источник данных о кредитоспособности -- фирма «Дэн энд Брэстрит», которая сберегает информацию примерно 3 млн. фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке. Краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуется в общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетов. Наиболее распространенный из них - «Информация о деловом предприятии». Первый из 6-ти разделов отчета содержит сведения общего характера - наименование и адрес фирмы; код отрасли и предприятия; характер производства; суммарная оценка кредитоспособности (рейтинг); быстрота оплаты фирмой счетов; объем продажи. Собственный капитал, число занятых; общее состояние и тенденции развития фирмы, суммарная оценка кредитоспособности состоит из двух частей - двух букв (или цифры и буквы) и цифры. Первые два знака представляют собой оценку финансовой устойчивости фирмы, а последний -оценку ее кредитоспособности. Второй раздел отчета содержит сведения, полученные от поставщиков фирмы, относительно аккуратности в оплате счетов и о максимальном кредите, полученном в течении года. Третий раздел включает последний баланс и информацию о продажах и прибыльности фирмы ( если такая имеется). Четвертый раздел показывает обычный раздел остатка на депозитном счете и платежи по ссудам. В последнем разделе подробно охарактеризованы род деятельности фирмы, ее клиентура и производственные мощности.
Помимо указанных отчетов, «Дэн энд Брэстрит» публикует несколько видов документов. Один из самых полезных «отчет о ключевых финансовых статьях» - содержит значительно более подробную информацию о фирме. Кроме «Дэн энд Брэстрит» имеется еще несколько кредитных бюро, именуемых специальными коммерческими агентствами. В отличии от широкого охвата, «Дэн энд Брэстрит» не ограничиваются информацией об отрасли или видом деятельности.
Иногда банки сверяют информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки, могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей данной фирмы, поставщики могут снабдить информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и удержания со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями фирмы позволяют получить информацию о качестве ее продукции, надежности обслуживания и количестве рекламации на ее товары. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работников.
Еще одним источником сведений является служба взаимного обмена кредитной информацией при национальной ассоциации управления кредитом - организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как аккуратно платит фирма? Однако в информации содержатся только факты, но отсутствует анализ объяснения или какие-либо рекомендации.
Другими источниками информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т.д. Некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы. Такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.
В области использования внешних источников информации о потенциальном заемщике наблюдается явное отставание казахстанского финансового рынка от развитых западных стран. В Казахстане отсутствуют государственные картотеки и специализированные кредитные агентства, подобные вышеупомянутым. Казахстанские банки стараются широко использовать свои архивы, хотя там далеко не всегда есть информация о клиенте. Положительная кредитная история заявителя в банке служит весьма веским аргументом в пользу клиента. Официальные запросы в другие банки, обслуживающие заявителя, имеют весьма существенные ограничения. Согласно статье 50 Указа Президента РК, имеющего силу Закона «О банках и банковской деятельности в РК», практически все сведения о клиенте являются банковской тайной и предоставление сведений о клиенте возможно лишь на основании письменного согласия клиента, данного в момент его личного присутствия в банке. Учитывая то обстоятельство, что лишь при конфиденциальности запроса банк может получить имеющиеся возможные негативные сведения о клиенте, запросы в другие банки не практикуются. В данном случае возможно использовать личные знакомства, если таковые имеются, когда служащий банка-кредитора использует личное знакомство со служащими банка, где обслуживается заявитель для получения информации.
Упрощая процедуру, многие банки требуют от заявителя принести справку обслуживающего банка об имеющейся ссудной задолженности клиента в обслуживающем банке и о наличии требований по картотеке Ф-2, выставленных на счет клиента, что в принципе проясняет лишь положение о текущей ссудной задолженности в обслуживающем банке.
Глава 2. Особенности кредитной политики АО «»БанкЦентрКредит» на современном этапе
2.1.Кредитная политика, порядок и механизм предоставления кредитов АО «БанкЦентрКредит»
Деятельность АО БАНК ЦЕНТР КРЕДИТ на рынке предоставления кредитов является одним из приоритетных направлений его работы.
Одним из наиболее распространенных способов обеспечения соблюдения стандартов, установленных регулирующими органами, и предоставление прибыльных кредитов является описание кредитной политики банка. Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. Кредитная политика создает основу организации кредитного процесса. Кредитная политика создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, будучи необходимым условием разработки системы, документов, регламентирующих процесс кредитования.
Кредитная политика должна:
1. Представлять собой директивные указания или краткие формулировки, а не инструкцию.
2. Четко, не двусмысленно, определять цели кредитования.
3.Содержать несколько правил реализации конкретных целей.
4.Быть подкреплена документами, содержащими стандарты и инструкции, представляющие собой методическое обеспечение ее реализации. Тщательно разработанная кредитная политика, одобренная и полностью поддерживаемая всем высшим руководством банка, донесенная до всех служащих, вовлеченных в кредитную деятельность, является наиважнейшим фактором успешного функционирования системы управления кредитным риском.
АО «БАНК ЦЕНТР КРЕДИТ» разработал свои правила о внутренней кредитной политике. Ее целью является снижение рисков при проведении активных кредитных операций. Согласно этим правилам, АО «БАНК ЦЕНТР КРЕДИТ» осуществляет кредитование на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности и использования ссуд по целевому назначению. Для размещения средств на кредитном рынке Банк использует как собственные деньги, так и привлеченные на депозитные счета деньги корпораций, организаций, учреждений и населения, кредиты и депозиты, полученные на внутреннем и международном финансовых рынках, а также другие источники ресурсов, пригодных для кредитования.
Банк осуществляет потребительские, коммерческие и инвестиционное кредитование, а также выполняет агентские функции по целевому размещению средств государственного бюджета и кредитных ресурсов иных банковских учреждений, корпораций и международных банковских организаций на условиях, определяемых агентскими договорами.
Основным органом, осуществляющим внутреннюю кредитную политику, является Кредитный комитет банка, действующий в рамках полномочий, определенных Правлением Банка и утвержденных Советом Директоров.
Порядок предоставления кредита в АО «БанкЦентрКредит»:
Потенциальный заемщик предоставляет в банк заявку на кредит, анкету заемщика и анкету Залогодателя, а также документы в соответствии с перечнем документов, представляемых заявителем для экспертизы проекта, которые передаются через Канцелярию банка. Перечень документов может дополняться и обновляться Банком в соответствии с требованиями Национального Банка РК, а также по усмотрению Банка. Соответствие и полнота представленного пакета документов проверяется работником Кредитного подразделения. Пакет документов по инвестиционным проектам может быть дополнен другими документами.
Зарегистрированный Канцелярией Банка пакет документов поступает курирующему Заместителю Председателя Правления, далее Директору Коммерческого департамента или Начальнику Управления Проектного финансирования. Директор Коммерческого Департамента передает на рассмотрение пакет документов в соответствующие управления департамента для проведения анализа кредитной заявки и оценки залогового обеспечения. Копии Заявки на кредит, Анкеты заемщика и других, необходимых документов передаются в департамент безопасности для проведения проверки на предмет экономической безопасности предлагаемого проекта. С целью отслеживания наличия у Заемщика задолженности по кредитам, полученным в других банках. Департаментом безопасности направляется запрос в Национальный Банк по указанному заемщику. Заключение Департамента безопасности передается Директору коммерческого департамента для дальнейшего использования при принятии решения по проекту и подшивается в кредитное досье. Руководителями Кредитных подразделений ведутся журналы регистрации всех поступивших кредитных заявок. В случае если обеспечением выполнения обязательств является 100% залог денег, 100% залог в форме Государственных краткосрочных казначейских обязательств, гарантий Правительства или залог аффинированных драгоценных металлов, перечень документов, подаваемых для рассмотрения проекта, сможет быть сокращен. Для проектов с таким обеспечением достаточно подачи Заемщиком баланса с приложениями по состоянию на последнюю отчетную дату и справки об отсутствии задолженности перед бюджетом у Залогодателя, выписка со счета DEPO или металлического счета в банке, удостоверяющая наличиеб умаг, металлов в случае, если они находятся не в АО «БанкЦентрКредит».При этом упрощается форма экспертного заключения по возможностипринятия проекта к финансированию.
Срок проведения экспертизы Коммерческим департаментом составляет 10 рабочих дней с момента предоставления заемщиком полного пакета документов по кредитованию об оплате услуг по договору о проведении банковской экспертизы проекта. Срок и условия проведения экспертизы каждого инвестиционного проекта определяется Управлением проектного финансирования при заключении Договора о проведении экспертизы. Экспертиза проекта и оплаты Заемщиком соответствующей суммы комиссии согласно установленным тарифам банка. Работники Кредитных подразделений проводят экспертизу проекта в соответствии со следующими категориями:
Страницы: 1, 2, 3, 4