Рефераты. Лизинговые операции в АПК: проблемы учета и возможные направления совершенствования

России лизинг стал применяться до начала 90-х гг. ХХ века в сравнительно набольших масштабах и лишь в международной торговле, рассматриваемый советскими внешнеторговыми организациями в качестве одной из форм приобретения или реализации такого оборудования как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита.

На протяжении длительного периода времени экономическая сущность лизинга остается спорной, поскольку содержание и роль его теории трактуется противоречиво.

Одни рассматривают лизинг как своеобразный способ кредитования предпринимательской деятельности, другие полностью отождествляют его с долгосрочной арендой, третьи считают лизинг завуалированной формой купли-продажи средств производства или права пользования чужим имуществом, четвертые интерпретируют лизинг как действие за чужой счет, то есть управление чужим имуществом по поручению доверителя.

Многообразие и противоречивость взглядов объясняется недостаточной разработкой теоретических вопросов лизинга и, следовательно, отсутствием единого методологического подхода на практике.

Экономическая сущность лизинга объясняется характером имущественных отношений, возникающих при лизинговых сделках. Имущество - предмет договора лизинга - является собственностью лизингодателя, лизингополучатель же в течение срока действия договора получает право владения и пользования имуществом за определенную плату.

Лизингополучатель может стать собственником лизингового имущества, уплатив лизингодателю выкупную цену, как в течение срока договора, так и досрочно. В качестве выкупной цены может быть принята остаточная стоимость имущества.

Лизингополучатель приобретает право владения и пользования имуществом по договору лизинга, уплачивая за него лизингодателю причитающуюся по договору сумму в виде лизинговых платежей, которые включают полную или частичную компенсацию стоимости имущества, предусмотренную договором, а также плату за предоставленную лизинговую услугу и дополнительные услуги, предусмотренные договором.

Поскольку экономическая сущность лизинга предопределяется специфическими имущественными отношениями, следует отметить, что возможен переход права собственности на лизинговое имущество от лизингодателя к лизингополучателю: в договорах финансового лизинга может предусматриваться право лизингополучателя на выкуп лизингового имущества.

При лизинге кредит предоставляется в товарной форме, а погашаться может в денежной форме или компенсироваться встречными услугами, продукцией в т.ч. и выпускаемой на арендуемом оборудовании.

Лизинг тесно связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую, сложную тройственную экономическую основу и сохраняет в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые сочетаются и дополняют друг друга, образуя новую организационно-правовую форму бизнеса [24, c.181].

Лизинг как сложное социально-экономическое явление, выполняет важнейшие функции по формированию многоукладной экономики и активизации производственной деятельности. Из многочисленных функций лизинга согласно поставленной задаче целесообразно выделить финансовое, производственное, и снабженческое обеспечение, получение налоговых льгот.

Финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителей от единовременной оплаты полной стоимости необходимого средства производства и предоставлении ему долгосрочного кредита.

Производственная функция лизинга заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, научно-техническому процессу. При полном лизинге передача имущества может сопровождаться широким сервисом: техническое обслуживание, страхование, обеспечение сырьем, рабочей силой и т.д.

Функция сбыта - это расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта, вовлечение в сферу лизинга тех, кто не сразу может купить то или иное имущество.

Функция получения налоговых и амортизационных льгот имеет следующие особенности:

· взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;

· лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что соответственно снижает налогооблагаемую прибыль;

· возможность применения ускоренной амортизации, начисляемой не на базе срока службы лизинга, а исходя из срока контракта, снижает облагаемую налогом прибыль и ускоряет обновление имущества.

В результате лизинг способствует диверсификации предложений спектра товаров и услуг, вовлекая новые объекты в свою сферу: развивает и диверсифицирует рынок средств производства, сокращает цикл освоения новых поколений техники [22, c.280].

Основными препятствиями развития лизинга в России являются:

· высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компании) весьма проблематично;

· высокий уровень налогов;

· отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к. она приобретает оборудование за полную стоимость;

· отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг;

· за рубежом термином "лизинг" называется отношение финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций;

· неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизации рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур т.п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний;

· макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозят экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизацией и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть" во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретение его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуации не каждая организация может позволить себе ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга). Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.

1.2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На современном этапе в России можно выделить четыре периода становления лизинга и формирование его правовой среды.

Первый (начальный) этап (1988 - 1989 гг.) характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге. Началом развития лизинговых операций в России можно считать 1988 г. когда было создано советско-финское СП "Арендмаш" по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. По данным Центрального банка СССР, в 1989 г. объемы лизинговых операций в СССР составили 400 млн. долл. и соответствовали 32 месту на мировом рынке.

Во втором периоде, с начала 90-х годов, лизинговая деятельность в России осуществлялась по аналогии с арендной без специальных нормативных и законодательных документов. Правовая неопределенность увеличивала степень риска партнеров и тем самым сдерживала предпринимательскую инициативу и ограничивала практическую реализацию научно-технического прогресса. В это время отмечены единичные сделки на рынке лизинговых услуг.

Третий период, с сентября 1994 г., характеризовался активным формированием специальной нормативной базы лизинговых сделок. К январю 1996 г. были приняты следующие нормативные акты:

· Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности".

· Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 663 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", включая Временные правила о лизинге.

· Приказ Министерства финансов РФ от 25 сентября 1995 г. № 105 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций".

· Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. № 1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".

· Гражданский Кодекс РФ, часть вторая.

· Временная инструкция о взимании таможенных платежей от 8 июня 1995 г. № 01-20/8107.

Четвертый период (октябрь 1998 г.) ознаменован вступлением в действие специальный закон РФ от 29 октября 1998 г. № 164 "О лизинге". Кроме того, предполагалось на этом этапе провести в соответствие "разрозненную" во времени и понятиях уже существующую правовую базу, регулирующие лизинговые отношения и прежде всего касающихся вопросов отражения в учете этих специфичных, относительно новых операций для субъектов макро и микро-отношений. Указы Президента РФ, постановления Правительства России и другие нормативные акты, регулирующие лизинговые отношения, должны быть приведены в соответствии с Законом "О лизинге" [14, c.16].

К первым законодательным документам следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 17.09.1994 года № 12928 "О частных инвестициях в РФ", который создал основу для работы с конкретными бизнес - планами частных инвесторов и обеспечил возможность государственной поддержки высокоэффективных коммерческих проектов.

Базисным документом в России является Федеральный закон "О лизинге" № 164-ФЗ, который определяет лизинг как форму инвестиционной деятельности и предусматривает налоговые и таможенные льготы.

Лизинг как правовой институт нашел отражение также в Гражданском кодексе РФ.

Одним из первых документов, определивших становление и организацию лизинга, были: Указ Президента Российской Федерации от 17.09.1994 года № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности", постановление Правительства РФ от 29.06.1995 года № 663 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которым было утверждено "Временное положение о лизинге" и намечен ряд первоочередных мероприятий по развитию лизинга. Впервые в России этот документ определил методологические основы лизинговой деятельности, права и обязанности участников договора лизинга, лизинговые платежи, бухгалтерский учет и отчетность.

Вопросы обеспечения функционирования лизинга нашли отражение в соответствующих нормативно-правовых документах:

· постановление Правительства РФ от 26.02.1996 года № 167 "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации";

· постановление Правительства РФ от 20.11.1995 года № 1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли";

· письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20.07.1995 года № 61-13/10268 "О таможенном оформлении товара, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений";

· приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.09.1995 года № 105 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций";

· постановление правительства РФ от 01.02.2001 года № 8 "О лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации";

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.