Рефераты. Модель актуарного развития пенсионной системы России

p align="left">Размер пенсии в типовых зарубежных моделях рассчитывается достаточно укрупненно: определяется средний размер пенсии и далее он, как правило, индексируется по заданному темпу роста (инфляции, средней заработной платы или комбинированному). Для актуарного оценивания финансового состояния пенсионной системы России и в дореформенный период такой подход был неприемлем, поскольку трудовая пенсия включала в себя массу дополнительных выплат, не зависевших от трудового вклада застрахованного лица (различные надбавки, повышения, компенсационные выплаты и пр.), индексация которых осуществлялась темпами, отличными от темпов роста основного размера пенсии.

С введением условно-накопительной схемы и разделением пенсии на базовую, страховую и накопительную части расчет еще более усложнился и требует, кроме обособленного исчисления каждой составляющей пенсии, определения пенсионных прав застрахованных лиц, заработанных в течение всего периода трудовой деятельности. Таким образом, возникает потребность в перекрестных расчетах (когда отслеживаются взносы каждой группы застрахованных лиц в течение всего страхового стажа и исходя из них определяется размер расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений).

В новых условиях потребовалось осуществить разбиение совокупности пенсионеров на две группы: вышедшие на пенсию до старта реформы и вышедшие на пенсию после старта реформы, и постоянно отслеживать численность доживающих до следующего года представителей каждой группы. Подобное усложнение расчетов вызвано разными способами оценки прав застрахованных лиц, вышедших на пенсию в различные моменты времени. У пенсионеров, пенсия которым назначена до начала реформы, отсутствует накопительная часть, а также расчетный пенсионный капитал, заработанный в новой системе.

Как следствие, в российской практике актуарных расчетов возникла также потребность в расчете численности так называемых «доживающих пенсионеров» внутри группы лиц, вышедших на пенсию после начала реформы.

Это обусловлено как особенностями формулы исчисления расчетного пенсионного капитала в распределительной части пенсионной системы в переходный период, так и необходимостью оценки объема расходов на выплату накопительной части трудовой пенсии (законом установлены собственные тарифы отчислений для различных возрастных групп).

Наконец, ни одна из известных моделей не предусматривает постепенного перевода части лиц, имеющих право выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста, в профессиональные пенсионные системы, финансируемые на основе накопительных принципов за счет взносов по дополнительному тарифу.

Вышеназванные причины потребовали от ПФР разработки собственной актуарной модели.

2 Модель актуарного оценивания системы обязательного пенсионного страхования России

2.1 Задачи и структура актуарной модели ПФР

Особенности отечественной пенсионной системы и новые задачи пенсионной реформы в России, определенные в принятых законодательных и нормативно-правовых актах, внесли существенную специфику в традиционные методы проведения актуарных расчетов и в саму структуру актуарной модели.

В первую очередь это относится к формированию финансового блока актуарной модели. Модель оценки финансового состояния пенсионной системы России ориентирована:

-на характеристику объемов поступлений в каждый из компонентов пенсионной системы по каждой категории плательщиков в соответствии с установленными тарифами взносов (ставками единого социального налога) и дифференциацией шкалы облагаемого дохода;

-на оценку обязательств пенсионной системы в разрезе каждой категории застрахованных лиц в каждый год прогнозного периода;

-на исчисление размера пенсии в страховом и накопительном блоках пенсионной модели исходя из размера пенсионного капитала застрахованных лиц, адекватного объему уплаченных взносов;

-на выработку мер по обеспечению стабильного функционирования пенсионной системы;

-на выработку рекомендаций по корректировке доходной части бюджета в случае возникновения дефицита;

-на выработку рекомендаций по использованию бюджетного профицита в рамках действующего законодательства, включая возможность формирования страхового резерва финансовых средств и (или) дополнительной индексации пенсий, и (или) снижения ставок отчислений в пенсионную систему.

Модель оценки финансового состояния системы обязательного пенсионного страхования в РФ реализована в виде программы, созданной средствами Visual Basic for Application, имеющей блочную структуру, и представляет собой набор таблиц формата Excel 97.

Программа включает три модуля (рис. 2):

1) модуль подготовки исходных данных (разработка демографического и макроэкономического прогнозов);

2) расчетный модуль, состоящий из:

2.1) блока доходов,

2.2) блока расходов распределительной части пенсионной системы,

2.3) блока расходов накопительной части,

3) модуль выходной информации (результирующий модуль), включающий:

3.1) блок формирования (сведения) баланса системы обязательного пенсионного страхования (результирующий блок),

3.2) блок графической интерпретации выходных параметров,

3.3) блок-систему архивации и хранения данных.

Рис. 2. Структура актуарной модели системы обязательного пенсионного страхования

2.2 Методы актуарного моделирования демографических показателей развития пенсионной системы

Входными данными для актуарной модели системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации являются долгосрочные демографический и макроэкономический прогнозы, которые, ввиду возможности их представления в различных формах, нуждаются в предварительной подготовке для дальнейшего использования в расчетах.

Долгосрочный демографический прогноз разрабатывается с использованием специальной демографической модели и включает в себя прогнозы трех видов, каждый из которых содержит соответствующие категории населения в

разрезе одногодичных возрастных групп отдельно по мужчинам и женщинам:

-прогноз численности населения;

-прогноз рынка труда;

-прогноз численности пенсионеров.

Исходными данными для расчета являются данные, представленные Госкомстатом Российской Федерации и Минтрудом Российской Федерации по форме «94-собес»:

-демографическое распределение населения Российской Федерации по полу и возрасту в базовом году;

-коэффициенты смертности населения по полу и возрасту в базовом году;

-коэффициенты рождаемости по возрастам (от 15 до 49 лет) в базовом году;

-количество эмигрантов и иммигрантов в зарубежные страны по полу и возрасту в базовом году;

-количество пенсионеров базового года по основным видам пенсий;

-количество новых назначений пенсионеров базового года: всего и по основным видам пенсий.

Прогнозирование демографической ситуации осуществляется на основе предположений об изменении параметров рождаемости, смертности и миграции населения. Основным показателем воспроизводства населения является коэффициент рождаемости, который определяет количество рождений детей у женщин репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет включительно) в данном году.

Количество детей, рожденных в данном году, будет равно сумме произведений числа женщин одного возраста в предыдущем году на коэффициент рождаемости для женщин данного возраста в предыдущем году, т.е.:

где child(year) - количество детей, рожденных в данном году;

d_fem(age, year-1) - количество женщин репродуктивного возраста в году, предшествующем рождению детей;

d_fert(age,year-2) - коэффициент рождаемости для женщин определенного возраста в году, предшествующем рождению детей;

F - коэффициент изменения рождаемости [<1>] по сравнению с предыдущим годом.

Если коэффициент рождаемости задан как количество рождений на n женщин, количество детей, рожденных в данном году, примет вид:

Для определения количества рождений мальчиков и девочек используется допущение о том, что соотношение рождений мальчиков и девочек составляет соответственно 0,51 и (1-0,51) от всех рожденных детей года, так как согласно статистическим наблюдениям мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. Для мальчиков значение коэффициента boy = 0,51, для девочек girl = 1-boy.

Тогда количество рождений мальчиков и девочек примет соответственно вид:

d _men(age0, year) =boy *child( year) ,

d _ fem(age0, year) =girl * child( year) .

Подставив в это выражение формулу расчета количества детей, рожденных в данном году, получим соответственно для мальчиков и девочек:

Таким образом, определяется численность и состав населения в возрасте до 1 года в данном году.

При определении численности населения (по полу и возрасту), доживающего до следующего года, используются коэффициенты смертности для соответствующих категорий (пол/возраст). Функция дожития населения данного возраста и пола принимает вид: для мужчин -- 1 - mort_men(age -1, year - 1), а для женщин -- 1 -mort_fem(age - 1, year - 1), где mort_xxx(age - 1, year -1) - коэффициент смертности на одного человека населения (коэффициент смертности / 1000).

Количество мужчин/женщин, доживающих до следующего года определяется как:

d _men(age, year) =d _ men(age -1, year -1) * (1-M *mort _men(age -1, year -2)) ,

d _ fem(age, year) =d _ fem(age -1, year 1) * (1-M *mort _ fem(age -1, year -2)) ,

где d_men(age -1, year -1) -количество мужчин возраста age -1 в предыдущем году; d_fem(age -1, year -1) -количество женщин возраста age -1 в предыдущем году; M-коэффициент изменения смертности [0<1>] по сравнению с предыдущим годом.

Таким образом, используя формулы рождаемости и дожития населения, можно получить распределение по полу и возрасту в последующем году после базового. Применяя данные методы n раз, можно получить распределение численности населения по полу и возрасту в любом году прогнозного периода.

Миграция населения - важный фактор изменения численности населения, который выражается как разность между прибывшим (иммиграция) и выбывшим (эмиграция) населением. Отрицательная миграция отражает отток населения из страны, положительная - приток населения в страну.

Исходя из данных о численности и возрастно-половой структуре эмигрантов и иммигрантов в базовом году, можно сделать предположение о характере изменения миграционных потоков в прогнозном периоде.

Процесс миграции можно описать следующим образом:

где imigr_men(age, year) -- иммиграция мужчин по возрасту и году;

imigr_fem(age, year) -- иммиграция женщин по возрасту и году; emigr_men(age, year) -- эмиграция мужчин по возрасту и году; emigr_fem(age, year) -- эмиграция женщин по возрасту и году; migr_men(age,year) -- миграция мужчин по возрасту и году;

migr_fem(age, year) -- миграция женщин по возрасту и году;

migr_all(age, year) -- миграция мужчин и женщин по годам; K -- коэффициент миграции относительно предыдущего года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.