Рефераты. Морское страхование

Морское страхование

6

Министерство науки и образования Украины

Университет Экономики и Управления

Реферат

По дисциплине: «Страхование»

На тему: «Морское страхование»

Выполнила:

студентка 422 группы

Валеева Дарья

Симферополь, 2008

1. Особенности морских рисков и страхования морских судов

По страхованию средств водного транспорта могут быть застрахованы морские и речные суда любого класса и назначения (корпус судна с надстройками и рубками, судовые помещения, двигатели, котлы, вспо-могательные механизмы, оборудование, судовые устройства и т. д.). Страховые компании возмещают убытки, происшедшие вследствие случайностей и опасностей плавания, а так-же по другим причинам внезапного и непредвиденного характера. При этом все возможные события делятся на две группы - не свя-занные и связанные с действиями судовладельца. К первым отно-сятся затопление судна в шторм, посадка на мель, удар молнии, по-жар, пиратство и др. Наступление же рисков второй группы судо-владелец, как правило, имеет возможность предотвратить: взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты оборудования и корпуса и т. п. Поэтому в последнем случае страховщики изучают все об-стоятельства, связанные с возмещением убытков, на предмет на-личия или отсутствия вины судовладельца.

Договор страхования может быть заключен в одном из ниже-следующих вариантов:

1) «с ответственностью за полную гибель». По этому варианту возмещаются убытки, возникшие вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной), которая произо-шла по любым причинам, кроме перечисленных в исключе-ниях. Также подлежат возмещению убытки, связанные с про-пажей судна без вести, убытки и взносы по общей аварии (по доле судна), а также необходимые и целесообразно про-изведенные расходы по спасанию судна, предотвращению и уменьшению убытков, а также по установлению их раз-мера;

2) «с ответственностью за повреждение». Здесь возмещаются затраты по устранению повреждений судна, его механизмов, машин и оборудования, происшедших по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в исключениях;

3) «с ответственностью за гибель и повреждение».

К упомянутым исключениям, когда убытки не возмещаются, относятся случаи их наступления вследствие известной страхова-телю немореходности судна до выхода его в рейс, эксплуатации судна в условиях, не предусмотренных его классом, износа, кор-розии судна, его частей, машин, оборудования или принадлежно-стей и т. д.

В заявлении о страховании судовладелец должен сообщить точные сведения о судне (тип судна, название, год постройки, флаг, класс регистра, валовая вместимость судна) и указать усло-вия страхования. Так же, как и по страхованию воздушных су-дов, договор можно заключить на срок и на рейс. В первом слу-чае страхователь также указывает район плавания и срок страхо-вания, а во втором -- пункты начала и окончания рейса, его продолжительность и пункты захода. При страховании на рейс обязательства страховщика начинаются обычно с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления и оканчива-ются с момента пришвартования или постановки на якорь в пор-ту назначения.

Отметим, что страховая организация возмещает убытки, проис-шедшие только в том районе плавания или в том рейсе, который был указан в договоре страхования. При выходе судна из пределов рай-она плавания или при отклонении от обусловленного пути следова-ния страхование прекращается. Однако если этот выход или откло-нение связаны со спасанием человеческих жизней, судов и грузов, вызваны необходимостью обеспечения безопасности плавания, то страховая защита остается в силе. Для получения страхового возме-щения судовладелец должен представить необходимые документы:

судовые и машинные журналы, объяснения капитана и других чле-нов команды, акт осмотра, подлинники счетов на все виды расхо-дов, произведенных в момент происшествия и во время ремонта.

При повреждении судна возмещается стоимость его ремонта, равная сумме расходов, необходимых для приведения судна в со-стояние, в котором оно находилось в момент заключения догово-ра страхования. Последний часто предусматривает и размер невоз-мещаемой части убытка. Например, могут не возмещаться 10% расходов по устранению повреждения машин, котлов и оборудо-вания судна, 25% расходов по устранению повреждений, получен-ных в результате контакта со льдом, и др. Возмещение в размере страховой суммы выплачивается в следующих случаях:

а) при полной фактической гибели судна (судно полностью уничтожено или безвозвратно утеряно для страхователя);

б) при полной конструктивной гибели судна (восстановление или ремонт судна экономически нецелесообразны);

в) при пропаже судна без вести (о судне не поступало никаких сведений в течение трех месяцев, причем последнее известие о судне было получено до истечения срока договора страхо-вания).

При выплате страхового возмещения в случае полной гибели или пропажи судна без вести к страховщику переходит право соб-ственности на застрахованное судно в пределах уплаченной сум-мы. Однако если страховая компания отказывается от права соб-ственности на судно, то возмещение выплачивается без вычета остаточной стоимости имущества. Отметим, что, кроме общих ос-нований расторжения договора страхования, страховщик имеет пра-во досрочно прекратить его в случае изменения, приостановления или окончания действия класса судна, который последнее имело на момент заключения договора.

Всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, может представлять объект морского страхования. В качестве основных объектов морского страхования рассматриваются суда, перевозимые грузы, жизнь и здоровье членов экипажа и пассажиров, гражданско-правовая ответственность перевозчика и других участников транспортного процесса (например, морского агента) за ущерб, причиненный третьим лицам. К числу возможных объектов морского страхования относится упущенная коммерческая выгода, связанная с процессом морской перевозки грузов, т. е. потеря фрахта, бремя расходов, причитающихся по общей аварии, различные штрафные санкции, предъявляемые к судовладельцу, а также судебные издержки по рассмотрению спорных дел в суде и арбитраже. Круг возможных объектов морского страхования в целом очень широк. Содержание объекта морского страхования обязательно указывается в условиях заключаемого договора страхования либо в правилах клуба взаимного страхования судовладельцев.

Характеристика возможных объектов страхования содержится в залицензированных правилах и условиях страховщика применительно к каждому конкретному виду страхования. Страхователь имеет право в любой момент ознакомиться с содержанием этих условий и правил, прошедших правовую и экономическую экспертизу в органе государственного страхового надзора, по национальной принадлежности страховщика.

Наличие объекта морского страхования ставит перед страховщиком задачу его экспертной оценки на предмет соответствия требованиям имеющихся правил и условий страхования, а также определения меры стоимости этого объекта.

Технико-экономический аспект оценки объекта морского страхования носит название сюрвейя (survey), а специалисты, занятые на этом участке работы, называются сюрвейерами (surveyors). Сюрвейя проводится на стадии, предшествующей заключению договора страхования или введению судна в клуб взаимного страхования, а также по факту страхового случая, когда требуется установить действительные размеры материального ущерба, причиненного страхователю, и произвести страховую выплату либо дать мотивированный отказ. Документально оформленные выводы сюрвейи в форме отчетов, актов, докладов и т. п. используются в андеррайтинге.

Различают сюрвейеров морского страховщика и независимых сюрвейеров. В Украине сюрвейерская деятельность подлежит обязательному государственному лицензированию.

Сюрвейеры, работающие в аппарате морского страховщика, также называются аварийными комиссарами (loss adjusters). К независимым сюрвейерам в качестве юридических или физических лиц относятся классификационные общества, а также специализированные сюрвейерские фирмы либо отдельные дипломированные специалисты.

Оценка ОМС, с точки зрения целесообразности дальнейшего заключения договора морского страхования в отношении ОМС или введения судна в клуб взаимного страхования, носит название андеррайтинга (underwriting).

Андеррайтинг морских судов для целей страхования выделяет две крупные группы объектов. Первую группу этих объектов составляют морские суда, находящиеся в эксплуатации, вторую группу - суда, находящиеся в постройке. Морской страховщик исходит из того, что суда - это сложные в техническом и конструктивном отношении инженерные сооружения, способные плавать и предназначенные для перевозки грузов и людей, а также выполнения различных работ.

2. Договор морского страхования и взаимоотношения сторон

Морское страхование - это один из видов имущественного страхования. Его целью является возмещение ущерба, причинённого страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес.

Морской путь - это время стоянки, время перевалки, складирования, промежуточной, речной, сухопутной перевозки.

Страхователем может быть любое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях и получают выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.

Объектом морского страхования может быть всякий связываемый с торговым мореплаванием имущественный интерес - это судно, в том числе и находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, ожидаемая от продажи груза прибыль, заработанная плата.

Страховая сумма должна соответствовать страховой стоимости, но при страховании грузов сюда включается ожидаемая прибыль.

Суда делятся на группы по:

· назначению;

· районам плавания;

· материалам постройки;

· ходу движения (парусные, колёсные, винтовые);

· роду двигателя (ветровые, паровые);

· Торговые суда делятся на наливные и сухогрузы.

Страховщики принимают на страхование любой имущественный интерес связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.

Условия страхования плавающих средств зависят от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности - это страхование торговых судов.

КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели транспортного средства.

Страховое покрытие распространяется на:

· судно;

· машинное оборудование;

· оснащение;

· всё, что есть на борту.

Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения, различают понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.

Полная гибель судна - это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.

Полная конструктивная гибель судна - это собственность, находящаяся в состоянии, не подлежащем восстановлению, она признаётся в случае, если затраты на ремонт больше стоимости корабля после ремонта.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.