Рефераты. Обслуживание физических лиц на примере ОАО "Далькомбанк" г. Биробиджан

p align="left">Эти операции могут быть связаны с:

- консолидацией наследуемого имущества;

- уплатой долгов и налогов;

- распределением имущества между наследниками;

- разделом имущества и оказанием личных услуг членам семьи.

Управление собственностью является видом прижизненных трастовых операций, когда собственник по тем или иным причинам не желает или не может распоряжаться имуществом в своих интересах. В этом случае заключается специальный договор. При этом, в процессе управления собственностью доверитель может вмешиваться в управление переданным им в распоряжение доверительного лица имуществом.

Договор может предусматривать как активный, так и пассивный траст.

Опекунство и обеспечение сохранности имущества осуществляются по доверенности в порядке осуществления опекунских функций над несовершеннолетними, недееспособными гражданами.

Трастовые операции по своей сути являются банковскими, так как такие функции, как учёт операций, хранение ценностей в сейфах, депозитные операции, финансовый анализ и многие другие выполняются коммерческими банками.

Учёт трастовых операций имеет некоторые особенности. Он ведётся на забалансовых счетах, то есть средства, поступившие в управление, не являются собственностью доверительного управляющего. В случае банкротства последнего имущество, переданное в траст, не включается в конкурсную массу. В то же время, при банкротстве учредителя управления, доверительное управление этим имуществом прекращается и оно включается в конкурсную массу.

Развитие рыночной экономики и реорганизация банковской системы в нашей стране явились основой расширения и появления ряда нетрадиционных банковских операций и услуг. К числу таких операций относятся трастовые операции.

Для осуществления трастовых операций в банках создаются траст-отделы или учреждаются небанковские филиалы, специализирующиеся на операциях по управлению ценными бумагами и другим имуществом клиентов.

Коммерческие банки используют трастовые операции в следующих целях:

1. Как источник получения дополнительного дохода;

2. В качестве способа приобретения контроля над крупными корпорациями и их денежными средствами;

3. Для налаживания связей с крупной клиентурой;

4. Для преодоления ряда контрольных ограничений, установленных для коммерческих банков некоторых стран в области инвестиционной деятельности (например, США). Услугами траст-отделов банков пользуются частные лица, фирмы, благотворительные фонды и т.д.

При этом банки могут осуществлять следующие функции по доверенности своих клиентов:

1. Осуществление операций по доверенности для частных лиц, в том числе управлению имуществом в виде акций и иных фондовых ценностей, недвижимости и прочего имущества, переданного на ответственное хранение или по завещанию.

2. Выполнение доверительных функций по поручению АО.

3. Оказание агентских услуг для частных лиц, фирм и иных организаций.

В ходе осуществления этих функций банк может:

- выступать в качестве агента по долговым обязательствам и другим ценным бумагам от имени их держателя по доверенности, по уплате налогов и страховых взносов, по продаже и покупке собственности на доверенные средства, по открытию и ведению траст-счетов;

- осуществлять распоряжение наследством;

- временно управлять делами компаний и фирм при их реорганизации, ликвидации, банкротстве и т.д.;

- предоставлять интересы доверителей на собраниях акционеров;

- выступать в качестве институционального инвестора - покупателя ценных бумаг, активно работая, при этом не только с предприятиями, организациями, акционерными обществами, но и с физическими лицами.

Однако в сегодняшней экономической ситуации банки еще не могут играть присущей им роли в развитии рынка трастовых услуг. Причинами, сдерживающими оказание такого рода услуг, являются инфляция, низкая доходность производственных инвестиций, отсутствие налоговых льгот для банков, вкладывающих средства в инвестиции, существование громадной просроченной задолженности и недоверие населения.

Поэтому достаточно успешно развиваются преимущественно такие виды трастовых услуг, как размещение и контроль по поручению клиентов за принадлежащими им акциями, долями, паями и другими средствами в зарубежных предприятиях или создание подобных предприятий для клиентов.

За годы экономической реформы в России появились лица, обладающие значительными легальными денежными средствами. По оценке отдельных экспертов, у населения находится 34,6% всех инвестиционных источников, что порождает неудовлетворенный спрос на услуги по содействию в использовании этих средств.

Поэтому перед российскими коммерческими банками стоят задачи по оказанию таких трастовых видов услуг, как размещение наличных денежных состояний в высоколиквидные активы, формирование целевых вкладов граждан на приобретение недвижимости, иного имущества или ценных бумаг с заданными параметрами (приобретение акций конкретного предприятия).

По мере расширения и укрепления сферы деятельности коммерческих банков и круга трастовых операций, большая их часть будет приходиться на операции управления по доверенности ценными бумагами клиентов, а также осуществление инвестиций в ценные бумаги за счет средств, переданных в доверительное управление банку частными предприятиями и населением.

С чисто формальной точки зрения, выполнение трастовых операций можно отнести к посреднической (агентской) деятельности, осуществляемой за комиссионное вознаграждение. Однако это лишь одна из сторон траст-деятельности, которая в развитых странах стала составным элементом экономического механизма. Поэтому, в недалеком будущем, с развитием экономики, по мере становления рынка ценных бумаг и расширения процесса приватизации государственной собственности, доверительные операции смогут получить развитие в практике коммерческих банков. Прежде всего это касается предоставления банками агентских услуг для физических и юридических лиц. Для этого потребуется создание соответствующего правового обеспечения.

Организация платежного оборота пластиковых карт. Функционирование и развитие рыночной экономики в России выявило предпосылки для создания платежной системы безналичных расчетов в общероссийских масштабах. Во-первых, это рост потенциальных пользователей такой системы - лиц, которые нуждаются в платежном инструменте, позволяющем не держать при себе большие суммы наличных денег и иметь надежное и удобное средство расчетов. Во-вторых, коммерческие банки в России заинтересованы в создании подобной системы в целях привлечения новых клиентов посредством предоставления им более широкого спектра услуг и удобств в расчетах.

Использование пластиковой карточки предоставляет ее владельцу ряд преимуществ по сравнению с пользователем наличных денег.

Во-первых, можно не носить с собой большой суммы наличных денег и соответственно не испытывать сомнительного удовольствия от объемного кошелька. Кроме того, электронные деньги практически нельзя потерять - утратив карточку достаточно сообщить об этом платежной системе и можно идти карточку восстанавливать. При этом таможня пластиковые карточки деньгами не считает и соответственно каких-либо препятствий их владельцам не чинит.

Во-вторых, карточка позволяет быстро обналичить деньги, обменять одну валюту на другую, получить ряд дополнительных услуг.

В-третьих, карточка работает на престиж владельца - позволяет ему подняться по социальной лестнице в глазах окружающих.

Классическая пластиковая карточка позволяет также расплачиваться даже, если у ее пользователя в данный момент нет денег. Собственно говоря, ради этой кредитной функции пластиковые карточки и были придуманы. В кредит люди покупают легче и больше, чем если приходилось при покупке всякий раз расставаться с кровными наличными. Кроме того, не надо держать свои долги в голове - с этим успешно справляется кредитная компания. Фактическое отсутствие у российского потребителя возможности пользоваться кредитной составляющей пластиковой карточки не может не иметь серьезных последствий для этого рынка.

Если говорить серьезно, то российского потребителя могут интересовать только две функции пластиковой карточки - поднятие собственного престижа и разного рода "международные довески" - услуги, которые может получить владелец пластиковой карточки, эмитированной российским банком, оказавшись за границей. В этой связи очень сомнительно, чтобы российские платежные системы смогли в перспективе составить достойную конкуренцию системам международным. В конце концов, пластиковые карточки стали популярны не потому, что это солидно. Доверие к обладателю пластиковых денег - это следствие развития платежных систем, а не их причина. Базируется это доверие на одном простом соображении: если у человека есть пластиковая карточка, значит банк ему доверяет - готов дать кредит.

Рассмотрим несколько принципиальных моментов действия систем пластиковых карточек.

Во-первых, пластиковые карточки основаны на взаимном доверии. Без доверия банку-эмитенту и платежной системе в целом клиенты не будут иметь с ними дело. Без доверия клиенту (основанного на уверенности и расчете, а не на душевном движении), очевидно, невозможен кредит (по смыслу слова), а значит и кредитные карточки, как просто удобная форма кредита. Но без презумпции добропорядочности большинства клиентов бессмысленным становится и выпуск расчетных дебетовых пластиковых карточек. Возможности для злоупотреблений по ним достаточно велики и потери от них могут перестать быть пренебрежимой величиной. Особенно это опасно тогда, если занимающиеся карточками компании не располагают (как в нашем случае) эффективными санкциями за подобные злоупотребления (вроде занесения в широкодоступные черные списки обладателей плохой кредитной истории), а законобоязни и уважения к судебным решениям у клиентов часто не хватает.

Второй важный момент - это то, что операции по кредитным карточкам по определению именные операции. Информация о том, где, когда, на что и сколько вы потратили, собирается, проходит несколько инстанций, распечатывается, и, наконец, рассылается клиентам. В мире кредита неприкосновенность личной жизни владельца карточки неизбежно оказывается потревоженной. Сведения о покупках могут стать известны контролирующим органам.

Взгляд западных партнеров

В развитии рынка международных пластиковых карточек Россия отстает от соседей по переходному периоду более, чем можно было бы ожидать. В странах Центральной (бывшей Восточной) Европы первые международные карточки появились в 1991 году в Венгрии. С тех пор жители этих стран обзавелись более чем 300 тысячами карточек систем Europay International и VISA International. В анализах отраслевых перспектив вырисовывается потенциальный рынок для 30 миллионов карточек. Сопоставим это с 6 тысячами карточек, выпущенными в СНГ (правда, почти все из них - в России). Для справки: в 1990 году в мире было более 200 миллионов пользователей карточками VISA и более 150 миллионов - карточками Mastercard; на США приходилось чуть более 50% этих цифр. Глущенко, Валерий Владимирович. Менеджмент: Системные основы.- 2-е изд., доп. и испр.- Железнодорожный: Крылья, 1998.- 224 с

Дополнительный комфорт или дополнительную головную боль получает обладатель наиболее популярных международных пластиковых карт на просторах нашей Родины. Этот вывод важен и для потенциального российского потребителя пластиковых карт.

1.3. Значение обслуживания клиентов - физических лиц в деятельности кредитных организаций

Состав продавцов на банковском рынке не исчерпывается одними коммерческими банками. В начале 80-х годов президент компании «Виза Интернэшнл» (Visa International) даже зая-вил: «В будущем банки перестанут быть в центре денежного обраще-ния. Их место займут другие предприятия». Двумя другими группами конкурентов (и весьма активных) являются небанковские кредит-но-финансовые институты и нефинансовые предприятия.

Небанковские кредитно-финансовые институты -- это учрежде-ния, формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, во многом аналогич-ных банковским. Поэтому в англоязычной экономической литерату-ре небанковские кредитно-финансовые институты получили назва-ние «околобанки» (nеаг-bаnks). Так, в сфере кредитования определен-ную конкуренцию коммерческим банкам могут составить кредитные кооперативы, ломбарды, лизинговые и факторинговые компании и некоторые другие учреждения.

Кредитные кооперативы создаются на паевой основе предприятиями (как правило, мелкими) или частными лицами с целью кредитования производственных и потребительских нужд членов-пайщиков. Такие учреждения стали возникать в Европе в середине XIX в. В связи с развитием мелкотоварного производства, наибольшее развитие получив в Германии (в форме городских и сельских кредитных товариществ) и России (в форме обществ взаимного кредита, ссудных и ссудно-сберегательных товариществ).

В настоящее время свыше 80 стран охвачено сетью кредитных кооперативов. Они оказывают своим клиентам широкий спектр услуг: открывают накопительные, пенсионные и другие счета своим членам; предоставляют долгосрочные займы и открывают кредитные линии на покупку дома, автомашины, оплату обучения участвуют в чековом и вексельном обращении, выступают финансовыми консультантами по отношению к своим пайщикам и организуют их финансово-правовое обучение. Благодаря минимальным расходам на организационную деятельность и максимальной оборачиваемости капитала кредитные кооперативы становятся конкурентами коммерческих банков в обслуживании частных лиц. Процентная ставка здесь, как правило, существенно ниже, чем в банках.

Ломбарды - один из наиболее старых видов кредитных учреждений. Ломбарды традиционно занимались кредитованием физических лиц под залог личного движимого имущества (изделий из драгоценных металлов, предметов искусства и антиквариата, автомобилей и т.д.). В настоящее время ломбарды (иногда под названием залоговых или кредитно-залоговых компаний) создают многие российские ком-мерческие компании в рамках диверсификации своей деятельности, пользуясь тем, что отечественные банки пока еще мало внимания уделяют потребительскому кредитованию. Однако если в сфере кре-дитования ломбарды могут составить конкуренцию банкам за счет бо-льшей мобильности, готовности иметь дело с мелкими заемщиками, то они серьезно проигрывают в степени надежности хранения залога. Многие из вновь создаваемых ломбардов, к сожалению, не имеют со-ответствующим образом оборудованных хранилищ для ценностей и надежной охраны.

Лизинговые компании. Лизинговые компании стали приобре-тать машины, оборудование, транспортные средства и предоставлять это имущество в аренду обычно на 5--8 и более лет фирме-арендато-ру, постепенно погашающей задолженность по мере использования имущества. К началу 80-х годов лизинг получил широкое распростра-нение: по оценке западных экономистов, в развитых странах посред-ством лизинга покрывается от 6 до 20% ежегодных потребностей в средствах для инвестиций в основные фонды.

В нашей стране первая лизинговая компания была зарегистрирована еще в 1990 г. («Евролизинг ГмбХ»). Символично, что в числе ее основных учредителей были банки. С тех пор были созданы и другие лизинговые компании. Однако, в целом лизинг в Рос-сии пока еще развит довольно слабо.

Факторинговые компании. Другой формой косвенного кредитова-ния, практикуемой как банками, так и «околобанками», является факторинг, выражающийся в приобретении финансовым институтом у поставщиков права требования по поставкам товаров и оказанию услуг, принятии рисков исполнения таких требований и их последую-щей инкассации. В России факторинг развит пока слабо и предлагается в основном коммерческими банками.

Негосударственные пенсионные фонды. Кредитование не является единственной сферой, где коммерческие банки сталкиваются с конкуренцией «околобанков». В частности, в конкуренцию с банками за привлечение свободных средств клиентов выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), осуществляющие дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов работодателей и граждан. Активное создание в России негосударственных пенсионных фондов в какой-то мере сократило приток вкладов в коммерческие банки.

Страховые компании предлагают своим клиентам договоры страхования, часть из которых может, по существу, рассматриваться как субституты банковских вкладов.

Вновь создаваемые в постперестроечное России страховые ком-пании расширили ассортимент услуг. Например, одна стра-ховая компания предложила потенциальным клиентам бессрочный страховой сертификат, предназначенный для пожизненного, семейного и коллективного страхования от несчастных случаев, утверждая, что клиент может в любой момент без всяких ограничений возвратить полис компании и получить деньги с прира-щением, точно компенсирующим потери от инфляции. В этом при-мере страховая компания предлагает, по сути дела, аналог онкольного вклада, хотя и в завуалированной форме. Некоторые же страховщики конкурируют с банками открыто, рекламируя услуги по возвратному страхованию жизни, накопительному, сберегательному страхованию, страхованию от инфляции.

Помимо этого, страховые компании в некоторых странах (напри-мер, в Германии) занимаются долгосрочным кредитованием про-мышленных и торговых фирм. Существуют специализированные страховые компании, практикующие такой вид банковских услуг, как выдача гарантий.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.