В соответствии с такой целью деятельности центрального банка, как обеспечение стабильности банковской системы, центральный банк выступает как орган банковского регулирования и надзора. Регулирование банковской деятельности и контроль за их деятельностью - это система мер, посредством которых центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков. Банковское регулирование предполагает разработку и издание конкретных правил и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковской деятельности.
Контроль проводится с целью обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с законами и инструкциями. Надзор необходим, поскольку банковская деятельность по своей природе нестабильна: банки работают в основном за счет привлеченных, а не собственных ресурсов, платежеспособность банков во многом зависит от их способности сохранять доверие как вкладчиков, так и юридических лиц, клиентов, структуры сроков по активным и пассивным операциям различны, балансы банков и их внебалансовые позиции могут меняться быстрее, чем в производственных и торговых предприятиях и т.п. Кроме того, центральный банк может предупредить так называемые «системные» кризисы банков или сгладить их последствия. Общие принципы банковского надзора, сформулированы Базельским комитетом банковского надзора, который в 1977 г. разработал и опубликовал «Базовые принципы эффективного надзора на банковской деятельностью». Этими принципами руководствуется и Центральный банк РФ, осуществляя надзор за деятельностью российских коммерческих банков. Надзор Банка России за коммерческими банками начинается со стадии регистрации и выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности, проведение отдельных банковских операций (например, валютных операций, операций коммерческих банков с ценными бумагами). В процессе осуществления банковской деятельности Центральный банк проводит дистанционный надзор и инспектирование на местах. Дистанционный надзор предполагает получение, проверку и анализ финансовых отчетов и статистических данных. При этом контролируется выполнение банками установленных экономических нормативов и других пруденциальных норм деятельности. Директивное введение таких нормативов сдерживает экспансию банков на депозитном рынке, позволяет гарантировать соблюдение интересов вкладчиков. Таким образом Центральный банк получает информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии коммерческих банков. Эта работа проводится также при анализе оборотов и остатков денежных средств на счетах коммерческих банков в РКЦ. Естественно, что эффективность банковского надзора во многом зависит от своевременного и полного представления банками достоверной информации.
При инспектировании на местах Центральный банк использует метод выборки, уделяя особое внимание системам учета и контроля в банке.Центральный банк как агент правительства. Центральный банк выполняет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведет счета правительства, является его финансовым консультантом, а также осуществляет перевод валютных средств при расчетах правительства с другими странами и международными финансово-кредитными организациями.
В операциях по размещению и погашению государственного долга Центральный банк выступает одним из участников размещения и держателем части государственных обязательств. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга. При этом учитывается их воздействие на состояние банковской системы и приоритеты государственной денежно-кредитной политики.
В то же время, в настоящее время Центральный банк не имеет права предоставлять прямые кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это является одним из проявлений независимости Центрального банка.
Кассовое исполнение бюджета - это организация приема, хранения и выдачи государственных бюджетных средств, и средств государственных внебюджетных фондов, ведение учета и отчетности.
Не менее важной сферой деятельности Центрального банка является регулирование спроса на иностранную валюту и ее предложения с целью достижения устойчивого курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. При этом центральный банк выступает как орган валютного регулирования и валютного контроля. Полномочия Центрального банка как органа валютного регулирования и валютного контроля определены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
Как орган валютного регулирования в РФ Банк России:
· определяет сферу и порядок обращения валютных ценностей на территории РФ;
· устанавливает правила и порядок проведения в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций, единые формы учета, документации и статистики валютных операций;
· выдает и отзывает лицензии кредитным учреждениям на осуществление валютных операций.
Валютный контроль в РФ ставит своей целью обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций. Как орган валютного контроля Центральный банк действует совместно с Государственным таможенным комитетом России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю России через агентов валютного контроля: уполномоченные банки. В рамках валютного контроля Центральный банк через уполномоченные банки контролирует:
· правильность проведения операций по экспорту, импорту товаров, работ, услуг;
· правильность использования режимов валютных счетов;
· соблюдение порядка обязательной продажи части валютной выручки клиентами уполномоченных банков;
· правильность организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций в уполномоченных банках.
Помимо основных направлений деятельности Центрального банка есть и дополнительные, не связанные непосредственно с его основной задачей, но способствующие ее выполнению.
К числу этих направлений деятельности относится проведение аналитических, статистических и научных экономических исследований, прогнозирование экономических процессов прежде всего на макроуровне, анализ изменения экономической конъюнктуры, анализ финансового положения предприятий, осуществление связей с небанковской клиентурой, предоставление определенного набора общественных услуг (услуг коллективного пользования), подготовка и повышение квалификации кадров.Необходимость проведения аналитических, статистических и научных экономических исследований и составление экономических прогнозов развития российской экономики вызвана тем, что именно Центральный банк готовит проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и представляет его в Государственную Думу. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке (Банке России) основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:- анализ состояния и прогноз развития экономики России- основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.
С экономической точки зрения анализ и исследования общеэкономических процессов со стороны Центрального банка необходимы для выбора направлений денежно-кредитной политики, качества ее разработки и реализации. Принятие решения об основных ориентирах, параметрах и инструментах денежно-кредитной политики основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в России, с тем, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Относительно новым направлением деятельности Центрального банка является проведение мониторинга предприятий реального сектора экономики в рамках реализации проекта «Центр мониторинга предприятий». Целью данного проекта является создание в Банке России целостной системы мониторинга предприятий реального сектора в целях совершенствования денежно-кредитной политики с учетом современных условий развития российской экономики.
Информационно-исследовательская деятельность Центрального банка предполагает также консультационную деятельность, в рамках которой проводятся различного рода встречи, семинары, конференции, в том числе и на международном уровне. Кроме того, Центральный банк сотрудничает с центральными банками других стран, международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Законодательная структура
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ..
Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5