Рефераты. Организация Банком России эмиссионных операций

p align="left">Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Закон устанавливает и регулирует только эмиссию наличных денег, но допускает возможность осуществления платежей в виде наличных и безналичных расчетов. Учитывая, что конституционная норма не содержит указание на форму денежной эмиссии, мы считаем, что она предусматривает эмиссию денег как в наличной форме (банковские билеты - банкноты и металлические монеты), так и в безналичной форме (депозитарно-ссудные операции, кредитная эмиссия) Конституция Российской Федерации. Комментарий, с. 377-378..

Денежная эмиссия закладывает основы кредитно-денежного регулирования, которое в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции отнесено к ведению Российской Федерации. Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно Центральным банком Российской Федерации, охватывает:

· сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государственному сектору предпринимательства;

· проведение политики в вопросе об учетной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между учетными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов;

· контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»;

· необходимость включения всех федеральных расходов в федеральный бюджет.

Как правильно отмечает Б. Федоров, вся стратегия в области денежной эмиссии состоит в том, чтобы «пресечь неконтролируемое поступление в экономику денежной массы, сделать систему более восприимчивой к воздействию кредитно-денежной политики и финансовой политики в целом».

Функции центральных банков по управлению кредитно-денежной системой, по образному выражению Дуайта Семлера, «это тот перекресток, где политика и закон сходятся с экономикой».

Действительно, вопросы об объемах денежной эмиссии решаются не только Центральным банком, но и политическими органами - Федеральным Собранием, принимающим ежегодно Федеральный закон о бюджете, Правительством, «разрабатывающим и представляющим Государственной Думе федеральный бюджет» (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции). Все законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104 Конституции).

В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются кардинальными в экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень независимости Центральному банку. Это - конституционная гарантия «устойчивости рубля».

Речь идет именно об определенной степени независимости ЦБ, а не о полной Элстера Я. «Конституционные суды и центральные банки: предупреждение самоубийства или соглашение о самоубийстве»: Конституционное право: обозрение, № 3-4, 2003.

Обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч. 2 ст. 75 Конституции). Для правильного определения меры независимости ЦБ в обеспечении устойчивости рубля необходимо проанализировать ряд конституционных положений.

Кроме конституционных принципов-законоположений, при-нято выделять принципы-нормы, т.е. такие конституционные нормы, которые не нуждаются в принятии отраслевых законов, а обладают четко выраженным регулятивным потенциалом. В сфе-ре банковского права к числу названных принципов следует от-нести те нормы, которые регламентируют порядок назначения ру-ководства Банка России, его отчетности. Так, в соответствии со ст. 103 Конституции РФ назначение на должность и освобожде-ние от должности Председателя Центрального банка РФ отнесе-но к компетенции Государственной Думы РФ, которая рассмат-ривает этот вопрос по инициативе Президента РФ. На рынке фи-нансовых услуг единственным эмитентом денег является Централь-ный банк Российской Федерации (ст. 75 Конституции РФ). Ни-каких дополнительных нормативных актов для реализации этого положения не требуется, а то, что аналогичная норма содержит-ся и в Законе о Центральном банке, означает простое повторение уже существующего предписания.

Значение конституционных основ банковского права состо-ит в следующем. Во-первых, они программируют банковскую де-ятельность, распространяя на нее правовой режим предпринима-тельства и устанавливая свободу передвижения капитала и финан-совых услуг (ст. 8 Конституции РФ).

Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы ре-ализации банковских услуг, устанавливая при этом некоторые пра-вила и принципы.

Среди принципов можно рассматривать указан-ные в ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельнос-ти, конкуренцию, равную защиту всех форм собственности и др.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот ми-нимум гарантий прав и интересов участников банковских право-отношений, который не может быть ограничен специальными бан-ковскими нормами. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на защи-ту и т.п.

На первый взгляд может показаться, что указанные права и сво-боды соотносятся только со статусом гражданина в Российской Фе-дерации и не могут распространяться на юридических лиц. В действительности это не так, и подтверждением тому может слу-жить постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пп. 2 и 3 ч. первой ст. 11 Закона Российской Федерации «О федераль-ных органах налоговой полиции». Это постановление имеет суще-ственное значение для решения большого числа проблем, и не толь-ко проблем банковского права.

В данном же случае необходимо отметить, что Конституцион-ный Суд Российской Федерации установил, что конституционные права человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним приме-нимы. Такой вывод представляется вполне обоснованным, и до-казать его можно по принципу от обратного. Если допустить, что на юридических лиц не распространяется действие Конституции РФ (а, кстати, она даже не упоминает термина «юридическое ли-цо»), то необходимо будет признать, что в правовом поле наше-го государства существуют некоторые участки или сегменты, ко-торые не подпадают под конституционное воздействие. Это, в свою очередь, будет противоречить указанию Конституции РФ о том, что она действует на всей территории РФ и является актом выс-шей юридической силы.

Следовательно, конституционные гарантии прав и законных интересов должны распространяться и на банки как юридические лица, и на их клиентов независимо от организационно-правовой формы последних.

В-третьих, конституционные нормы создают основу для еди-нообразного банковского правового регулирования. Это выра-жается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компе-тенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по этим вопросам, следу-ет считать незаконными.

2.2. Налогообложение эмиссионной деятельности

Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» (с изменениями, внесенными Законом РФ от 18 октября 1995 г.) предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом. Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица -- эмитенты ценных бумаг. Налог взимается в размере 0,8% от номинальной суммы эмиссии и уплачивается плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии.

Согласно письму № 2023-1 от 12 апреля 1996 г. «О порядке применения Закона РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» от 12 декабря 1991 г.», где были приведены разъяснения Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (№ дв-2040), Госналогслужбы РФ (№ 05-02-03) и Министерства финансов РФ (№ 04-07-06),

-- при увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций налогообложению подлежит разница между заявленной эмитентом суммой выпуска акций нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения;

-- не является объектом обложения данным налогом, номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Под первичной эмиссией ценных бумаг акционерного общества понимается выпуск акций при учреждении акционерного общества.

При осуществлении операций купли-продажи ценных на вторичном фондовом рынке налог на операции с ценными бумагами не взимается.

3. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БАНКОМ ЭМИССИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ

3.1. Контроль за эмиссионными операциями наличности

Цель эмиссии наличных денег - обеспечение экономики платежными средствами. Монополия на эмиссию наличных денег (банкноты и монеты) принадлежит центральному банку. Эмиссия наличных денег представляет собой результат превышения суммами эмиссионных операций центрального банка по выпуску наличных денег в обращение сумм их изъятия из обращения за какой-либо промежуток времени. Наличноденежная эмиссия обладает высокой степенью эластичности, что определяется наличием у кредитных организаций возможности увеличивать по мере необходимости запасы наличных денег путем списания средств со своих счетов в центральном банке или депонирования на них излишков наличности. Расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций в регионах России выполняют расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России. Эмиссия наличных денег расчетно-кассовыми центрами осуществляется через открытые в них резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Через оборотную кассу РКЦ постоянно осуществляются операции по приему наличных денег от кредитных организаций и выдаче их кредитным организациям. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу РКЦ превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в резервный фонд. Резервными фондами РКЦ распоряжаются территорией учрежденияния Банка России. Если у кредитных организаций, обслуживаемых РКЦ, потребность в наличных деньгах превышает поступления денег в их операционные кассы, то РКЦ увеличивает выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ с разрешения территории учреждения Банка России переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу. Наличные деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступают в операционные кассы кредитных организаций, откуда выдаются их клиентам (в кассы предприятий или непосредственно населению)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.