Рефераты. Организация системы рефинансирования кредитных организаций

p align="left">Для получения доступа к проведению с Банком России кредитных операций в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312_П кредитная организация должна:

1) Заключить с Банком России генеральный кредитный договор на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных активами по форме приложения 1 к Положению Банка России от 12.11.2007 №312_П (далее - генеральный кредитный договор). Для заключения генерального кредитного договора кредитная организация должна обратиться с ходатайством в территориальное учреждение по месту нахождения ее корреспондентского счета.

2) Обеспечить наличие в договорах корреспондентского счета (корреспондентских счетов), заключенных с Банком России, права Банка России на безакцептное списание денежных средств в целях удовлетворения требований Банка России по кредитным операциям, совершенным в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312_П.

Кредитная организация-заемщик должна отвечать стандартным критериям для кредитных организаций - контрагентов Банка России, перечисленным ранее.

Погашение кредитов Банка России (кроме внутридневных кредитов) осуществляется путем предъявления Банком России инкассовых поручений к кредитующимся счетам банков.

В генеральном кредитном договоре по каждому кредитующемуся счету устанавливается лимит кредитования. Лимит кредитования представляет собой максимально возможную единовременную задолженность банка перед Банком России по внутридневным кредитам и кредитам по фиксированной процентной ставке (в части суммы основного долга). Величина лимита кредитования определяется Банком России с учетом предложений банка, указанных в ходатайстве на заключение генерального кредитного договора. В дальнейшем установленная величина лимита кредитования может быть изменена по ходатайству банка или по инициативе Банком России.

Обеспечением кредитов Банка России, предоставляемых в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312_П, являются «нерыночные активы» - векселя и кредитные требования, отвечающие установленным Банком России требованиям.

Процедура принятия Банком России активов в целях обеспечения возможности получения кредитными организациями кредитов Банка России, обеспеченных указанными активами, предусмотрена пунктом 3 приложения 3 к Положению Банка России от 12.11.2007 №312_П. Активы предоставляются кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитующегося счета (в настоящее время - корреспондентского счета), на который банк предполагает получать кредиты Банка России, обеспеченные соответствующими активами. Банк вправе в любой рабочий день обратиться в территориальное учреждение Банка России, в которое банк ранее представил активы в целях получения кредитов Банка России в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 №312_П, с просьбой о возврате указанных активов. Возврат активов осуществляется Банком России в случае, если указанные активы не являются обеспечением под уже предоставленные кредиты Банка России.

Управление системой рефинансирования Банка России, как и в большинстве центральных банков развитых стран, базируется на концепции минимизации рисков, возникающих при проведении операций денежно-кредитного регулирования.

2.2 Система рефинансирования как инструмент управления ликвидностью банковской системы

Рефинансирование, как инструмент денежно-кредитной политики, в первую очередь влияет на инвестиционную активность, т. к. его посредством осуществляется регулирование ликвидности банковской системы и, следовательно, объема ресурсов, которые банки могут инвестировать в экономику.

Несмотря на наличие практически всех элементов, присущих банковским системам развитых стран, сложившаяся на сегодняшний день в России система инструментов денежно-кредитного регулирования имеет целый ряд «узких» мест, которые существенно снижают ее эффективность.

Во-первых, отечественная система рефинансирования ориентирована на крупнейшие системообразующие банки. Данный подход в целом соответствует международной практике, когда ликвидные ресурсы, передаваемые основным оптовым продавцам денег - банкам первого круга, через механизм межбанковского кредитования «доводятся» до средних и мелких участников системы. Однако именно возможность перераспределения ресурсов через межбанковский рынок в российских условиях отсутствует. Отечественный рынок межбанковского кредитования имеет четко выраженную сегментацию: банки первого круга (крупнейшие системообразующие банки и дочерние структуры крупных международных банков), банки второго круга (средние банки московского региона и крупнейшие региональные банки) и банки третьего круга (мелкие и средние региональные банки).Гуревич М. Как решить проблему рефинансирования // Банковское дело в Москве.-2006.-№ 10.-С.48-50.

Во-вторых, низкую эффективность отечественного рефинансирования усугубляют существенные различия в структуре балансов отечественных кредитных организаций. Если в структуре активов банков первого круга значительную долю занимают ликвидные ресурсы - государственные и первоклассные корпоративные ценные бумаги, возможность быстрой реализации которых без значительных потерь на рынке достаточно высока, то в структуре активов остальных банков высокую долю занимают кредиты, а ликвидные активы представлены более рискованными вложениями, частности, в ценные бумаги предприятий - эмитентов «второго эшелона», векселя и бумаги, риск реализации которых с существенным дисконтом значительно выше. Одновременно именно банки «второго» и «третьего эшелонов» практически не имеют доступа к инструментам денежно-кредитного регулирования Банка России. Их возможности по привлечению централизованных ресурсов сводятся к получению «сверхкоротких» денег в рамках внутридневных кредитов и кредитов «овернайт», выдаваемых под залог все тех же ликвидных государственные ценных бумаг. Глазьев, С. «Кудрявая экономика» (Часть II) // Политический журнал.-2006.-№ 47-48.-с.24-25.

В-третьих, нельзя не отметить сверхкраткосрочного характера предоставляемых в рамках отечественной системы денежно-кредитного регулирования ресурсов, корни которого опять же лежат в концепции минимизации рисков Центрального банка. На сегодняшний день в рамках стандартных процедур рефинансирования банки - контрагенты Банка России могут привлечь ресурсы не более чем на 6 месяцев. При этом основной объем централизованных кредитов выдается на срок до 7 дней. Данные ресурсы могут рассматриваться лишь как источник разрешения краткосрочных проблем с текущей ликвидностью, носящих скорее технический характер (например, нехватка ресурсов в период налоговых платежей). Сложившаяся срочность выдаваемых централизованных ресурсов не позволяет их рассматривать в качестве средства разрешения важной проблемы российского банковского сектора, связанной с трансформацией относительно краткосрочных и мобильных пассивов в среднесрочные активы. Тем более ссуды Банка России не могут рассматриваться в качестве основы для формирования и снижения стоимости среднесрочных кредитных ресурсов, столь необходимых российской экономике. Удерживая ставку рефинансирования на уровне, существенно превышающем среднюю рентабельность производственной сферы, Центральный банк блокирует развитие всей банковской системы, ограничивая спрос на деньги краткосрочными спекулятивными операциями и сверхприбыльными отраслями.Глазьев С. "Кудрявая" экономика (часть II)//Политеческий журнал. -2006.-№47-48.-с.26

До внедрения в массовую практику механизмов кредитования под обеспечение «нерыночными» активами, действующая система рефинансирования почти не действенна. Это объясняется тем, что сегодня кредиты рефинансирования мало доступны и востребованы банками в регионах.

Невысокая востребованность существующих механизмов рефинансирования в целом обусловлена их малой привлекательностью для большинства малых и средних банков. Это обстоятельство имеет ряд причин:

- перечень долговых ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России, довольно узок и консервативен. По мере расширения ломбардного списка этот инструмент будет становиться популярнее;

- перспективность кредитования под залог векселей, кредитных требований или поручительств кредитных организаций как среднесрочного инструмента рефинансирования на срок до 180 дней сдерживается ограниченностью списка организаций, под залог векселей и кредитных требований к которым, Банк России предоставляет кредиты. Данный список включает в себя перечень из 18 крупнейших компаний.Письмо Банка России от 30 мая 2007 г. N 01-13-5/2186 "О перечне организаций". У большинства российских банков (не входящих в сотню крупнейших) кредитных требований к этим компаниям нет.

Таким образом, действующая в настоящее время система рефинансирования, в основном, ориентирована на крупнейшие банки. Для средних и мелких банков значительную часть ресурсов составляют наиболее дорогостоящие источники - вклады населения.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что применяемые в настоящее время Банком России инструменты рефинансирования не в полной мере отвечают требованиям действенности и равномерности воздействия на ликвидность банковской системы.

Заключение

В процессе написания данной работы, на основании нормативно-правовых актов, научной литературы, материалов периодической печати по исследуемой проблеме, были исследованы организационно-правовые механизмы функционирования системы рефинансирования кредитных организаций как инструмента управления ликвидностью кредитных организаций, проанализирован положительный опыт зарубежных стран по организации системы рефинансирования; рассмотрены способы предоставления кредитов Банком России, определена степень соответствия системы рефинансирования потребностям отечественной банковской системы.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Рефинансирование кредитных организаций является одним из инструментов денежно-кредитной политики государства. В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является для кредитных организаций кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования.

Осуществляя операции рефинансирования кредитных организаций, Банк России обеспечивает, тем самым, регулирование ликвидности кредитных организаций при недостатке у них средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств. Право кредитных организаций обращаться за получением кредитов в Банк России (на определяемых им условиях) закреплено в Федеральном законе РФ «О банках и банковской деятельности». Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров.

В зарубежной практике операции рефинансирования предназначены для регулирования денежно-кредитного оборота и оказания помощи финансово устойчивым банкам, испытывающим потребность в дополнительных ресурсах. Центральные банки активно выполняют функцию кредитора последней инстанции, обеспечивая при этом регулирование ликвидности банковской системы в целом. Осуществление этой функции в сочетании с развитой системой страхования депозитов в развитых странах практически свело на нет возможность традиционных банковских кризисов вследствие панических настроений вкладчиков. Характерной чертой американской и европейской системы рефинансирования является практически равный доступ банков (крупных, средних и мелких) к кредитам центральных банков, что обеспечивается использованием достаточно широкого перечня финансовых активов.

Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита, а так же по назначению. В первую группу входят три вида кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России: внутридневной, овернайт и ломбардный. Эта группа кредитов предоставляется для поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. Вторая группа инструментов рефинансирования - это кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций. Этот инструмент рефинансирования предназначен для стимулирования развития реального сектора экономики России.

Однако, несмотря на наличие практически всех элементов системы рефинансирования, присущих развитым странам, сложившаяся на сегодняшний день в России система инструментов денежно-кредитного регулирования имеет целый ряд «узких» мест, которые существенно снижают ее эффективность.

Во-первых, отечественная система рефинансирования ориентирована на крупнейшие системообразующие банки. Данный подход в целом соответствует международной практике, когда ликвидные ресурсы, передаваемые основным оптовым продавцам денег - банкам первого круга, через механизм межбанковского кредитования «доводятся» до средних и мелких участников системы. Однако именно возможность перераспределения ресурсов через межбанковский рынок в российских условиях отсутствует. Отечественный рынок межбанковского кредитования имеет четко выраженную сегментацию: банки первого круга (крупнейшие системообразующие банки и дочерние структуры крупных международных банков), банки второго круга (средние банки московского региона и крупнейшие региональные банки) и банки третьего круга (мелкие и средние региональные банки).

Во-вторых, низкую эффективность отечественного рефинансирования усугубляют существенные различия в структуре балансов отечественных кредитных организаций. Если в структуре активов банков первого круга значительную долю занимают ликвидные ресурсы - государственные и первоклассные корпоративные ценные бумаги, возможность быстрой реализации которых без значительных потерь на рынке достаточно высока, то в структуре активов остальных банков высокую долю занимают кредиты, а ликвидные активы представлены более рискованными вложениями, в частности, в ценные бумаги предприятий - эмитентов «второго эшелона», векселя и бумаги, риск реализации которых с существенным дисконтом значительно выше.

В-третьих, сложившаяся срочность выдаваемых централизованных ресурсов не позволяет их рассматривать в качестве средства разрешения важной проблемы российского банковского сектора, связанной с трансформацией относительно краткосрочных и мобильных пассивов в среднесрочные активы. Тем более ссуды Банка России не могут рассматриваться в качестве основы для формирования и снижения стоимости среднесрочных кредитных ресурсов, столь необходимых российской экономике. Удерживая ставку рефинансирования на уровне, существенно превышающем среднюю рентабельность производственной сферы, Центральный банк блокирует развитие всей банковской системы, ограничивая спрос на деньги краткосрочными спекулятивными операциями и сверхприбыльными отраслями.

Таким образом, действующая в настоящий момент система рефинансирования, в основном, ориентирована на крупнейшие банки. Для средних и мелких банков значительную часть ресурсов составляют наиболее дорогостоящие источники - вклады населения.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что применяемые в настоящее время Банком России инструменты и способы рефинансирования не в полной мере отвечают требованиям действенности и равномерности воздействия на ликвидность банковской системы.

Список литературы

1.
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ, с изменениями и дополнениями.

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями и дополнениями.

3. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. №395- I «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями.

4. Положение Банка России от 4 августа 2003 года №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» с изменениями и дополнениями.

5. Положение Банка России от 14 июля 2005 года №273-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций» с изменениями и дополнениями.

6. Положение Банка России от 12 ноября 2007 года №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами».

7. Указание Банка России от 5 апреля 2002 года №1132-У «О порядке взаимодействия Сводного экономического департамента Банка России и территориальных учреждений Банка России при предоставлении и погашении кредитов Банка России».

8. Указание Банка России от 21 июня 2002 года №1167-У «О порядке взаимодействия учреждений и подразделений Банка России при установлении лимита внутридневного кредита и кредита овернайт».

9. Указание Банка России от 31 марта 2000 г. №766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций».

10. Указание Банка России от 15 февраля 2008 г. №1984-У «О признании утратившими силу нормативных актов Банка России».

11. Письмо Банка России от 25.08.2006 №113-Т.

12. Богопольская, Е.В. Совершенствование системы рефинансирования // Банковское дело в Москве. - 2007.- №4. - С. 36-39.

13. Глазьев, С. «Кудрявая» экономика. (Часть II) // Политический журнал. - 2006.- №47-48. - С. 24-29.

14. Гуревич М. Как решить проблему рефинансирования // Банковское дело в Москве. - 2006.- №10. - С. 48-51

15. Есина Т.Н. Рефинансирование кредитных организаций: опыт и проблемы // Деньги и кредит. - 2006.- №3. - С. 41-43.

16. Левченко Д.В. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики // Деньги и кредит. - 2005.- №7. - С. 32-39.

17. Навой, А. Эволюция системы рефинансирования в России: история, проблемы и пути развития // Рынок Ценных Бумаг. - 2005.- №20. - С. 12-19.

18. Сорвин С.В. Вопросы рефинансирования кредитных организаций // Деньги и кредит. - 2006.- №1. - С. 8-12.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.