Рефераты. Особенности организации и регулирования деятельности банка на российском рынке ценных бумаг

ридический отдел взаимодействует с другими структурными подразделениями РО ФКЦБ, рассматривая переданные на правовую экспертизу документы и договоры. Его сотрудниками было обосновано 2 943 заключения по документам, представленным для регистрации выпуска ценных бумаг или отчёта об итогах выпуска ценных бумаг.

Работа в регионах

Основная деятельность отдела по работе с регионами связана с организацией взаимодействия РО ФКЦБ России в ЦФО с региональными органами государственной власти и управления по вопросам координации деятельности представительств РО ФКЦБ России в ЦФО в целях регулирования деятельности рынка ценных бумаг.

Региональным отделением ФКЦБ России в ЦФО подписаны соглашения о порядке координации деятельности по развитию рынка ценных бумаг с администрациями Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской областей. Распоряжением губернаторов Тульской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Ивановской областей приняты и выполняются региональные программы по развитию рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику областей.

Рис. 6. ЦФО

С 1 января 1999 года представительства начали осуществлять приём документов на государственную регистрацию выпусков ценных бумаг (отчётов об итогах выпусков) и их экспертизу. Контрольно-инспекционная работа деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется представительствами на основе планов, утверждаемых РО ФКЦБ России в ЦФО.

Данные по регионам

Данные по областным Представительствам РО ФКЦБ в ЦФО:

Представительство РО ФКЦБ по Владимирской области (действует с 24 мая 2000 года)

Представительство по Владимирской области (действует с 1 июня 2000 года)

Представительство по Калужской области (действует с 15 июля 1998 года)

Представительство по Костромской области (действует с 27 декабря 1999 год)

Представительство по Смоленской области (действует с 1 октября 1999 года)

Представительство по Тульской области (действует с 16 марта 1999 года)

Представительство по Ярославской области (действует с 24 июля 1999 года)

2.5 Судебная практика

Вопросы государственного регулирования деятельности рынка ценных бумаг всё чаще становятся предметом судебных разбирательств, формируя определённое направление судебной практики, которое ещё 5 лет назад отсутствовало. Ещё в 1998 году РО ФКЦБ участвовало в 14 судебных разбирательствах, то, например, в 2001 году уже в 146.

Распространенной категорией споров, по которым РО ФКЦБ России в ЦФО привлекается в качестве ответчика, является обжалование предписаний и постановлений о наложении штрафа. За 2000-2001 гг. в арбитражный суд было обжаловано 48 постановлений РО ФКЦБ России в ЦФО о наложении штрафов, из которых только 6 постановлений признаны недействительными.

Чаще всего обжалуются те штрафы, которые наложены за нарушение процедуры эмиссии ценных бумаг (отсутствие государственной регистрации выпусков ценных бумаг или неисполнение предписаний РО ФКЦБ В ЦФО о представлении документов для регистрации). Однако в отношении таких нарушений сложилась однозначная судебная практика - постановления РО ФКЦБ России признаются законными и обоснованными: ни один из указанных исков не был удовлетворён.

РО ФКЦБ участвует в качестве третьих лиц в судебных разбирательствах, предметом которых является законность сделок с ценными бумагами, решений общих собраний АО, действий регистратора.

В основе таких споров, как правило, лежат различные корпоративные конфликты. При обосновании исковых требований, акционеры нередко используют ничтожность сделок с ценными бумагами в связи с отсутствием их государственной регистрации, а также ссылаются на результаты проверок, проведённых ФКЦБ по жалобе акционеров.

В суды подаются также иски с требованием применить последствия недействительности ничтожных сделок с ценными бумагами, а именно: признать недействительными решения общих собраний акционеров, принятые акционерами, не имевшими права на участие и голосование по вопросам повестки дня, государственную регистрацию изменений в учредительные документы об увеличении уставного капитала.

Такие иски судом удовлетворяются независимо от того, что впоследствии выпуски могли быть зарегистрированы. Определяющим в таких случаях является отсутствие государственной регистрации на момент совершении сделки.

В 1999-2000 гг. РО ФКЦБ в ЦФО в порядке, установленном п.2 ст. 61 ГК РФ, направило в арбитражные суды 15 исков о принудительной ликвидации АО, незарегистрировавших выпуски ценных бумаг при учреждении, при этом 5 исков были удовлетворены.

2.6 Аттестация специалистов и организация обучения

В соответствии с Положением о РО ФКЦБ в ЦФО отдел аттестации и организации обучения осуществляет приём и обработку документов на сдачу квалификационных экзаменов на регистрацию (перерегистрацию) в Едином реестре аттестованных лиц.

Специалисты отдела обеспечивают проведение базовых квалификационных экзаменов для руководителей и специалистов организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также специализированные квалификационные экзамены серии 2.0.

Специализированные квалификационные экзамены других серий проводятся саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг на базе компьютерного учебного класса РО ФКЦБ в ЦФО при непосредственном участии сотрудников отдела аттестации и организации обучения.

Экзамены серии 1.0 и 5.0 проводятся саморегулируемой организацией НАУФОР, серии 3.0 и 4.0 - ПАРТАД.

Рис. 7. Сводные данные по проведённым экзаменам (1997 - 2002)

Ежемесячно проводятся апеляция по результатам базовых квалификационных экзаменов. В апелляционном обжаловании принимал участие 671 соискатель, из которых 450 соискателям базовый экзамен засчитан как успешно сданный.

В 1997-98 гг. в ходе обмена аттестатов 1-ой категории МинФина России на квалификационные аттестаты ФКЦБ России в отдел аттестации и организации обучения поступило 6 858 заявлений. С 10 апреля 1999 проводится приём документов на продление срока действия выданных квалификационных аттестатов ФКЦБ России. Количество принятых комплектов документов составило 2 456. Решением Аттестационной комиссии ФКЦБ 2 243 владельцам квалификационных аттестатов срок действия аттестата продлён, 56 - отказано в связи с несоответствием квалификационным требованиям.

С февраля 2000 осуществляется приём документов на регистрацию (перерегистрацию) в Едином реестре аттестованных лиц. На конец 2001 года в нём зарегистрировано 2 434 владельца квалификационных аттестатов ФКЦБ.

Итак, в данной главе была рассмотрена Федеральная Служба по финансовому рынке в ЦФО (включая Региональное отделение) в качестве объекта исследования, где были выявлены особенности её организации, структуры, приведено описание отделов и данные по регионам.

Глава 3. Организация и регулирование деятельности банка ЦБ России

3.1 Регулирование деятельности банка ЦБ России

Как уже отмечалось выше, главными участниками банковского организационного процесса являются Центральный банк, учредители и сам банк. При этом у каждого из них свои цели:

- Центральный Банк обеспечивает стабильность денежного обращения;

- учредители - получение дохода и специальных льгот;

- сам банк, как организация, стремится обеспечить собственное воспроизводство.

Особенности организации и регулирования деятельности банка связаны с деятельностью Центрального банка. Он, в соответствии с возлагаемыми на него государством , целями и задачами, должен обеспечить стабильность денежного обращения, что невозможно без регулирования безналичной эмиссии.

Особенности участия учредителей и самого банка в организационном процессе в наибольшей степенью связаны с регулирующей деятельностью Центрального банка. Регулируемость остаётся главным фактором, определяющим особенности деятельности банков.

Процесс самоорганизации банка строится на основе концепций банка как информационного процессора и портфеля.

Банк в силу особой предметно-производственной специализации является в условиях банкнотного обращения единственной организацией, осуществляющей выпуск безналичных денег.

Регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций с ценными бумагами. Этот тезис подтверждается существованием двух основных систем организации банковского дела на фондовом рынке - американской и германской, в основе различия которых лежат особенности государственного регулирования банковской деятельности.

Деятельность коммерческих банков, как и других экономических субъектов, осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации и другими нормативными актами регулирующих органов.

При это объектами регулирования на фондовом рынке являются: ценные бумаги, организации и частные лица, которые осуществляют операции на рынке, виды деятельности.

Регулирование операций банков с ценными бумагами осуществляется Центральным Банком через выполнение следующих функций:

- рефинансирование банков путём учёта векселей и предоставление ломбардного кредита;

- установку правил расчётов чеками и векселями;

- определение правил проведения банковских операций с фондовыми инструментами, их бухгалтерского учёта и форм отчётности;

- надзор за деятельностью банков на рынке ценных бумаг;

- регистрацию эмиссии ценных бумаг банков;

- организацию валютного регулирования и контроля;

- выпуск от своего имени облигаций.

Основной блок проблем, связан с отсутствием единой концепции регулирования деятельности банка на рынке ценных бумаг, основанной на понимании сущности банка как эмитента безналичных денег.

При операциях на фондовом рынке принципы обеспеченности, срочности, платности и возвратности становятся необязательными, а в некоторых случаях и невыполнимыми. Таким образом, акции являются по сущности бессрочными ценными бумагами, откуда следует, что условия выпуска денег в обращение при покупке акций на первичном или вторичном рынке не содержат срок обратного поступления денег в банк. Более того, многие виды ценных бумаг (акции, фьючерсы, опционы) могут не предполагать выплату дохода, но в то же время представлять интерес для инвестора как спекулятивный инструмент.

Таким образом, можно сформулировать основную концепцию регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг. Главными объектами регулирования должны стать направления деятельности банков, по которым обеспечением в широком смысле слова служат ценные бумаги. К специфическим объектам регулирования относят:

- инвестирование в ценные бумаги;

- кредитование на покупку ценных бумаг;

- кредитование под залог ценных бумаг;

- операции репо.

Другие фондовые операции банков должны регулироваться на общих со всеми финансово-кредитными организациями основаниях, так как особое место и роль банков в экономике связана только с операциями, связанными с эмиссией безналичных денег.

На данный момент в связи с отсутствием наиболее эффективных механизмов контроля банков над объектами своих фондовых вложений, наименее рискованными для денежного обращения и экономики является ограничение инвестиционных операций банков на фондовом рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.