Рефераты. Проблемы реформирования и стабилизации банковской системы России

p align="left">3. сохранение крупных многофилиальных банков, обладающих современными банковскими технологиями;

4. ограничение круга банков, которым предоставлено право выполнять платежи в бюджеты и внебюджетные фонды;

5. минимизация государственных затрат на проведение процедур реструктуризации.

Основным звеном системы реструктуризации банковской системы Российской Федерации должно стать Агентство по реструктуризации кредитных организаций.

Для решения указанных вопросов, прежде всего, необходимо обеспечить возврат бюджетных денежных средств из «проблемных банков». При индивидуальном подходе Банка России и Министерства по налогам и сборам России к «проблемным банкам» с точки зрения их возможностей осуществлять текущие налоговые платежи и выполнять требования реструктуризации задолженности по клиентским бюджетным обязательствам предусматривается, что инициирование Банком России отзыва лицензии, равно как осуществление мер финансовой поддержки «проблемных банков», происходит на основании наличия (отсутствия) соглашения между Министерством по налогам и сборам и указанными банками.

Интересам России отвечает стратегия, ориентированная на создание крупных многофилиальных банков. По объему активов и капитала такие банки должны входить в число крупнейших банков Европы. Их общее число должно сократиться до 700-800 крупных банков, работающих во всех регионах, и до 40-50 очень крупных многопрофильных банков федерального значения.

Появление банковских институтов такого масштаба существенно изменит ситуацию во взаимоотношениях банковского и реального сектора экономики России, российской банковской системы и мировых финансовых рынков. Только крупные банки в состоянии предоставлять значительному числу клиентов весь комплекс современных банковских услуг, аккумулировать достаточные финансовые ресурсы и перераспределять их между секторами экономики, удовлетворять спрос крупных предприятий на кредитные ресурсы, обеспечивать переток денежных средств из одних регионов в другие, привлекать иностранный инвестиционный капитал.

Чрезвычайно ответственной задачей является прекращение деятельности банков, восстановление работоспособности которых не представляется возможным. В настоящее время доля наиболее «проблемных банков» составляет почти 20% от их общей численности, причем в них сосредоточено около 40-45% банковских активов. Важно не затягивать ликвидационные процедуры, так как это приводит к «растаскиванию» хороших активов, росту убытков и нанесению ущерба клиентам. Необходимо внести соответствующие поправки в законодательство, строго ограничив временные рамки процедуры банкротства.

Целям дальнейшего повышения концентрации банковского капитала может служить инициирование слияний и объединений банковских учреждений, в том числе под принуждением.

Реструктуризация банковской системы будет неполной, если в стране не появится система защиты вкладчиков. Участвовать в системе гарантирования вкладов должны все банки, имеющие доступ на рынок частных вкладов. А такой доступ должны иметь только банки с устойчивым финансовым положением. На начальном этапе государство должно помочь в формировании данной системы.

Перспективы банковской системы России во многом зависят и от ее рекапитализации. Рекапитализация - это наращивание капитала и повышение его качества. Нынешний уровень совокупного капитала российских банков (около 111 млрд. рублей) не отвечает требованиям экономического роста и не позволяет банковской системе развернуть масштабные операции по кредитованию реального сектора. Более того, недостаточная капитализация банковской системы чревата новым, еще более тяжелым, чем нынешний, кризисом.

Капитализация является не только конкурентным преимуществом, но и существенным фактором устойчивости развития того или иного коммерческого банка. Банки, обеспечивающие максимальный рост капитала, так или иначе сумеют воспользоваться избытком финансовых резервов для кредитования, в то время как весьма ликвидные, но недостаточно капитализированные банки будут вынуждены размещать свои финансовые ресурсы в сравнительно низкодоходные активы.

В этих условиях важнейшая задача состоит в поиске источников финансирования программ реструктуризации и рекапитализации российской банковской системы.

На этом фоне возможности России весьма ограничены. Именно поэтому использование государственных средств должно сопровождаться жесткими требованиями к банкам, получающим помощь, с тем, чтобы исключить проведение ими рискованных операций, неоправданное удовлетворение интересов акционеров и менеджеров. Однако пока происходит противоположное: Банк России не обнародовал ни принципов отбора критериев своих кредитов, ни условий, выдвигаемых при оказании последними финансовой поддержки.

В целях привлечения средств банков в рекапитализацию банковской системы Банк России мог бы - в рамках представленных ему инструментов принуждения - потребовать от акционеров согласия на списание убытков, исполнения уставных капиталов банков, введения ограничений на выплату дивидендов в банках и т. п.

Среди других мер по рекапитализации банковской системы России приоритетное значение имеют следующие действия:

1. Прямое участие государства в капиталах крупных коммерческих банков. В последующем продажа доли государства станет одним из источников пополнения федерального бюджета.

2. Обусловленная финансовая поддержка: предоставление банкам кредитов под залог контрольных пакетов акций или приобретение таких пакетов; предоставление кредитов под залог прав требования по кредитным договорам коммерческих банков с предприятиями или под залог самих предприятий; финансирование государственных программ развития только через банки, находящиеся под контролем государства; субсидирование размера процентных ставок при кредитовании банками предприятий реального сектора и/или предоставление государственных гарантий по таким ссудам.

В условиях острого дефицита средств поддержки банковской системы особую роль призваны сыграть меры косвенного характера:

поощрение (или принуждение) акционеров коммерческих банков к вводу ограничений на выплату дивидендов, наращивание акционерного капитала и т.п.;

применение индивидуальных норм пруденциального надзора в отношении банков, в значительных объемах предоставляющих кредиты реальному сектору;

ослабление налогового бремени путем распространения на банки ставок налога на прибыль на уровне, действующем для их клиентов-предприятий (30% вместо 38%);

пересмотр применяемой Банком России практики оценки залога в 30% от номинальной стоимости ценных бумаг при предоставлении кредитов коммерческим банкам, т. е. перейти к принятой в мире процедуре, когда залог оценивается в некоей доле от текущих рыночных котировок используемого обеспечения;

создание (со стороны ЦБ) льготного режима для банков, предоставляющих среднесрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты;

снижение тарифов ЦБ на рассчетно-кассовое обслуживание;

повышение ответственности владельцев и руководителей банков за результаты деятельности последних, существенное укрепление менеджмента российских кредитных организаций.

В мировой практике существует ряд основных базовых и стандартных принципов реструктуризации банковских систем. Прежде всего, это минимизация затрат. При проведении реструктуризации банковской системы необходимо сделать оптимальный выбор способа реструктуризации. Приоритет здесь имеют меры, осуществление которых позволит выйти из кризиса с наименьшими бюджетными затратами. Одна из них - ликвидация проблемных банков. Это самый жесткий способ санации банковской системы. А наилучшим методом считается слияние проблемной организации со здоровым банком.

Следующий принцип - справедливое распределение бремени реструктуризации при ее проведении.

Другим важным принципом является предотвращение возникновения этих проблем (предотвращение повторения системных рисков), так как банковский сектор с социальной, общественной точки зрения - это сектор повышенного риска.

Глава 3. Меры правительства и Банка России по стабилизации экономического положения банков

В России термин «реструктуризация кредитных организаций» возник и устойчиво вошел в экономический оборот после дефолта 1998 г.

В законодательстве под реструктуризацией кредитных организаций понимается комплекс мер, применяемых государством для урегулирования проблем, возникающих в банковском секторе во время системного кризиса.

Реструктуризация банков может быть направлена как на финансовое восстановление банков, так и на ликвидацию неплатежеспособных организаций. Однако и в первом, и во втором случаях цели реструктуризации остаются неизменными - максимально быстрое оздоровление банков (банковской системы) и защита интересов их кредиторов.

Почему именно государство занимается реструктуризацией банков? Банковская система - важнейший инфраструктурный элемент экономики. Ее основные задачи - обеспечение платежного оборота между экономическими субъектами, аккумулирование свободных сбережений и капитала, их трансформация в кредиты и инвестиции.

Приостановка выполнения банковской системой своих функций приводит к разрушительным последствиям для всей экономики. Утрата сотнями тысяч семей своих сбережений провоцирует рост острого социального недовольства.

Именно по этой причине в период банковских кризисов необходимо вмешательство государства, это его публичная обязанность. Кроме того, во время системного кризиса только государство способно выступить в качестве организующей силы и может найти финансовые ресурсы, исчисляемые значительными суммами (в ряде стран - до 50% ВВП).

Тактика действий государства по реструктуризации кредитных организаций зависит от многих факторов. Основные среди них - конкретные причины банковских кризисов, общеэкономическая ситуация, в которой они возникли и протекают, возможности государственного бюджета.

Причины финансового кризиса 1998 г. в России лежали в сфере неудовлетворительного состояния экономики и государственных финансов. Искусственное поддержание стабильного курса рубля привело к резкому сокращению сальдо торгового баланса, который в первом полугодии 1998 г. достиг критически низкого уровня в 2 млрд. долл. Дефицит федерального бюджета составил 146 млрд. руб. Правительство оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг. В результате произошла резкая девальвация рубля, что привело к кризису на всех сегментах финансового рынка (межбанковского, валютного, денных бумаг).

Кризис серьезно затронул более половины российских банков. Однако в его эпицентре оказались в основном крупнейшие, так называемые «олигархические», системообразующие банки. В них было сосредоточено около четверти активов банковской системы, пятая часть остатков средств на счетах клиентов. Эти банки имели наиболее развитую банковскую инфраструктуру.

Кризис сопровождался массовым изъятием вкладов из банковской системы, вызванным паникой среди населения. За два месяца объем депозитов граждан сократился на 11,2 млрд. руб. (на 35%) и 1,1 млрд. долл. США (на 29%).

Из-за недостаточности ликвидных средств банками были остановлены платежи клиентов. В начале сентября 1998 г. объем платежей, не проведенных банками, составил примерно 50 млрд. руб.

Резко снизилась устойчивость банковской системы. Только по официальной отчетности совокупный капитал банков сократился почти на 40%, или 38 млрд. руб. Реально сокращение было еще масштабнее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.