Рефераты. Пути повышения эффективности работы банка с физическими лицами на примере ОАО "Приорбанк"

1 ноября 1988 г. состоялась учредительная конференция по созданию банка на паевой основе.

20 января 1989 г. Госбанком СССР зарегистрирован Минский инновационный банк.

23 августа 1989 г. Минский инновационный банк переименован в Белорусский инновационный банк.

22 ноября 1991 г. состоялась учредительная конференция по преобразованию Белорусского промышленно-инновационного банка в Акционерный коммерческий банк «Приорбанк».

12 июля 1991 г. Белорусский инновационный банк переименован в Белорусский промышленно-инновационный банк «Приорбанк».

1992 г. Приорбанк становится участником международной платежной системы Виза.

1994 г. Приорбанк становится участником международной платежной системы Мастеркард / Европэй.

22 марта 1996 г. Акционерный коммерческий банк «Приорбанк» переименован в "Приорбанк" Акционерное общество.

Июнь 1997 г. Европейский Банк Реконструкции и Развития приобрел акции 6-го выпуска, после чего его доля в уставном фонде банка составила 27%.

22 мая 2000 г. «Приорбанк» Акционерное общество переименован в «Приорбанк» Открытое акционерное общество.

2000 г. Приорбанк становится участником программы содействия торговле Европейского банка реконструкции и развития.

2003 г. Приход стратегического инвестора - Райффайзен Интернешнл, который приобрел 63,05% акций Приорбанка.

2004 г. Подписание соглашений с Международной финансовой корпорацией и Европейским банком реконструкции и развития по кредитованию малого и среднего бизнеса в Беларуси.

2007 г. Европейский банк реконструкции и развития в рамках Программы финансирования торговли присвоил банку награду «Наиболее активный банк в финансировании внешней торговли в Республике Беларусь».

2008 г. Покупка Райффайзен Интернешнл Банк-Холдинг АГ акций Европейского банка реконструкции и развития и внесение дополнительных инвестиций в капитал Приорбанка в сумме 50 млн. евро.

Рисунок 2 - Структура собственников банка на 01.01.2009

В соответствии с рисунком 2 главным акционером банка (87,74% акций) является RZB-Австрия (Raiffeisen Zentralbank Osterreich). Основанный в 1927 г., этот финансовый институт является центральным институтом в австрийской банковской группе Райффайзен, предоставляющим полный комплекс коммерческих и инвестиционных банковских услуг. Райффайзен группа обслуживает примерно четверть внутреннего банковского рынка Австрии, имеет крупнейшую в стране филиальную сеть, насчитывающую 2 340 офисов, в которых работают 21 000 человек. RZB-Австрия является первым по присутствию в странах Центральной и Восточной Европы (18 филиалов), где стоит в одном ряду с ведущими местными банками, и предлагает коммерческие, инвестиционные услуги и услуги населению.

С момента своего создания ОАО «Приорбанк» рассматривал в качестве приоритетного направления развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями. Финансовое учреждение активно сотрудничает с зарубежными банками, что позволяет ему привлекать кредитные ресурсы на более выгодных условиях для инвестирования в национальную экономику. Также банк осуществляет активную деятельность по обслуживанию внешнеэкономических операций Республики Беларусь, является уполномоченным банком по обслуживанию государственных программ.

Банк активно сотрудничает со всеми категориями клиентов - с крупными корпоративными клиентами, малым и средним бизнесом, населением. К крупным клиентам относятся организации с валовым оборотом за год не менее 5 млн. евро. К средним - с оборотом 1-5 млн. евро. Остальные юридические лица относятся к категории малых. вклады в белорусских рублях

К услугам, оказываемым организацией физическим лицам, относятся :

- вклады в белорусских рублях и иностранной валюте;

- банковские пластиковые карточки;

- кредиты наличными и на пластиковые карточки;

- операции с ценными бумага;

- денежные переводы;

- депозитарные сейфы;

- услуги дистанционного банковского обслуживания (Интернет-Банк; СМС-Банк);

- расчётно-кассовое обслуживание.

Среди услуг для юридических лиц можно выделить следующие:

- кредиты в белорусских рублях и иностранной валюте;

- депозиты в форме приобретения облигаций ОАО «Приорбанк», депозитных сертификатов;

- расчётно-кассовое обслуживание;

- услуги на рынке ценных бумаг;

- инвестиционно-банковские услуги;

- валютно-обменные операции, в том числе доступ к торговой площадке Форекс ( оперативная информация о курсах покупки, продажи, конверсии валют по сделкам Форекс в режиме реального времени);

- система электронного документооборота «Клиент-Банк» даёт возможность создавать, редактировать платежные и другие документы, вести их учет;

- эквайринг - это банковский сервис, позволяющий торговым сервисным предприятиям принимать платежные карты клиентов для оплаты за товары и услуги;

- факторинг - финансирование под уступку денежного требования.

Банк занимается благотворительной деятельностью.

Филиальная сеть Приорбанка включает около 100 структурных подразделений. Высококвалифицированный персонал банка обслуживает более 859 тыс. клиентов.

ОАО «Приорбанк» является учредителем ряда дочерних компаний, что даёт ему возможность предоставлять ещё больший спектр услуг:

а) Агентство недвижимости «Риэлт-Экспресс»;

б) Лизинговые частные унитарные предприятия «Приорлизинг» и «Райффайзен-Лизинг». Основной вид деятельности - финансовый лизинг;

в) Производственно-строительное частное унитарное предприятие «Дом Офис 2000»;

г) Унитарное страховое предприятие «Седьмая линия».

ОАО «Приорбанк» входит в число шести системообразующих банков страны. Рыночная доля банка на рынке банковских услуг Беларуси на 01.01.2009 составляет:

- активы банка - 9,9% или 4193 млрд.р. (третье место);

- собственный капитал - 5,8% или 421,7 млрд.р. (четвёртое место);

- прибыль - 12,8% или 73 млрд. р. (третье место);

- кредиты юридическим лицам - 8,8% (третье место);

- кредиты населению - 10% или 1335млрд.р. (второе место);

- средства юридических лиц - 7,4% (пятое место);

- средства населения - 5,6% или 868млрд.р. (пятое место);

- средства иностранных банков - 23,6% (первое место).

Банк имеет следующие награды:

- «Банк года в Беларуси» по версии журнала «The Banker» (2003, 2004, 2005);

- «Лучший банк Беларуси» по версии журнала «Global Finance» (2004, 2005, 2006);

- «Лучший банк Беларуси по проведению валютно-обменных операций” по версии журнала «Мировые финансы» (2004, 2005, 2006);

- Наиболее прибыльный банк холдинга Райффайзен в 2004 г.

«Лучший банк Беларуси» по версии журнала «Евроденьги» (2005, 2006).

Являясь членом австрийской банковской группы Райффайзен, ОАО «Приорбанк» использует опыт своего основного акционера и первым внедряет новые банковские продукты и технологии на финансовом рынке страны.

В банке проводится оптимизация бизнес-процессов, внедрение современных банковских и информационных технологий, а также системы контроллинга, позволяющей производить оценку соответствия результатов деятельности намеченным целям и выявлять потенциал дальнейшего развития. В частности освоение информационных технологий имеет своей целью минимизировать прямые контакты с клиентами в Центры банковских услуг ЦБУ и максимально автоматизировать обслуживание с помощью электронных каналов передачи данных и систем автоматизации обработки документов.

Также необходимо отметить, что в банке осуществляется централизация как основной, так и операционной деятельности. Ключевая задача - переход от распределенной банковской модели к централизованной на основе включения баз данных всех филиалов по всем сегментам клиентов в одну централизованную систему с объединенным балансом на основе интегрированной банковской системы.

Организационная структура банка является клиенто-ориентрованной. Это значит построена таким образом, чтобы получить максимальный эффект от работы с каждым сегментом клиентов. Выделен ряд департаментов банка, которые специализируются не на выполняемых операциях, а по видам обслуживаемых клиентов (см. приложение А). Это предоставляет банку возможность определять политику и приоритеты взаимодействия с определённой группой клиентов.

В ОАО «Приорбанк» существует двух уровневая система управления: Центральный офис - ЦБУ. Следовательно, эффективность работы банка зависит от качества проделанной работы на обоих уровнях. В функции Центрального офиса входит:

- разработка стратегии развития банка;

- разработка и внедрение методологии;

- организация работы и развитие каналов продаж;

- разработка новых продуктов;

- ведение бухгалтерии;

- анализ качества работы банковских подразделений и разработка мероприятий по повышению эффективности.

Эффективность же работы ЦБУ зависит от эффективности продаж, качества обслуживания. В каждом ЦБУ имеется управляющий, он и руководит работой следующих отделов: обслуживания корпоративных клиентов, средних и малых клиентов, розничного бизнеса, службы клиентского сервиса, кредитного контроля и сопровождения кредитных проектов, денежного обращения и кассового обслуживания.

2.2 Департамент по работе с частными клиентами: структура и анализ его работы

Как видно из организационной структуры в Центральном офисе (см. приложение А), вопросами, связанными с работой с физическими лицами, занимаются департамент по работе с частными клиентами, отдел по работе с карточными продуктами, отдел электронных каналов обслуживания и продаж, а также отдел управления рисками физических лиц.

Однако прямое взаимодействие с клиентами осуществляют отдел розничного бизнеса в ЦБУ. Основными направлениями его деятельности являются:

- консультирование клиентов;

- обслуживание клиентов ;

- предоставление различных форм (наличными или карточкой) и видов кредитов;

- оформление депозитов;

- сопровождение приобретённых продуктов;

- проведение различных операций по счетам клиентов;

- платежные и валютно-обменные операции;

А в функции департамента по работе с частными клиентами входит:

- разработка новых продуктов;

- планирование и организация совместных проектов с организациями, предоставляющими различные услуги населению(страховые компании, авиакомпании, магазины);

- продвижение банковских продуктов для физических лиц;

- организация продаж банковских продуктов для физических лиц;

- определение направлений тарифной, кредитной, процентной политики;

- мониторинг выполнения целей;

- участие в формировании бюджета банка по обслуживанию населения;

- работа с жалобами клиентов в сфере повышения качества услуг;

- поддержание контактов с банками группы RZB, обмен опытом;

- постановка задач отделу информационных технологий для разработки и доработки программного обеспечения;

Работа департамента в Центральном офисе построена по принципу: каждый сотрудник курирует определённое (-ые) направление (-я) деятельности департамента. Руководит их работой начальник департамента и два его заместителя.

Департамент активно сотрудничает с департаментом информационных технологий, отделом по работе с карточными продуктами, отделом управления кредитными рисками физических лиц.

2.3 Анализ финансовой деятельности банка

2.3.1 Общий анализ финансовой деятельности банка

Начальным этапом анализа финансово-хозяйственной деятельности банка является функциональный анализ. Проведём его на основе данных годовых бухгалтерских балансов за период с 2006 по 2008 гг. (см. приложение Б). Этот вид баланса имеет укрупнённую форму построения и предназначен для публикации в открытой печати. В нём отражаются активы, обязательства, собственный капитал банка, остатки по внебалансовым счетам. Активы банка - часть баланса банка, отражающая на определённую дату состав и размещение всех принадлежащих данному кредитно-финансовому учреждению ресурсов. Подразделяются на приносящие доходы и не приносящие их. К активам, не приносящим доходов, относятся денежные средства в кассе, на корреспондентском и резервном счетах, а также основные средства, материалы, нематериальные активы банка и иммобилизованные (отвлеченные из оборота) собственные средства. Активы, приносящие доходы, подразделяются на учетно-кредитные и банковские операции. Приумножение активов банка осуществляется за счет проведения активных операций: выдача кредитов, инвестиционные операции, оказание услуг клиентам банка, прочие активные операции, способствующие получению прибыли. Пассивы банка- это все выставляемые банку денежные требования, кроме требований его владельцев. Пассивы являются основным источником ресурсов.

Рисунок 3 - Динамика роста активов и пассивов

Для начала последовательно проследим за общим развитием банка. Как видно из рисунка 3 в 2008 г. банк значительно активизировал свою деятельность, причём как в области привлечения займов, так и в сфере активных операций. Проанализируем причины изменения величины и структуры пассивов. И поскольку существенных изменений в капитале не происходило, то более подробно исследуем привлечённые средства.

Как следует из таблицы 1, в 2008 г. обязательства банка возросли по сравнению с 2007 г. на 88% и составили 3,7 млрд. р., и в целом увеличились за последние три года в два раза. Рассмотрим структуру пассивов и выявим статьи, а следственно и направления деятельности банка, которые стали причиной такого стремительного увеличения обязательств.

Таблица 1 - Динамика обязательств банка за период с 2006 по 2008 гг., млн.р

Статья

1 января 2007 г.

1 января 2008 г.

Темп роста, %

1 января 2009 г.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Средства Нацбанка

8 887,60

1 743,20

19,61

7 377,30

423,20

Кредиты и другие средства банков

473 380,60

628 869,20

132,85

2 010 246,90

319,66

Средства клиентов

807 884,00

1 288 786,20

159,53

1 664 708,60

129,17

Ценные бумаги, выпущенные банком

681,80

8,20

1,20

27 912,70

340 398,78

Прочие обязательства

278 964,00

84 805,30

30,40

61 403,20

72,40

Всего обязательства

1 569 798,00

2 004 212,10

127,67

3 771 648,70

188,19

Чётко прослеживается тенденция быстрого роста кредитов других банков. Так в 2008 г. по сравнению с предыдущим периодом они возросли более чем в три раза. Это служит отражением решения банка активней финансировать малый и средний бизнес в стране, а также приобретения оборудования предприятиями автомобилестроения, мебельной промышленности и птицеводства. Эти проекты в свою очередь повлекли рост займов банка у иностранных партнёров. Так кредитование малого бизнеса через кредитные линии для малого бизнеса Международной финансовой корпорации (МФК) динамично реализуют Белгазпромбанк, Приорбанк, Астанаэксимбанк. В декабре 2006 г. подписано соглашение с Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении Приорбанку синдицированного кредита в размере 25 млн. долл. США на срок до восьми лет. Проект направлен на развитие ипотечного кредитования физических лиц резидентов Республики Беларусь. Динамично развивается сотрудничество Приорбанка в сфере долгосрочного кредитования с Международной финансовой корпорацией. Так, в июле 2006 г. Приорбанком подписано Кредитное соглашение, по которому Приорбанк получил кредит в размере 20 млн. долл. США Сотрудничество с агентствами по страхованию экспорта. Основным займом в 2008 г. явился кредит предоставленный ВТБ Европейским банком Англии Приорбанку в размере 100 млн. долл. США сроком на два года. В целом Приорбанк является лидером среди белорусских банков по привлечению кредитных ресурсов из-за рубежа, что обусловлено его принадлежностью к группе Райффайзен.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.