В современной литературе нет единого мнения относительно понятия и сущности банка. Так, в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 395-1 от 02.12.90 г., он определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 17 от 03.02.96 г. (с изм. и доп.)..
При анализе сущности понятия «коммерческого банка» необходимо учитывать двойственность его природы, определяемую исходя из фундаментальных законов диалектики. Двойственность эта заключается в том, что, с одной стороны, банк -- финансовый посредник, аккумулирующей денежные ресурсы и предлагающий их в ссуды Калтырин А.В. Проблемы и перспективы развития банковской системы. - Ростов н/Д, 2000., а с другой -- предприятие, способное создавать платежные средства.
Выдающимся авторитетом, придерживающимся первой точки зрения, являлся Кантильон. Его взгляды прекрасно описаны в работе И.А. Шумпетера «История экономического анализа». Так, Кантильон утверждает, что «…банкиры - в первую очередь посредники, дающие взаймы деньги, полученные от других людей Шумпетер И.А. История экономического анализа. http://ek-lit.agava.ru/shumsod2.htm». Подобных взглядов придерживается и ряд современных ученых. Так, А.Г. Грязнова отмечает, что функциями коммерческих банков являются аккумуляция и размещение денежных средств, а также, расчетно-кассовое обслуживание Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 1168с..
При таком подходе содержание деятельности банка трактуется недостаточно обоснованно. Оно сводится к перераспределению средств, имеющихся у их владельцев. По указанным соображениям трудно согласиться с позицией, считающей важнейшими особенностями банков аккумуляцию ими ресурсов и размещение в ссуды, в связи с чем, банки выступают в качестве посредников в операциях по перераспределению денежных средств от их владельцев заемщикам.
Сегодня, во всем мире, ученые склоняются ко второй точке зрения, которая предполагает иную трактовку понятия коммерческих банков.
А.А. Демин считает, что «фирма (промышленная, банковская) -- консервативный институт, организационная основа любой экономики. Она - ядро микроэкономики» Банковская энциклопедия / Под ред. С.И. Лукаш, Л.А. Малютиной. - Днепропетровск, 1994, с. 91. А. Ю. Цыцерева, считая, что «фирма -- это юридически самостоятельная форма существования бизнеса, соответствующим образом зарегистрированная предпринимательская единица, обладающая коммерческой самостоятельностью», которых «в развитой рыночной экономике существует огромное разнообразие Цыцерева А.Ю. современные фирмы в развитой рыночной экономике: виды, формы, основные показатели деятельности // Вестник СПб., Сер. Экономика. 1992., с. 272.», к числу последних относит и банковские. Ю.А. Львов уточняет, что «по своему хозяйственному статусу коммерческие банки -- это частные корпорации акционерного типа. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли. Источником дохода коммерческого банка служит оплата клиентами услуг банка и проценты с работающих активов -- займов, кредитов, ценных бумаг», и подчеркивает, что «коммерческие банки привлекают финансовые средства от собственного имени на предоставление займов и кредитов и приобретение ценных бумаг Львов А.Ю. основы экономики и организации бизнеса. - СПб., 1992, с. 35.». Такой же точки зрения придерживаются Ю.В. Пашкус и О.Н. Мисько: «...банк есть особая организационная единица бизнеса, сферой деятельности которой являются операции со ссудным капиталом. Банки имеют клиентов (заемщиков и кредиторов) и корреспондентов -- другие банки и кредитно-финансовые институты, с которыми банк состоит в постоянных деловых отношениях, основанных на взаимности оказываемых услуг Пашкус Ю.В., Мисько О.Н. Введение в бизнес: практическое пособие для предпринимателей. - Л., 1991, с. 64.. Четкое выражение данного подхода находим у П. Кудигина: «Коммерческие банки в рыночной экономике -- это, по существу, те же предприятия или предпринимательские единицы, но только в особой, денежно-кредитной сфере хозяйственной деятельности. На принципах свободной купли-продажи они привлекают ресурсы (формируют пассивы) и размещают их по тем или другим назначениям (формируют активы), руководствуясь ценами и критериями роста своих прибылей, капиталов и престижа (надежности) Кулигин П. Становление и функции новой системы банков: опыт Восточной Европы // Вопросы экономики. 1994, № 4, с. 65.». Известные отечественные ученые-специалисты банковского дела придерживаются схожей точки зрения. Так, М.М. Ямпольский считает, что «банк не является посредником, который аккумулирует средства и предоставляет ссуды, а представляет собой предприятие, способное создавать платежные средства Банковская наука: состояние и перспективы развития // Деньги и кредит. 1996. № 4, с. 70.». Эту точку зрения разделяют Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, а также Э.Я. Брегель, считавший, что «в буржуазном обществе банки -- особый вид капиталистических предприятий, осуществляющий движение ссудных капиталов, их мобилизацию и распределение». П. Самуэльсон считает «банк относительно простым деловым предприятием, а банковское дело -- бизнесом подобно любому другому бизнесу Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М., 1992, с. 267.».
Таким образом, учитывая важную роль банков в развитии экономики, выполнение ими большого числа операций, даже простое перечисление которых может дать представление об их многосторонней деятельности, более предпочтительной представляется их характеристика как предприятия. Данный подход уже принят в мировой практике. Достаточно широкое признание получило понятие «банковская промышленность», подчеркивающее производительный характер банковской деятельности Калтырин А.В. проблемы и перспективы развития банковской системы. Ростов н/Д, 2000, с..
Следовательно, банк можно рассматривать как особый вид предприятий, но в кредитно-банковской сфере.
Банковский процесс, прежде всего -- предпринимательский процесс, ибо предпринимательство как процесс создания нового, обладающего ценностью, предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым. Обе эти составляющие присущи и банковскому делу. Следовательно, определение предприятия как экономической единицы, использующей факторы процесса производства для изготовления продукции с целью ее продажи, стремящейся к максимизации прибыли, самостоятельно принимающей решения, полностью применимо к банку.
Основные формы экономического обособления предприятия, определяющиеся его функцией товаропроизводителя (услугопроизводителя): обособление кругооборота ресурсов, наличие специфического собственного экономического интереса, осуществление индивидуального воспроизводства за счет собственных средств, присвоение части прибавочного продукта в виде чистого дохода -- характерны для банка.
Хозяйственная самостоятельность, предполагающая совокупность прав и ответственность предприятия как юридического лица: учреждение, согласно закону, наличие организационного единства, структурная оформленность, обладание необходимым имуществом, самостоятельная имущественная ответственность, выступление в хозяйственном обороте от собственного имени -- присущи и деятельности банков. Технико-экономическая составляющая предприятия, включающая производительные силы, кооперацию на основе внутреннего разделения труда, первичное звено реального обобществления производства, форму организации и объект управления, имеет место и в банке.
Таким образом, банк можно считать особым видом предприятия, производящего финансово-кредитные услуги, платежные средства для наличного и безналичного оборотов, услуги по коммуникации денег и платежей, а также различные виды трансформационной деятельности.
«В отличие от ссудного капиталистического предпринимателя, промышленные капиталисты вкладывают свой капитал в промышленность, торговые капиталисты -- в торговлю, банкиры -- в банковское дело. Ссудный капиталист предоставляет в ссуду собственный капитал, банкиры оперируют, главным образом, чужими капиталами. Доходом ссудного капиталиста является процент, а доходом банкира -- банковская прибыль Банковская наука: состояние и перспективы развития // Деньги и кредит. 1996. № 4, с. 71.». То есть банковская деятельность в условиях рыночного хозяйства -- это производственная деятельность в особой сфере. Как деятельность торгового капиталиста по перемещению товара туда, где он необходим (товар только там -- товар), является производительной, так и деятельность банка по коммуникации денег и платежей, по трансформации риска, временных рамок, общих рыночных условий в сторону снижения издержек и повышения эластичности сбыта -- производительна Калтырин А.В. проблемы и перспективы развития банковской системы. Ростов н/Д, 2000..
Рассматривая «банковскую промышленность», и банк как предприятие, следует отметить, что продукцией банка является банковская услуга. Отличие любой услуги, не только банковской, от товара заключается в ее непосредственных свойствах:
* нематериальность (услуга не является материальным, осязаемым объектом);
* неоднородность (свойство, характеризующее невозможность стандартизировать услуги; произвести услуги одинакового содержания и качества);
* недолговечность (услуги не могут складироваться или храниться, услуга, которая не была продана в некий определенный момент, считается упущенной возможностью);
* неотделимость (процесс производства услуги не отделим от процесса ее потребления - услуга производится и потребляется одновременно) Цысарь А. Сервисные организации: адаптация стиля HR-менеджмента к специфике услуг компании // Стратегии. Ноябрь 2004..
Банковские услуги в основе своей абстрактны и приобретают свои черты посредством договорных отношений Стоян И.И. Организационно-правовые основы выполнения банковских операций, предоставления услуг и продуктов // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», №2 (13), 2004.. По сравнению с другими товарами и услугами, определение и сопоставление их качества требуют от клиента довольно высокого уровня экономической культуры. По определению В.Д. Марковой Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 127 с., Э.А. Уткина Уткин Э.А. Банковский маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 300 с., В.А. Титовой Титова В.А., Федорец М.Н. Специфика поведения потребителя на рынке финансовых услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования №4 (40) 2002. С. 48-55., банковские услуги имеют следующие ключевые характеристики:
* неосязаемость, нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений;
* непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалификации
Страницы: 1, 2, 3, 4