Рефераты. Развитие фондового рынка в Украине

p align="left">эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования включает:

- государственные и иные нормативные акты;

государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка можно разделить на:

прямое, или административное, управление;

косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:

установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;

регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;

лицензирование профессиональной деятельности;

обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;

поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);

денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Существуют две концепции регулирования государством фондового рынка : Первая концепция - регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Одним из примеров такого типа регулирования рынка является Франция. Вторая концепция - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Примером такой модели регулирования является Великобритания.

В практике функционирования развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Важными участниками процессов регулирования рынка ценных бумаг при обеих моделях выступают саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации- это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. [11.]

2. Проблемы развития фондового рынка в украине и возможные пути их решения

2.1 История развития фондового рынка в Украине

Для формирования собственного рынка ценных бумаг Украина использовала мировую практику и начала создавать свою историю развития цивилизованного рынка. Она начинается с момента принятия в 1991 году Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже".[8. c. 123-127]

1992-1993 гг. - период появления первых украинских акций и первых торговцев ценными бумагами, а также Украинской фондовой биржи (УФБ) (1991г.). До мая 1995 г. УФБ была единственной официально зарегистрированной биржей ценных бумаг в Украине, однако развитие инфраструктуры фондового рынка продолжалось за счет открытие филиалов УФБ (в 1992 г. работало 22 филиала, 1994 г. - 27 филиалов, 2 региональных центра). Участниками торговли ценными бумагами являлись финансовые посредники, которые на фондовом рынке Украины представлены доверительными обществами, инвестиционными фондами и компаниями, а также коммерческими банками. По состоянию на начало 1995 г. в Украине функционировали 228 коммерческих банков, 500 доверительных обществ, и 500 инвестиционных компаний и фондов.

Следует заметить, что первые ценные бумаги были исключительно именными, а все операции с ними проводились в пределах, очерченных эмитентом. Фондовые операции, как правило, не осуществлялись. История свидетельствует, что доходность отдельных сберегательных сертификатов достигала 400% годовых в то время, как годовая норма дохода представляла всего 60 %. На начальном этапе работы фондового рынка объемы операций были незначительные. В 1992 г. объем продаж акций составил всего 33,6 млн. крб., в 1993г. - 3,4 млрд. крб. и в 1994 г. - 43 млрд. крб. Более чем тысячекратный рост стоимости сделок объясняется не столько увеличение масштабов, сколько пятисоткратным ростом цен за 1993-1994 гг. Можно считать, что до 1995 г. фондовый рынок Украины находился на начальном этапе своего формирования.

Исполнительной властью в 1994 г. были приняты меры по существенному расширению структуры и ёмкости финансового рынка. К важнейшим из них относятся разработка « Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины» и Закона Украины « О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», а также решение о выпуске государственных ценных бумаг, эмиссия которых должна была стать одним из действенных рычагов финансирования дефицита государственного бюджета.

Таким образом, к концу 1994 г., в основном были заложены основы организационной и законодательной деятельности фондового рынка Украины.

Следующим этапом развития украинского рынка ценных бумаг является массовая приватизация 1994--1996 гг. Выходит Декрет Кабинета Министров "О доверительных обществах" и Положение "Об инвестиционных фондах и Инвестиционных компаниях''. Соответственно, для аккумулирования приватизационных сертификатов создается целый ряд инвестиционных фондов и доверительных обществ. На конец 1995 г. в Украине действовало 680 инвестиционных компаний и фондов, из которых 252 получили разрешения Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) на коммерческую деятельность; 900 доверительных обществ (из них 366 имели разрешения в ФГИУ на представительскую деятельность с приватизационными бумагами) и 203 коммерческих банков. Появляются фондовые биржи: Киевская международная фондовая биржа, Донецка фондовая биржа. Однако вследствие организационного становления новых бирж операции проводились практически только на УФБ.

Также появляются ассоциации, которые объединяют участников рынка: Первая фондовая торговая система (ПФТС), которая представляла собой электронную биржу ценных бумаг Украины и охватывала все наибольшие регионы Украины и поддерживала работу национальной электронной системы торговли ценными бумагами в режиме «online», Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса, Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев. Для депозитарно-клирингового обслуживания операторов рынка был создан Межрегиональный фондовый союз.

Важным шагом на пути развития рынка ценных бумаг в Украине стало создания в 1995 году Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), которая выполняет функции координирующего органа, начала осуществление единой государственной политики по регулированию составляющих национального рынка ценных бумаг. И появление в 1996 г. Закона ''Про государственное регулирование рынка ценных бумаг в Украине'', призванный обеспечить проведение единой государственной политики по развитию фондового рынка Украины, его адаптации к международным стандартам, координации деятельности центральных органов власти в сфере государственного регулирования рынка ценных бумаг. Государственное регулирование разрешило в определенной степени упорядочить деятельность участников рынка.

В структуре национального финансового рынка наиболее динамично развивался фондовый рынок. В основном это было связанно с приватизацией государственных предприятий, более активным проведением корпоратизации с последующей эмиссией ценных бумаг новосозданными обществами

Характерной чертой развития рынка ценных бумаг в Украине в 1995 г. был стремительный рост объемов эмиссии государственных ценных бумаг. Этот процесс происходил даже динамичнее, чем движение ценных бумаг на фондовом рынке. В частности, в 1995 г. получила начало практика выпуска государственных ценных для покрытия дефицита государственного бюджета Украины.

Этап фактического становления рынка ценных бумаг начался с 1997 года. Поступления иностранных инвестиций обеспечило развитие вторичного рынка пенных бумаг, что привело к высоким темпам возрастания акций украинских эмитентов и их ликвидности. Общий объем торгов на организационно оформленных рынках составил 15,81% к уровню 1996г. Общий объем эмиссии акций зарегистрированных в 1997г., составил 9970 млн. грн., т.е. около 74% всех выпущенных ценных бумаг.

Практически новым явлением для фондового рынка Украины стало расширение эмиссий облигаций предприятий. Объем зарегистрированных эмиссий этих облигаций 1997г. составил 116,4 млн. грн., или в 151,2 раза больше, чем за предыдущий год. Но при столь значительном увеличении размеров эмиссии облигаций их доля в общей массе ценных бумаг на рынке чрезвычайно мала. В 1997г. эмиссии облигаций составила менее 0,9% от всей эмиссии ценных бумаг даже без учета ОВГЗ.

Финансовый кризис 1997 года привел к резкому уменьшению иностранных инвестиций в украинские ценные бумаги, вследствие чего состоялось падения курса акций. Продолжает развиваться инфраструктура рынка ценных бумаг. Через интенсивность приватизационных процессов и появление большого количества акционерных обществ увеличилось количество договоров купли-продажи акций. Это привело к активизации регистраторской деятельности. В 1997 году ГКЦПФР выдала лицензии 156 независимым регистраторам. Начинают появляться институты хранителей и депозитариев. Было выдано лицензии 28 хранителям и одному депозитарию. Увеличиваются объемы торгов на фондовых биржах, однако на них проходят торги акциями только с участием Фонда государственного имущества и не осуществляются соглашения вторичного рынка.

Продолжалась работа по нормативно-правовому обеспечению функционирования фондового рынка. Основная часть этой работы проводилась в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Разработанные и утвержденные Комиссией в пределах ее компетенции нормативно-правовые и директивные документы стали основанием для регулирования следующих областей деятельности рынка ценных бумаг:

- регулирование и контроль работы эмитентов;

- организация и контроль деятельности торговцев;

- регулирование и контроль торговли;

- регистраторская, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность;

- надежная защита прав инвесторов;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.