Рефераты. Развитие фондового рынка в Украине

p align="left">- контроль и надзор за соблюдением законодательства на рынке;

- подготовка специалистов для работы на рынке ценных бумаг.

В 1997 году появляются первые украинские фондовые индексы, их рассчитывают, как правило, компании-торговцы ценными бумагами. Рынок ценных бумаг Украины за своими параметрами в 1997 году, можно отнести к тем, которые развиваются. Во-первых, это объясняется низкой ликвидностью практически всех ценных бумаг, которые оборачиваются на рынке. Во-вторых, капитализация украинского фондового рынка находится на очень низком уровне. Это можно объяснить низкой рентабельностью предприятий, их большой задолженностью, а также значительной частицей государства в уставных капиталах большинства акционерных обществ.

Дефицит капитала на украинском рынке ценных бумаг объясняется как нестабильностью социально-экономической жизни страны, так и неразвитостью инфраструктуры рынка. В 1998г. объемы выпуска ценных бумаг в Украине возрастали с ускорением. За год зарегистрированный объем эмиссий ценных бумаг достиг 12257 млн. грн., т.е. было выпущено почти столько же, сколько за все предыдущие годы. Общий объем зарегистрированных эмиссий на начало 1999г. составил 24508 млн. грн. (без ОВГЗ).

Характерным для 1998г. было изменение соотношения между объемами эмиссии, осуществленных открытыми и закрытыми АО. Если 1997г. Более 75% акций эмитировалось закрытыми АО, то в 1998г. более 53% общего объема эмиссий приходилось на открытые АО.

Характеризуя деятельность фондового рынка 1997-1998гг., нужно отметить, что за эти годы производился наибольший объем торгов. Это связанно во многом с ростом числа открытых акционерных обществ, выпуском облигаций и векселей. Финансовый кризис 1996г. сказался на торговле ОВГЗ, что в свою очередь отразилось на деятельности УМВБ. Внебиржевой рынок объем торгов практически не снизил, а сделки с ценными бумагами предприятий значительно увеличились.

В 1999 году выпуск акций уменьшился сравнительно с предыдущими годами. Это поясняется завершающими этапами приватизации и корпоратизации. Переломом в динамике характеристик рынка ценных бумаг можно считать другу половину І999 года. Это обусловлено такими факторами, как: оживления промышленности под влиянием предвыборного наполнения экономики деньгами; улучшения внешнеторговой конъюнктуры; активизация протекционистских мероприятий. Кроме того, на украинскую экономику положительно повлияло оживления в русской экономике после девальвации.

Следующий этап развития фондового рынка Украины начинается с момента принятия Президентом Украины Леонидом Кучмой Указа «О дополнительных мерах относительно развития фондового рынка Украины» от 26.03.2001, которым было одобрены "Основные направления развития фондового рынка Украины на 2001-2005 года". В частности, основными направлениями развития фондового рынка в 2001-2005гг. были:

- Усиление конкурентоспособности фондового рынка Украины;

- Усовершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг в Украине;

- Развитие корпоративного управления;

- Развитие институтов совместного инвестирования;

- Развитие инфраструктуры фондового рынка;

- Развитие Национальной депозитарной системы;

- Подготовка специалистов по вопросам фондового рынка и корпоративного управления.

Именно эти тенденции определяли развитие рынка ценных бумаг в Украине в годы независимости и остаются актуальными и на современном этапе.

2.2. Основные проблемы рынка ценных бумаг

Развитие фондового рынка в Украине связано с большим количеством проблем. Самыми главными из них признаются низкая ликвидность, зависимость от внешних площадок, «зарегулированность» рынка, плохая техническая оснащенность и слабая информированность граждан о фондовом рынке. Самый большой дневной оборот на «Украинской бирже» составил 60 миллионов гривен. На ПФТС ( Первая фондовая торговая система ) дневной объем составляет в среднем 30-40 миллионов гривен. В то время как на ММВБ ( Московская межбанковская валютная биржа ) дневной оборот торговли акциями составляет 1 - 2 миллиарда долларов, а на ведущих мировых площадках значительно больше. Такой низкий объем сделок вызван серьезным недостатком ликвидности. По самым популярным украинским акциям в день проходит в лучшем случае 10-20 сделок, во втором эшелоне вполне может быть и одна сделка в неделю. Серьезные инвесторы не заинтересованы в таком малоликвидном рынке, поэтому основными игроками отечественного рынка являются спекулятивные зарубежные фонды, нацеленные на быстрое получение прибыли, и украинские финансовые компании, давно работающие на этом рынке. Обычные граждане практически не имеют доступа на фондовый рынок. Они, конечно, могут отнести деньги в институты совместного инвестирования: компании по управлению активами и паевые инвестиционные фонды, но мало кто знает об этой возможности, а после кризиса бывшие инвесторы серьезно опасаются вкладывать свои деньги в инвестирование, так как нет гарантий получения прибыли. По статистике на 2009 год только 8% населения Украины знают, что такое фондовый рынок и что в него можно вкладывать деньги. Количество граждан, вложивших деньги в акции просто очень мало, по состоянию на 2009 год в ИСИ (институты совместного инвестирования) физическими и юридическими лицами было вложено 2 миллиарда гривен, в то время как на банковские депозиты - 160 миллиардов. Такая ситуация вызвана, в первую очередь, отсутствием рекламы такого инструмента вложения капитала, и отсутствием государственной программы развития фондового рынка. Украинское государство только вводит различные запреты и налоги, в то время как в развитых странах оно стимулирует и способствует развитию фондового рынка.

Доступ на отечественный фондовый рынок ограничивает также его слабая техническая оснащенность. Только в этом году украинские компании стали предоставлять услугу Интернет-трейдинга своим клиентам. Эта услуга очень распространена во всем мире, она позволяет физическому лицу собственноручно, через компьютерную программу, торговать на фондовых рынках, платя комиссионные брокеру за совершенные сделки. Это экономит время и средства и дает клиенту возможность видеть свои сделки в реальном времени. В Украине количество пользователей этой услуги пока измеряется сотнями, в мире же таких пользователей уже миллионы.

Из-за низкой ликвидности украинского фондового рынка главную роль в нем играют нерезиденты (иностранные участники), которые путем быстрого ввода и вывода капитала могут поднимать и опускать украинский рынок. У отечественных игроков нет достаточных средств для эффективных манипуляций на рынке и противостоянию иностранному капиталу. Они могут только двигаться в русле тенденций, которые задают иностранные биржевые игроки. Основным драйвером для украинского рынка является Американский, Европейский и Российский рынки, отечественный же рынок зачастую повторяет их движения и тенденции.

Таким образом, проблемы фондового рынка в Украине заключаются, в основном, в отсутствии стабильных политических условий его развития, чрезмерной зависимости от тенденций на мировых финансовых рынках, отсутствии достаточной законодательной базы, что влечёт за собой организационные проблемы, без преодоления которых невозможно стабильное развитие и функционирование рынка ценных бумаг . Следовательно фондовый рынок становится ограниченным, то есть вынужден развиваться в определённых рамках, установленных государственными налоговыми, финансовыми и организационными ограничениями.

2.3 Перспективы развития фондового рынка Украины

«Фондовый рынок Украины замкнутый и спекулятивный. Наша задача -раскрыть его и сделать инвестиционно направленным» - так формулирует перспективу развития отечественного фондового рынка глава ГКЦБФР Д.Тевелев в интервью порталу «Интерфакс - Украина». Основываясь на точке зрения руководителя государственной организации, имеющей непосредственное отношение к развитию фондового рынка и мнениях многих экспертов можно сказать, что привлечение инвестиций в экономику Украины является важнейшей целью фондового рынка, на которую должно быть направлено его перспективное развитие.

Ранее исследователями отмечалось, что в условиях ограниченности предложения инвестиционных ресурсов на внутреннем рынке, для ведущих украинских компаний актуальным является выход на международные рынки капитала и интеграции Украины в мировой фондовый рынок. Мировой финансовый кризис в сочетании с политической нестабильностью последних лет в значительной мере сказался на экономике Украины и обострил следующие основные проблемы в промышленности:

- крупнейшие отечественные компании - в металлургии, химии, производстве строительного сырья и материалов - утратили значительные объемы валютной выручки, так как изменившаяся конъюнктура внешних рынков, на которые в основном были сориентированы эти предприятия - экспортеры, не обеспечивает докризисной востребованности и доходности их продукции;

- моральная и физическая изношенность основного оборудования большинства украинских предприятий в сочетании с его высокой энергоемкостью серьезно ограничивает способность отечественных предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции;

- отсутствие у украинских предприятий собственных свободных ресурсов, необходимых для модернизации производства, создают угрозу их поглощения более финансово устойчивыми международными конкурентами, причем по заниженным ценам.[12. ]

Указанные факторы в сочетании с практическим отсутствием нормального кредитования внутри страны из-за кризиса банковской системы и нехватки денежных ресурсов государства, пытающегося с помощью внешних заимствований финансировать основные государственные программы, остро ставят вопрос о необходимости привлечения внешних инвестиций. В сложившихся условиях интересы частного капитала и государства объективно совпадают и должны быть направлены на расширение присутствия акций украинских предприятий на мировых фондовых рынках, а также на создание прозрачного и привлекательного иностранному инвестору фондового рынка Украины.

Сентябрьский визит президента Украины В.Ф. Януковича в Китай подтвердил серьезность намерений государства двигаться в указанном направлении. В ходе посещения украинской делегацией, в составе которой, кроме главы государства находилась группа отечественных бизнесменов, Гонконгской биржи, говорилось не только об изучении опыта ее работы, но и о выводе на нее украинских предприятий с целью привлечения инвестиций Китая в экономику Украины.

В настоящее время украинские предприятия мало представлены на крупных мировых биржах, обязательным условием для размещения акций на которых необходим выход на IPO (Initial Public Offering - Первичное публичное предложение). Среди тех, кто все-таки прошел этот сложный путь и сумел разместить свои акции в Европе следует отметить компанию «Ferrexpo», разместившуюся на Лондонской бирже в 2007 году на сумму $449 млн., компанию «ТММ» - на Франкфуртской бирже в том же году на сумму $105 млн, «Мироновский хлебопродукт» - 371 млн. в 2008 году и «Авангард» - 187,5 млн. в 2010 году - на Лондонской бирже.[25.]

В условиях значительной долговой нагрузки большинства отечественных компаний, послекризисной недооцененности их активов, проведение всех процедур, связанных с первичным размещением акций, является сложным, дорогостоящим и не всегда своевременным.

Однако, по мнению экспертов, средние компании с хорошими показателями (сельскохозяйственный сектор, производство продуктов питания, потребительский сектор) смогут разместить свои акции на международных биржах. Что же касается крупных компаний, таких как «Метинвест» и «ДТЭК», эксперты считают, что нынешняя оценка бизнеса вряд ли устроит акционеров и откладывают их дебют на 2011-2012 годы, подчеркивая при этом, что по структуре управления и корпоративным стандартам эти компании готовы к IPO и для них подобный шаг - скорее новая ступень развития, чем острая необходимость в дополнительном финансировании.[21.]

Государство, со своей стороны, стремится активизировать украинский фондовый рынок, готовя инвесторам предложения по продаже акций государственных предприятий. Известный финансовый эксперт Эрик Найман считает, что если государство предложит IPO таких крупных компаний, как «Укртелеком» или «Одесский припортовый завод» это может составить конкуренцию за инвесторов более мелким компаниям.

Правительством Украины и ГКЦБФР предпринимаются шаги по приданию прозрачности фондовому рынку Украины. Так в июле 2010 года началось внедрение комплексной системы раскрытия информации (ЭСКРИН), разработанной совместно со специалистами США в рамках проекта Комиссии и Проекта USAID (Агентство США по международному развитию) «Развитие рынков капитала». Эта система должна сформировать в Украине обновленный подход относительно подготовки, представления и раскрытия информации эмитентами ценных бумаг с учетом международных стандартов. В частности, в системе ЭСКРИН информация будет раскрываться эмитентами исключительно в электронном виде в расширенном формате годовых, квартальных отчетов, а также особой информации для широкой общественности в режиме реального времени. Заверения данных будут происходить с помощью электронной цифровой подписи в электронном виде, согласно законодательству Украины.

Для законодательного закрепления указанных нововведений правительством Украины в парламенте зарегистрирован законопроект об усовершенствовании правил раскрытия информации участниками фондового рынка. Изменения предлагается ввести в законы «О хозяйственных обществах» и «О ценных бумагах и фондовом рынке». По мнению вице - премьер министра Украины С. Тигипко, принятие новых правил раскрытия информации позволит дать возможность инвесторам прозрачно инвестировать и ускорит проведение ряда реформ в стране. [21.]

Также перспективным направлением развития фондового рынка Украины является интернет-трейдинг - довольно новое направление, пока недостаточно освоенное в Украине по сравнению с другими странами. Расширение этого вида торговли позволит начинающим трейдерам вести деятельность на фондовом рынке самостоятельно в рамках их умений и финансовых возможностей. Интернет - трейдинг предполагает три обязательных составляющих: программное обеспечение, электронный документооборот и систему оперативных автоматизированных взаиморасчетов. Судя по опыту России, стремительный рост интернет - трейдинга позволит привлечь на рынок большое количество частных инвесторов и сделает его более привлекательным для зарубежных инвесторов.

Выводы

Фондовый рынок Украины возник на этапе становления независимого украинского государства и получил свое развитие по мере роста экономики страны и укрепления ее правовой базы. Являясь неотъемлемой частью мирового финансового рынка, фондовый рынок Украины имеет свои специфические черты (недостаточная капитализация, несовершенство правовой, технологической и организационной базы, зависимость от спекулятивного и иностранного капитала, непрозрачность), которые сложились под влиянием как экономических, так и политических процессов, происходящих в стране. Несмотря на большой относительный рост, показанный украинским фондовым рынком за последние годы, он по-прежнему остается отсталым и неразвитым по сравнению с фондовыми рынками европейских стран.

В настоящей работе рассмотрено и определено современное состояние инфраструктуры фондового рынка Украины. Используя основные принципы фундаментального и технического анализа, проведено сравнение торгов на ведущих фондовых биржах Украины и определены наиболее ликвидные акции украинских предприятий. Анализ изменения фондовых индексов позволил сделать вывод о том, что они объективно отражают динамику фондового рынка и являются основным индикатором его состояния. Общий анализ ситуации на фондовом рынке Украины позволяет сделать следующие выводы:

- несмотря на несовершенство своей структуры, отставание правовой базы и ограниченность финансовых инструментов, фондовый рынок Украины является неотъемлемым инструментом перераспределения внутренних финансовых потоков и, наряду с другими составляющими финансового рынка, базой для реформирования экономики.

- нынешняя ситуация на фондовом рынке характеризуется тем, что усилия государственных структур и основных участников рынка стратегически совпадают, и направлены на создание таких возможностей, которые должны позволить фондовому рынку стать инструментом для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций, то есть сделают реальным получение доступа украинскими предприятиями различных секторов экономики к международным фондовым рынкам и финансовым ресурсам. Это, в конечном итоге, должно послужить катализатором экономического роста и повышения уровня всех сфер жизни страны.

Для развития и укрепления позиций украинского фондового рынка необходимо совершенствование правовой и организационной базы функционирования фондового рынка Украины, повышение его технологичности и прозрачности, что позволит сделать рынок инвестиционно привлекательным как для крупных иностранных компаний, так и для широкого спектра частных инвесторов, что является важнейшей перспективной задачей его развития, которое может быть направлено на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное использование и перераспределение на основе конкуренции между предприятиями для более быстрого экономического развития, поскольку обращение ценных бумаг является необходимым и обязательным элементом рыночной экономики в развитых странах.

Список использованных источников

1. Закон України «Про цінні папери та фондовий ринок» ( Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2006, N 31, ст.268 )

2. Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2006. - № 51. - ст. 292.

3. Закон Украины «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» // Голос Украины. - 2004. - № 2. - с. 3.

4. Закон Украины «О собственности» // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2003. - № 20. - ст. 249.

5. Закон України «О ценных бумагах и фондовом рынке» № 3480-IV от 23.02.2006/ Верховна Рада// Официальный вестник Украины. - 2006. - №13 (12.04.2006). - С. 857

6. Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» № 448/96 от 30.10.1996/Верховна Рада// Голос Украины. - №221(26.11.196)

7. Положение «Об утверждении положения о функционировании фондовых бирж» №1542 от 19.12.2006/ ГКЦБФР// Официальный вестник Украины. - 2007. - №5 (02.02.2007). - С. 186

8. Бiлоус // Фiнансовий ринок. - 2005. - №2. - С. 123-127.

9. Блага Н. В. Iнформацiйна прозорiсть фондового ринку Украiны / Н. В. Блага// Фiнансовий ринок. - 2005. - №3. - С. 90-95.

10. Волошина // Актуальные проблемы экономики. - 2006.- №9.

11. Волохова Л. Основные индикаторы фондового рынка и их экономико-статическое моделирование / Л. Волохова, О. Евсеенко // «Ринок цiнних паперiв Украiни». - 2005. - №5-6.

12. Гончар М. С. Фондовий ринок i економiчний рiст / М. С. Гончар. - К.: Обереги, 2001 - 826 с.

13. Жуков Е. Ф. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под. ред. Е. Ф. Жукова. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2006. - 463с.

14. Колевова И. В. Мартемьянов А. И., Нечесин В. Г. Фондовый рынок и депозитарная система Украины: Учеб. Пособие. - Севастополь. Изд-во СевНТУ, 2000. - 100 с.

15. Кравченко Л. С. Фондовый рынок / Л. С. Кравченко. - Киев. - 2001 г. - 356 с.

16. Кузнецова Н. М. Финансовые рынки / Н. М. Кузнецова. - Киев. - 2002 г. - 523 с.

17. Малашенко Р. А. Внебиржевая торговля ценными бумагами на Украине / Р. А. Малашенко // Юридическая практика. - № 18. - с. 16 - 30.

18. Мiньков В. I. Деякi особливостi розвитку фондового ринку Украiни // Фiнанси Украiни. - 2005. - № 12. - с. 104 - 115.

19. Назарчук М. И. Сравнительный анализ динамики показателей фондового рынка и экономики Украины/ М. И. Назарчук, Г. В. Курбацкий// Фондовый рынок. Еженедельный информационно-аналитический журнал. - 2006. - №34. - с. 8-19: рис., табл.

20. Охрiменко О. А. Ринок державних цiнних паперiв та монетарнi показники фiнансового ринку / О. А. Охрiменко // Фiнансовий ринок. - 2005. - №7. - С. 114 - 121.

21. http://priority-finance.com.ua/rus/investor_info/biblio_investor/2008/05/20/razvitie_fondovogo_r_657.html

22. http://www.ssmsc.gov.ua

23. http://www.bank.gov.ua

24. http://www.ukrstat.gov.ua

25. http://www.pfts.com.ua

26. http://www.ufs.com.ua

27. http://charts.finance.ua

28. http://www.uaib.com.ua

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.