Рефераты. Реинжиниринг бизнес-процессов управления кредитной задолженностью в ОАО "Приорбанк"

p align="left">Хотя реструктуризация и позволяет достичь эффекта временной стабилизации, действенность «принудительной» реструктуризации не следует переоценивать. Для крупнейших предприятий-заемщиков процесс реструктуризации служит способом давления на банки и сопровождается серьезным нарушением прав кредиторов. Средние предприятия и малый бизнес, используя несовершенства судебной системы, неэффективность процедур взыскания долга и обеспечения, затягивают арбитражный процесс и уклоняются от погашения задолженности.

Для физических лиц, как свидетельствует практика, длительная пролонгация кредита (отложение взыскания на срок более 6 месяцев) снижает вероятность его возврата практически до нуля. В результате «принудительной» реструктуризации фактический срок ранее предоставленных кредитов оказывается неопределенным. Возникает реальная опасность массового нарушения основополагающих принципов банковского кредитования - возвратности и срочности.

Система управления проблемной задолженностью должна включать следующие основополагающие элементы:

а) Организация мониторинга состояния платежной дисциплины и финансового состояния заемщиков.

При этом используется информация о кредитополучателе из бюро кредитных историй и рейтинговых агентств. В июле 2007 г. на базе Нацбанка РБ начало функционировать бюро кредитных историй, где собрана информация по кредитным договорам физических и юридических лиц, превышающим в сумме 10 тыс. долл. США.

б) Фонд аккумулирования и выкупа проблемных долгов.

Возможны несколько схем организации Фонда аккумулирования и выкупа проблемных долгов:

- самостоятельное юридическое лицо - государственная корпорация или акционерное общество;

- самостоятельное юридическое лицо (Спецюрлицо, специальная проектная компания), обладающее специальной организационно-правовой формой и правоспособностью (по аналогии с ипотечным агентом, аккумулирующим ипотечные кредиты и закладные для их последующего рефинансирования);

- паевой или акционерный инвестиционный фонд, управляемый уполномоченной государством управляющей компанией;

- кредитная организация, в том числе на базе одной из действующих кредитных организаций, находящихся под процедурой санации и др.

В зависимости от организационно-правовой формы Фонда его создание (учреждение) может потребовать внесения изменений в действующее законодательство и занять от одного до трех месяцев.

Основной задачей Фонда станет выкуп проблемной задолженности у кредитных организаций, ее последующее обслуживание и, по возможности, рефинансирование на рыночных условиях. На начальном этапе выкуп задолженности будет осуществляться Фондом за счет государственных средств.

Способом повышения ответственности банков за качество переданных Фонду проблемных долгов является включение в договоры купли-продажи условия о рассрочке (отсрочке) платежа или уступка на условиях факторинга. При заключении договора кредитной организации уплачивается незначительная доля номинала проблемного долга (до 30%), а затем по мере его взыскания и в зависимости от качества возвращается оставшаяся сумма.

в) Система работы с имуществом и залогами, выступающими обеспечением ссудной задолженности.

Одним из механизмов обращения взыскания на заложенное имущество и иное обеспечение является его продажа. В условиях значительного снижения ценовой конъюнктуры немедленная принудительная продажа имущества, в том числе недвижимости, даже на условиях публичного аукциона, не гарантирует получение собственником и взыскателем справедливой цены. В большей части юрисдикций наряду с принудительной продажей предусмотрен также такой способ обращения взыскания как принудительное управление. При этом предприятие или недвижимое имущество, способное приносить доход, не продается по бросовым ценам, а передается под управление специальному управляющему, который в счет погашения задолженности регулярно переводит взыскателю вырученные от ее использования денежные средства.

Таким образом, по мере взыскания задолженности (или получения отступного) кредитными организациями и Фондом аккумулирования и выкупа проблемных долгов будет происходить замещение финансовых активов (прав требования): одна их часть будет «превращаться» в денежные средства, а другая - в производственные активы.

г) Система рефинансирования Фонда проблемных долгов, обеспечивающая возобновляемый выкуп проблемной задолженности.

Права требования и денежные суммы, получаемые взыскателями (кредитными организациями и Фондом), могут выступать обеспечением для привлечения ими финансирования на рыночных условиях (в том числе при дополнительных гарантиях со стороны внешних обеспечителей). В течение последних лет на развитых рынках получили распространение сделки рефинансирования проблемной задолженности. Ключевой задачей при проведении таких сделок является определение справедливого коэффициента дисконтирования, правильная оценка размера возмещения и потерь, а также создание надежной структуры, привлекательной с точки зрения инвесторов. Тем самым в целях рефинансирования проблемных долгов становится возможным использовать современные техники финансирования, включая выпуск обеспеченных ценных бумаг, секьюритизацию, синдицированное и субординированное кредитование. Это позволит привлечь рыночные источники капитала для последующего выкупа проблемной задолженности.

д) Механизмы рекапитализации кредитных организаций, осуществляющих продажу проблемной задолженности со значительным дисконтом.

Эти механизмы применяются в ситуации обострения долгового кризиса и усиления давления на совокупный капитал банков, с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, бесперебойности платежной системы и национальной финансовой безопасности. В условиях финансового кризиса единственным источником средств для рекапитализации банковской системы является государственный бюджет.

Слаженное функционирование всех перечисленных элементов позволит значительно повысить эффективность расходования государственных средств, направляемых на преодоление долгового кризиса, а также заложить основу будущего экономического роста [7].

Система управления проблемной задолженностью должна строиться на следующих принципах:

- сохранение за кредитными организациями ответственности за принимаемые ими кредитные решения и качество обслуживания проданной (переданной для взыскания) кредитной задолженности;

- отказ от практики «принудительной» реструктуризации при выравнивании прав и фактических процессуальных возможностей кредиторов и заемщиков, включая крупнейшие предприятия;

- обоснованное распределение рисков между государством, банками и обслуживающими (коллекторскими) агентствами;

- привлечение специализированных коммерческих организаций для обслуживания проблемных долгов, сбора информации и анализа кредитных историй, оценки кредитных рисков и финансового положения заемщиков;

- рассрочка и отсрочка платежа при приобретении проблемной задолженности Фондом аккумулирования и выкупа проблемных долгов;

- минимизация количества вновь создаваемых структур и организаций для аккумулирования, выкупа и обслуживания проблемных долгов;

- непосредственное включение коммерческих коллекторских агентств, бюро кредитных историй, рейтинговых и информационных агентств в единую систему управления проблемной задолженностью;

- обеспечение единых стандартов деятельности коммерческих организаций, привлеченных к участию в системе;

- использование современных техник финансирования и рефинансирования проблемной задолженности, включая выпуск обеспеченных кредитной задолженностью ценных бумаг, секьюритизацию, синдицированное и субординированное кредитование, своп акций на долги и пр.;

- привлечение, по возможности, рыночных источников капитала [7].

Для предупреждения кредитной задолженности банками еще на первых этапах кредитования проводится оценка платежеспособности заемщика (при этом используется скоринговая система), устанавливаются лимиты на сумму получаемого кредита, формируются резервы на покрытие возможных убытков [6].

Рассмотренные выше способы управления кредитной задолженностью характерны больше для всей банковской системы в целом, на уровне экономики. На уровне отдельного банка одним из методов управления кредитной задолженностью является реинжиниринг соответствующих бизнес-процессов.

1.3 Реинжиниринг бизнес-процессов как метод повышения эффективности банковской деятельности

В зарубежной практике для усовершенствования или коренного изменения существующих бизнес-процессов широко применяется реинжиниринг. Реинжиниринг также широко применяется и в банковской сфере как метод повышения эффективности деятельности банка и как инструмент антикризисного управления.

Следует четко определить понятия бизнес-процесса и реинжиниринга.

Бизнес-процесс -- это поток работы, переходящий от одного чело века к другому, а для больших процессов, вероятно, от одного отдела к другому. Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченный конец. Не существует стандартного перечня процессов, и организации должны разрабатывать свои собственные не в последнюю очередь потому, что это помогает более глубокому пониманию их собственной ситуации, когда ее описывают в терминах процессов. Описание бизнес-процессов даже на макроуровне часто приводит к замечательным результатам, позволяющим глубже проникнуть внутрь явлений. Связи и взаимоотношения, которые игнорировались или не осознавались, неожиданно оказываются ключевыми для эффективного функционирования всей организации, не говоря уже о процессах, к которым они относятся. Процесс можно разбить на составляющие его субпроцессы. Если изучаемый процесс охватывает несколько отделов, то в этом случае сами субпроцессы скорее всего будут достаточно сложными и могут включать виды работ, выполняемые больше, чем одним отделом [8].

Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) -- это создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше; это инструмент, специально разработанный, чтобы помочь в обстоятельствах, требующих масштабных изменений, обеспечить которые используемые схемы улучшения процессов не в состоянии. РБП использует большое количество инструментов и методов внутри обычной структуры, но прежде всего он направлен на объединение функций на макроорганизационном уровне. Это означает, что субпроцессы могут содержаться в рамках одной функции или подразделения, и к ним тоже можно применить РБП.

Из данного определения следует несколько важных выводов. Во-первых, речь идет о том, чтобы начать как бы с чистого листа; во многих случаях для этого требуется думать вне пределов и существующих систем, порядка дел и исходных предположений.

Во-вторых, РБП ставит под вопрос многие общепринятые предположения, которые мы делаем относительно множества вещей и явлений. Это единственный способ справиться с огромной массой получаемой нами информации. Тем не менее, в ходе реализации проекта РБП надо четко понять, что нет места никаким априорным предположениям о том, что должно быть, а чего не должно быть, что нормально и что неизбежно. Это еще одна ключевая черта метода -- ничего неприкосновенного, или подвергай все сомнению.

Третьим выводом, вытекающим из определения РБП, является то, что РБП требует значительного объема творчества, которое соединит вместе объекты и идеи, до того разъединенные [9].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.