Наиболее ликвидные акции российских эмитентов
№ п/п
Эмитент
Изм. в % с 01.01.02 на 01.07.02.
1
«Авто ВАЗ»
+ 70,7
2
«Авто ВАЗ» (прив.)
+ 15,6
3
«Аэрофлот»
- 15,8
4
«ВНК»
+ 4,0
5
«Газпром»
+ 95,6
6
ГМК «Н. никель» 4
+ 30,2
7
ГМК «Н. никель» 5
+ 28,3
8
«Дальэнерго»
- 20,9
9
«Дальэнерго» (прив.)
- 4,0
10
«Иркутскэнерго»
- 23,0
11
«Лукойл»
+ 38,1
12
«Лукойл» 8 выпуск
+ 14,4
13
«Мосэнерго»
- 22,6
14
«Пурнефтегаз»
- 24,3
15
«Пурнефтегаз» (прив.)
- 6,5
16
РАО «ЕЭС»
- 33,8
17
РАО «ЕЭС» (прив.)
- 25,8
18
«Ростелеком»
+ 13,1
19
«Ростелеком» (прив.)
+ 13,2
20
«Сахнефтегаз»
- 1,2
21
«Сбербанк»
+ 138,8
22
«Сбербанк» (прив.)
+ 129,9
23
«Сибнефть»
+ 159,9
24
«Сургутнефтегаз»
+ 30,0
25
«Сургутнефтегаз» (прив.)
+ 9,2
26
«Татнефть»
+ 38,8
27
«Татнефть» (прив.)
+ 48,4
28
«Транснефть»
- 13,6
29
«Уралсвязьинвест»
+ 14,1
30
«ЮКОС»
+ 83,8
3. Количественная и качественная характеристика российского рынка акций: проблемы и тенденции развития
Для инвесторов, заинтересованных в приобретении акций российских эмитентов, Parex banka предоставляет доступ к сегменту рынков акций и облигаций двух бирж РФ -- ММВБ и РТС.
ММВБ по совокупному объему торгов является крупнейшей универсальной биржей в России, странах СНГ и Восточной Европы.
На сегодняшней день группа ММВБ, собравшая в себя как торговые, так и расчетные системы, занимает ведущее место в инфраструктуре российского рынка капитала.
Благодаря современной электронной торгово-депозитарной системе, ММВБ является универсальной финансовой биржей, которая дает доступ ко всем основным сегментам финансового рынка.
В состав группы ММВБ входит ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» -- ведущая фондовая площадка, на которой ежедневно проходят торги по акциям около 600 российских эмитентов, включая «голубые фишки». Торги проходят посредством электронной платформы на базе современной торгово-депозитарной системы, к которой и подключены торговые площадки. Торги ведутся в анонимном режиме по технологии «поставка против платежа» с полным предварительным депонированием активов. Котировки и денежные расчеты производятся в рублях.
РТС -- основной целью данной торговой площадки является создание и развитие экономически эффективной инфраструктуры для образования цены на российские ценные бумаги и финансовые инструменты.
В состав группы РТС входят два организованных рынка ценных бумаг -- Классический и Биржевой, а также система индикативных котировок RTS Board, срочный рынок FORTS (фьючерсы и опционы в РТС) и внебиржевой валютный рынок RTS Money. Более подробное описание данных сегментов можно найти в разделе "Характеристики рынков группы РТС".
Классический рынок РТС -- единственный в России организованный рынок ценных бумаг, расчеты на котором производятся в иностранной валюте (доллары США). Поэтому к торгам на Классическом рынке РТС имеют равный доступ как российские, так и иностранные инвесторы. Однако стоит отметить, что по условиям торгов и расчетов данный сегмент удобен, в первую очередь, для инвесторов, совершающих сделки с большими лотами и на крупные суммы. На основании цен на акции Классического рынка рассчитывается Индекс РТС -- лидирующий индикатор российского фондового рынка.
Биржевой рынок РТС позволяет совершать операции как крупным, так и мелким инвесторам. Торги проводятся в анонимном режиме с полным предварительным депонированием активов. Выставление котировок и денежные расчеты производятся в рублях.
4. Рынок корпоративных облигаций в России: история, количественная и качественная характеристика современного состояния
Облигация - это ценная бумага. Однако слово "бумага" не должно никого вводить в заблуждение. Ныне основная масса ценных бумаг (практически все акции и облигации) выпускаются в бездокументарном виде, то есть в виде электронных записей на счетах.
Облигации и акции в развитой рыночной экономике - главные инструменты привлечения компаниями небанковских денег. Отличие между акциями и облигациями простое. Акция дает ее собственнику право на часть капитала компании, но не дает право требовать возврата долга. Облигация, наоборот, никаких прав на собственность и имущество не дает, но зато позволяет требовать возврата инвестированных средств. По гражданскому кодексу, облигацией признается та бумага, которая дает ее держателю право на получение ее номинальной стоимости, а в некоторых случаях и право на получение фиксированного процента от ее номинальной стоимости.
На рынке первичного размещения корпоративных облигаций можно обобщенно выделить три группы участников: эмитента, андеррайтера и инвестора.
Эмитент. Это субъект, эмитирующий облигационный займ. Цель эмиссии - привлечь заемные средства для пополнения оборотных средств (краткосрочные займы) либо профинансировать долгосрочный проект, к примеру, программу модернизации предприятия (долгосрочные займы). Эмитент заинтересован в привлечении средств под наименьший процент на долгий срок.
Андеррайтер. Это финансовые структуры, обеспечивающие размещение облигаций эмитента. Функции андеррайтинга выполняют инвестиционные компании и банки. В процессе размещения ценных бумаг могут участвовать несколько андеррайтеров, образующих консорциум. Цель создания консорциума - диверсифицировать риски андеррайтеров по размещению облигационного займа (увеличивается число потенциальных инвесторов за счет вовлечения в процесс размещения нескольких андеррайтеров, имеющих свои клиентские базы). Среди группы андеррайтеров эмитентом выбирается генеральный менеджер, который координирует размещение эмиссии и с которым эмитент устанавливает параметры предстоящей эмиссии (вид облигации, срок обращения, процентная ставка и пр.). Генеральный андеррайтер, как правило, берет на себя функции финансового консультанта эмитента по данному выпуску.
Инвесторы. Они, в конечном счете, покупают облигации. Корпоративные облигации интересны институциональным инвесторам, надолго аккумулирующим денежные средства. Основной объем инвестиций в корпоративные облигации сегодня осуществляется банковскими структурами, на которые приходится 90-95% рынка. Остальная часть приходится на организации коллективного инвестирования и независимых инвесторов. Корпоративные облигации приобретаются организациями для диверсификации инвестиционного портфеля и как инструмент, позволяющий получить доходность выше, чем по государственным ценным бумагам. Для активных игроков фондового рынка, инвестиционных компаний, корпоративные облигации малоинтересны в силу низкой ликвидности вторичного рынка.
Российский рынок корпоративных облигаций существует менее 6 лет, тогда как соответствующие западные рынки имеют вековую историю. Однако даже за этот короткий период отечественный рынок проделал путь от весьма узкой и низколиквидной площадки до структуры, способной достаточно успешно удовлетворять потребности российских предприятий в капитале.
За относительно короткую историю отечественного рынка корпоративных облигаций на нем были размещены займы более чем 200 эмитентов на общую сумму до 12 млрд долл. (350 млрд руб.); только в 2004 г. объем новых размещений составил около 4,9 млрд долл. (140 млрд руб.), что почти на 80% выше уровня 2003 г.
Рынок корпоративных облигаций приобретает все большее значение как источник инвестиционных ресурсов. Если в 2001-2002 гг. соотношение между объемом эмиссии корпоративных облигаций и суммарным объемом инвестиций в основной капитал не превышало 1-3%, то в 2003 г. оно приблизилось к 4%, а по итогам 2004 г. (по предварительным оценкам) это соотношение может составить 5-6% (рис. 1).
Однако, несмотря на очевидные успехи, масштабы российского рынка корпоративных облигаций по сравнению с рынками развитых стран выглядят достаточно скромно. Так, ведущие европейские страны и Япония в 30-50 раз опережают Россию по объему корпоративных облигаций в обращении. Отечественный рынок можно пока сопоставить лишь с рынками развивающихся стран, таких как Аргентина, Бразилия, Индия, и с рынками стран Восточной Европы, в том числе Чехии и Венгрии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8