GEMM должен получить разрешение от Банка Англии на проведение операций, и они представляют собой подразделения с собственным капиталом и должны действовать самостоятельно по отношению к подразделениям той же самой компании, которые работают с другими ценными бумагами. Банк Англии ежедневно контролирует соблюдение маркет-мейкерами требований к достаточности капитала через прямую компьютерную сеть. Банк Англии предоставляет им преимущества, которые заключаются в том. что они могут напрямую покупать и продавать ценные бумаги Банку Англии, выступая покупателями последней инстанции. Как и в США, междилерские брокеры предоставляют анонимные посреднические услуги, что позволяет GEMM не беспокоиться о ликвидности, не имея обязанности публично сообщать о крупных рисковых позициях; хотя о всех операциях необходимо сообщать на лондонскую фондовую биржу, которая все еще осуществляет контроль за операциями на рынке государственных облигаций.
Облигации выпускаются так же, как и в США, через аукцион (с 1987 года), в ходе которого GEMM подают заявки в Банк Англии.
Расчеты проводятся на основе Т+1. При этом Банк Англии использует систему электронных поставок и платежную систему, которая называется Центральным управлением золотообрезных облигаций, и на практике требуется, чтобы денежные средства поступали до того, как будет совершена поставка ценных бумаг. Тем не менее все еще возможно осуществлять физическую поставку сертификатов в обмен на денежные средства через банковскую систему.
9.3 Япония
Японский рынок государственных облигаций так же, как и британский, использует разные названия для выпусков облигаций. Среди наименований выпусков можно встретить строительные облигации, займы для финансирования дефицита бюджета или для рефинансирования, но опять-таки в настоящий момент названия не играют никакой роли, так как все японские государственные облигации (JGB) имеют одинаковый ранг. Исторически Япония выпускала только облигации со сроком погашения десять лет и называла эти облигации долгосрочными. Недавно они начали выпускать облигации со сроком погашения двадцать лет и больше и называют их “супердолгосрочными”. Обычно в Японии государственные облигации выпускаются как на предъявителя, так и именные, но каждая из этих облигаций может быть конвертирована в любом направлении в течение двух дней.
Проценты по этим облигациям выплачиваются каждые полгода, и с 1987 года были установлены конкретные даты для выплаты процентов: июнь/декабрь, март/сентябрь. Раньше использовались только займы с единовременным погашением.
Государственные облигации Японии котируются на Токийской фондовой бирже и могут продаваться и покупаться в ходе торговых сессий в торговом зале пакетами по 1 000 иен. Однако большие объемы торгов проходят на внебиржевом рынке между крупными компаниями, которые работают с ценными бумагами.
Облигации выпускаются с использованием комбинированной системы. На 60% каждого выпуска подписывается консорциум банков, институциональные инвесторы и компании, занимающиеся ценными бумагами. Оставшаяся часть выносится на аукцион для широких масс. Средняя цена, сложившаяся по результатам аукциона, используется в качестве основы для цены, которая предлагается консорциуму за вычетом небольшой комиссии за андеррайтинг.
Расчеты по японским государственным облигациям проводятся на четвертый день на каждодневной основе.
9.4 Германия
Рынок государственных долговых инструментов Германии значительно изменился за последние годы в результате объединения Восточной и Западной Германии, что привело к резкому росту потребностей в финансировании. Также следует заметить, что немецкие инвесторы больше склонны вкладывать средства в облигации, и существует лишь незначительный спрос на долевые инструменты по сравнению с другими западными странами.
В дополнение к государственным выпускам существуют также два квазиправительственных выпуска, которые осуществляются почтовым
(“Постc”) и железнодорожным ведомствами (“Банз”) Германии. Большая часть государственного долга приходится на облигации ФРГ. Бундсы (которые имеют срок погашения 10 лет и больше), и недавно стали выпускаться “объединенные” облигации, целью которых является финансирование процесса объединения. Правительство также выпускает среднесрочные облигации BOBL (которые выпускаются со сроком пять лет), которые первоначально были доступны только для внутренних инвесторов, а с 1989 года стали продаваться и иностранным покупателям; облигации SCHATZ всегда были доступны для всех видов инвесторов.
Всеми этими инструментами официально торгуют на бирже, но, как и в Японии, большие объемы проходят через внебиржевой рынок в форме сделок между крупными банками. Следует заметить, что Бундесбанк (Центральный банк Германии) выступает в качестве маркет-мейкера для облигаций ФРГ и облигаций федеральной почтовой службы, а для облигаций федеральной железнодорожной службы маркет-мейкером выступает Железнодорожный банк (Railway bank).
Опять-таки, как и в Японии, часть выпуска распродается через аукцион, а часть -- через консорциум банков и компаний, занимающихся ценными бумагами, а третья часть поступает непосредственно в Бундесбанк. который использует эти ценные бумаги для интервенций на рынок с целью повлиять на процентные ставки.
Расчеты проводятся через централизованную систему бухгалтерских проводок, управляемую “Кассовыми союзами” (частично частный механизм электронных поставок и расчетов, который также используется в Голландии и в странах Северной Европы). Расчеты также можно проводить через CEDEL и Euroclear -- две основных расчетно-клиринговых палаты для еврооблигаций, где расчеты осуществляются через три дня в соответствии с конвенцией еврорынков.
10. Рынок государственных ценных бумаг в зарубежных странах
Локомотивом стран БРИК выступают Китай и Индия, экономический рост которых граничит с перегревом национальных экономик. Еще в девяностых страновые аналитики говорили о том, что Китай сможет до-гнать США по уровню ВВП только через 50 лет, но, глядя на свежие данные о размерах ВВП стран БРИК, можно утверждать, что за последние пять лет интенсивного развития развивающиеся рынки достигли таких результатов, которые, как казалось ранее, были им не под силу и через 15 лет. 2007 год в мировых финансах стал примечателен тем, что впервые лидерство американской экономики по долларовому эквиваленту ВВП было оспорено (табл. 1).
Действительно, начиная с 2007 года экономика, США даже формально перестала быть самой крупной экономикой мира, и, хотя по показателю размера ВВП на одного человека в год США остаются безусловным лидером, масштабы американской экономики уступают по размеру ВВП суммарному ВВП Евросоюза. Данные таблицы 1 во многом объясняют причины значительного ослабления доллара в 2007 году. Европейский Союз с расширяющейся зоной евро и европерспективами Великобритании и Швейцарии остается одним из главных претендентов на мировое лидерство. Экономические позиции ЕС в значительной мере могут быть укреплены Китаем, Индией, Россией и Бразилией. В 2006-2007 годах Народный банк КНР и Резервный банк Индии объявили о частичном переходе при резервировании на евро. В свою очередь США не в состоянии административно ограничить приток инвестиций из американской экономики на рынки КНР и стран Восточной Европы, а вместе с инвестициями в эти страны проникают передовые технологии, которые и обеспечивают экономический рост.
Отдельно следует обратить внимание на темпы прироста национальных экономик в 2007 году. Если ВВП США и ЕС росли на 2-3% в год, то ВВП Китая вырос на 11,4%, Индии -- на 8,5%, России -- на 7,6%. Поскольку ВВП остается одним из главных показателей, который указывает на фундаментальные возможности для роста фондового рынка, то совсем не удивительно, что очень бодрые темпы роста в 2007 году продемонстрировал Китай. Колоссальный резерв роста в КНР и Индии выдает и показатель ВВП на одного человека. Если бы китайскому правительству удалось достичь показателя ВВП на одного человека, сопоставимого со странами ЕС, ВВП Китая в 2007 году составлял бы $45 млрд, или 70% от всего мирового ВВП. Безусловно, при нынешнем развитии информационных технологий и торговли уровень производственных мощностей в КНР рано или поздно достигнет нынешних стандартов ЕС и США. Почти в два раза по ВВП на душу населения отставала от Китая Индия и примерно в полтора раза -- Индонезия.
В целом, глядя на первую двадцатку стран, становится понятным, что именно на эти страны приходилось 99% общемирового ВВП, а значит, ничего значимого за пределами золотой двадцатки произойти в ближайшие несколько лет не может. С другой стороны, лидерство этих стран по размеру ВВП отнюдь не гарантирует им высокого положения в фондовом рэнкинге.
Среди регионов мира самая большая активность была отмечена в Азии, преимущественно за счет бурного роста китайского рынка. По данным Всемирной Федерации Бирж (ВФБ), композитный фондовый индекс Фондовой биржи Шеньженя за 2007 год вырос на 162,8%, а Шанхая -- на 96,8%. В целом, пять самых быстрорастущих площадок Азии выросли на 84,3%, оставив далеко позади Европу, Ближний Восток и Американский регион (табл. 2).
В то же время главной характеристикой любой фондовой площадки в мире можно считать возможность ее наполнения эмитентами. Проще говоря, будущее любой фондовой биржи определяется количеством IPO, проведенных на этих биржах в настоящий момент. Китай и Россия в последние несколько лет стараются не обижать собственные фондовые площадки. Обе страны если и выставляют на зарубежные IPO крупные госкорпорации, то стараются проводить параллельные размещения и на отечественных площадках. В то же время ситуация на рынке первичных размещений эмитентов с развивающихся рынков была в 2007 году неоднородной.
Рынок IPO -- глобальный взгляд
За весь 2006 год в США было проведено 195 IPO на общую сумму $44,5 млрд, это примерно 12,7% от общемирового объема первичных размещений. За 2007 год в США было проведено только 142 размещения на общую сумму $35,6 млрд. Одной из причин сокращения количества и объемов размещений послужила экономическая рецессия, связанная с экономическим кризисом (табл. 3).
11. Перспективы развития рынка региональных государственных долговых обязательств
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов страны, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что страна в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта.
Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко подвергается значительному риску по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.
Система управления государственным долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование его размера, стоимости и структуры.
Правительство в проекте Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом:
* сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
* сокращение стоимости обслуживания государственного долга России;
* обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
* разработка программы заимствований на следующий год, которая является выражением экономической политики страны в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;
* процедура принятия основных параметров управления государственным долгом страны на очередной год;
* исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
* своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
* проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
* осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
* контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
* контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
* экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
* экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.
Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и сама система непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления им являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.
Главными целями активной долговой политики должно быть решение следующих задач.
1. Улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры.
2. Обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации.
3. Содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций.
4. Гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований.
5. Обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования.
6. Усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках.
7. Прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат.
8. Максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам.
9. Более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств.
10. Создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере.
11. Совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8