Тем не менее IPO, в первую очередь на рынках англосаксонских стран (США, Великобритания, Канада и др.), является важнейшим инструментом фондового рынка -- через него финансируется до 15-20% всех инвестиций в основной ка-питал. В странах континентальной Европы с учетом более весомой доли банков в инвестициях данный показатель состав-ляет 5-10% (рис. 5).
Рисунок 5. Объем привлечения капитала через IPO
У некоторых российских компаний имеется положительный опыт IPO в виде первичного размещения АДР на зару-бежных биржах, в том числе на NYSE: «ВымпелКом» -- 100 млн долл. (ноябрь 1996 г.), МТС -- 371 млн долл. (июнь 2000 г.), «Вимм-Билль-Данн» привлек 238 млн долл. (февраль 2002 г.). Однако IPO на зарубежных биржах не может рас-сматриваться в качестве рецепта для большинства российских компаний -- это весьма затратная и длительная процеду-ра, которая по силам лишь весьма круп-ным компаниям, отличающимся прозрач-ностью, международным уровнем корпо-ративного управления и перспективами быстрого роста. Для большинства част-ных российских компаний наиболее удобным местом проведения IPO должен стать национальный фондовый рынок. Какие проблемы необходимо решить на этом пути?
Одна из проблем -- сверхвысокая концентрация рыночного оборота. Сего-дня 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 эмитентов. На остальные бумаги (а это почти 250 акций), торгуемые на ведущих биржах, приходится менее 2% оборота. Отсутствие ликвидности по большинству бумаг и привычка инвесторов опериро-вать очень узким кругом акций обрекает вновь размещаемые акции на попадание в категорию «неликвидов».
Также проблемой является низкая доля акций эмитента, находящихся в свободном обращении (free float). По данным Boston Consulting Group (BCG), данный показатель в среднем по российскому рынку составляет 27%. Для сравнения: в странах с развитыми рын-ками этот показатель достигает 80-90%. Низкий free float снижает ликвид-ность торгов акциями и интерес инвес-торов к ним.
К IPO весьма редко прибегают зре-лые компании, в основном это новые быстрорастущие структуры различных отраслей, сформировавшиеся из вен-чурного бизнеса. К сожалению, в Рос-сии венчурный бизнес находится в за-чаточном состоянии, и, как следствие, потенциальных кандидатов на IPO среди быстрорастущих технологических компа-ний мало.
Кроме того, проведение IPO на рос-сийском рынке пока остается достаточно рискованным для эмитента. Причина за-ключается в трудности определить адекватную цену размещения из-за отсутствия рыночных котировок компаний-аналогов. Как следствие -- значительный риск полу-чить заниженные котировки. Не способст-вует повышению спроса и неразвитость публичных механизмов размещения ак-ций среди частных инвесторов, непосред-ственно работающих на рынке (имеющих брокерские счета). На российском рынке их пока мало -- не более 100 тыс. при 60 млн в Китае и 80 млн в США.
Существуют серьезные проблемы нормативного характера. Одна из них связана с необходимостью утверждения регулятором отчета об итогах размеще-ния ценных бумаг и приводит к разрыву между размещением и началом вторич-ных торгов длительностью не менее ме-сяца. Если для облигаций данная про-блема не столь критична (стоимость облигаций может измениться на не-сколько процентов), то для владельцев акций месячное «сидение на неликви-дах» может обернуться значительными убытками.
Оценивая перспективы IPO на рос-сийском рынке, необходимо ответить на два вопроса: какие компании придут на рынок с IPO и какие технологии размеще-ния наиболее перспективны на россий-ском рынке?
О потенциальных кандидатах на IPO
Среди потенциальных эмитентов можно выделить компании трех групп, или, поль-зуясь терминологией модной в последнее время «бостонской матрицы», трех класте-ров. К первому кластеру относятся своего рода «дойные коровы» российской эконо-мики -- крупные добывающие корпора-ции, являющиеся основными экспортера-ми российского сырья. Большинство этих компаний публичные и уже не могут прой-ти IPO. Проведению IPO частных компаний этой группы препятствуют устоявшийся круг собственников и возможность деше-вых заимствований на рынке еврозаймов.
Второй кластер, так называемые «звезды», составляют компании, ориен-тированные на внутреннего потребите-ля, достаточно динамично развивающи-еся и нуждающиеся в крупных инвести-циях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок кор-поративных облигаций не может полно-стью удовлетворить потребности в «длинных» деньгах. Представители именно этой группы компаний наиболее вероятные кандидаты на проведение российских IPO.
Наконец, третий кластер, получив-ший в «бостонской матрице» название «кошки», включает инновационные ком-пании, большинство из которых ставит своей главной целью движение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке вен-чурного бизнеса они могут стать основ-ными участниками IPO на фондовом рынке России.
Отраслевая структура компаний, планирующих публичное размещение акций
Отрасль
Число эмитентов
Угольная
1
Машиностроение
Металлургическая
6
Химическая
Легкая
Лесная
Пищевая
9
Ювелирная
2
Строительство
Сельское хозяйство
Телекоммуникации
3
Финансы
4
Торговля
5
Прочие
О планах IPO за прошедшие полтора года заявила 41 российская компания различных сфер деятельности (см. табли-цу), из них 6 компаний планируют разме-щение на российском рынке, 9 -- на За-паде, остальные пока не определились с площадкой. На 2005 г. запланировали размещение 16 компаний, на 2006 г. -- 8 компаний, на 2007 г. -- 3 компании, на 2008 г. -- 1 компания, остальные не оп-ределились со сроком. До 10% акций на бирже планирует разместить 1 компания, до 22% -- 4 компании, до 25% -- 5 ком-паний, до 30% -- 2 компании, до 40% -- 2 компании.
О технологиях проведения IPO
Дан-ный вопрос сегодня весьма актуален. Классическое IPO организуют инвестици-онные банки, которые проводят road-show, собирают заявки инвесторов и сами по согласованию с эмитентом устанавливают цену размещения, часто ниже справедли-вой цены в надежде на бурный рост акции на вторичном рынке. Компании эмитенты при этой во многом монополизированной технологии получают меньше средств и вынуждены платить андеррайтерам доста-точно высокие комиссионные -- в сред-нем 7% от объема размещения. В послед-нее время некоторые компании, в том числе ведущий поисковый Интернет-пор-тал Google, отказались от стандартных про-цедур IPO в пользу открытого аукциона в стремлении максимально повысить цену размещения (и соответственно получае-мые средства) и снизить комиссионные, выплачиваемые посредникам.
Аукционная форма проведения IPO наиболее привлекательна для России. Причем уже готов инструментарий. В ча-стности, в электронной торговой системе ММВБ с успехом используются аукционы различных типов при размещении госу-дарственных, корпоративных и регио-нальных облигаций.
III.3. «Подводя итоги»
Развитие рынков акций и корпора-тивных облигаций таит в себе большие возможности для наращивания объемов привлеченных инвестиций. Но есть и дру-гие варианты. Например, государство мо-жет содействовать активизации инвести-ционного процесса с использованием рынка государственных ценных бумаг, в том числе гарантируя или размещая це-левые займы, финансирующие реализа-цию инфраструктурных проектов нацио-нального масштаба. Это могут быть про-екты строительства газо- и нефтепрово-дов в Европу, Китай и Японию, дорожное и железнодорожное строительство, теле-коммуникационные проекты. Участие го-сударства должно быть связано с теми проектами, которые либо не под силу частному бизнесу, либо не интересны ему из-за слишком длинного периода окупаемости.
Подобный опыт в истории нашей страны уже был. В конце ХIХ -- начале XX вв. железные дороги строились как на сред-ства, полученные размещением специ-альных железнодорожных государствен-ных облигаций, так и на займы частных компаний, гарантированные правительством. Эти так называемые «гарантирован-ные» облигации были одними из самых популярных российских ценных бумаг то-го времени. На 1 января 1914 г. государ-ственные железнодорожные займы со-ставляли около 35% общего размера го-сударственного долга России.
Развитие фондового рынка может иметь и опосредованное отношение к эко-номическому росту, например, через по-вышение качества корпоративного управ-ления и прозрачности эмитентов, финан-совых инструментов, надежности и эффек-тивности финансовой инфраструктуры. Это позволит привлечь на финансовый рынок дополнительные средства инвесторов, на-пример «из-под матрасов» (30-50 млрд долл.) и вовлечь их в инвестиционный цикл. Инвестиционная часть пенсионных накоплений граждан (а она в 2010 г. бу-дет составлять не менее 20 млрд долл.) также может быть инвестирована только в качественные и надежные инструменты. Существенные средства могут поступить на рынок и от паевых инвестиционных фон-дов, аккумулирующих средства частных инвесторов. Их активы в настоящее время достигли почти 100 млрд руб. и выросли с начала 2003 .г. в б раз.
Конечно, развитие фондового рынка не является единственным «золотым ключиком» к процветанию и высоким темпам экономического роста. Вместе с тем при целенаправленных усилиях фондовый ры-нок может в ближайшие годы обеспечить до 20% инвестиций в основной капитал при нынешних 8-9%. Это будет замет-ным вкладом в ускорение экономическо-го развития России.
Список литературы.
1. Журнал «Рынок ценных бумаг» № 24 (279) 2004г.
2. Журнал «Рынок ценных бумаг» № 22 (277) 2004г.
3. Воровьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа: - М.; 1998
4. Галанова В.А., Басова А.И. Рынок ценных бумаг. - М.; 1996
5. Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг. - М.; 1998
6. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М., 1995
7. Фельдман А.А., Лоскутов А.Н. Российский рынок ценных бумаг. - М., 1997г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6