Рефераты. Система пенсионного страхования и пути ее совершенствования на современном этапе в Республике Беларусь

p align="left">Целью данного исследования является раскрытие понятия социальной защиты населения и такой ее составляющей как пенсионное обеспечение, а также отражение динамики развития данных государственных механизмов с их отрицательными и положительными моментами. Для этого необходимо решить следующие задачи: обозначить принципы форм социальной защиты; описать структуру системы социальной защиты; показать место и значение пенсионного обеспечения как элемента социальной защиты; раскрыть механизм пенсионного страхования и наметить пути его совершенствования.

Объектом настоящего исследования является система пенсионного страхования как компонент социальной защиты на современном этапе в сравнении с ее вариантом советского периода. Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси на данном этапе экономического развития. В последнее время все настойчивее звучат голоса о введении в Беларуси накопительной пенсионной системы, которая, предположительно, решит проблемы, рожденные сложными демографическими условиями, и сделает будущих пенсионеров счастливыми. При этом делаются ссылки на опыт стран, внедривших такую систему. Насколько это возможно в Беларуси - основополагающая тема настоящей работы.

Источниками для получения информации в основном послужили периодические издания и законодательные акты, т.к. в учебной литературе данная тема раскрыта недостаточно.

1. СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

1.1. Понятие социальной защиты

Социальной защитой являются определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами - детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью.

Иными словами, социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее язвимых слоев населения.

Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий. В нынешних условиях социально-экономического развития Республики Беларусь границы социальной защиты более расширены, так как она снижает дифференциацию населения по уровню доходов, смягчает ситуацию, при которой сложности переходного к рынку периода перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других; приостанавливает прогрессирующее обнищание населения вследствие большого отставания оплаты труда от уровня цен, недоступности для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса; обеспечивает сохранность рабочих мест как основного источника средств существования всех членов общества; обеспечивает доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.); учитывает, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д.

Для трудоспособного населения приоритетное значение приобретает содействие со стороны государства занятости, получению дохода, обеспечивающего достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, а также установление гарантий минимального размера заработной платы.

Для нетрудоспособных и трудоспособных граждан, не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных причин или имеющих низкие доходы, действует комплексная система социального обеспечения [35, c.2].

Указанная система должна быть всеохватывающей и напоминать, образно говоря, "страховочную сетку", которая не дает человеку упасть в бездну, если он оказался без средств к существованию, например, в случае утраты работы, а также старости, болезни, нищеты и т.п. Иными словами, данная система должна способствовать уменьшению нуждаемости и предотвращению нищеты путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по указанным выше причинам.

Комплексная система социального обеспечения населения базируется на общепринятых международных нормах и стандартах и, прежде всего, Всеобщей декларации прав человека, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ).

Условия необходимости социальной защиты устанавливаются законодательно. Важнейшим нормативом, определяющим "черту бедности", является минимальный потребительский бюджет, который используется для определения размеров гарантированных социальных выплат и минимальной оплаты труда. В условиях кризисного состояния экономики для определения минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат, выявления наименее обеспеченных, остронуждающихся граждан могут использоваться в качестве временных нормативов иные показатели прожиточного минимума.

Кроме этого, устанавливается механизм пересмотра пенсий, пособий, других выплат населению с учетом изменений в экономике, динамики цен на основные потребительские товары и услуги.

Необходимо, чтобы применяемые в области социального обеспечения меры были своевременны, адекватны по размерам изменению в уровне жизни и, как правило, носили упреждающий и адресный характер.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. На сегодняшний день насчитывается большое количество моделей социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.

Модели социальной защиты отличаются в основном формами выплаты пособий (денежная, натуральная), способами проверки нуждаемости граждан и их семей, распределением обязанностей в системе защиты населения между центром и местными властями.

К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:

Ш скандинавская, отличающаяся разнообразием методов
финансирования;

Ш европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;

Ш средиземноморская, представляющая собой универсальную систему в сравнении, например, с селективными (избирательными) программами;

Ш американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;

Ш латиноамериканская, основанная на четко построенной системе установления и проверки нуждаемости.

Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости, в основу которого положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи (гарантированный доход и устранение изъянов рынка в плане выбора товаров, их качества, количества и цен) и принцип компромисса между эффективностью и справедливостью, между государственным управлением и рыночным механизмом.

В настоящее время в Республике Беларусь принят ряд законов, а также указов Президента Республики Беларусь, определяющих правовое поле для формирования системы социальной защиты населения: «О занятости населения Республики Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О пенсионном обеспечении граждан», «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О государственном социальном страховании», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «Об индексации денежных доходов населения с учетом инфляции», «О соглашениях и коллективных договорах», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Республики Беларусь» и другие. Практическая реализация принятых законов и указов позволила приступить к построению в республике системы социальной защиты населения в условиях формирования рыночных отношений. Впервые законодательно были определены правовые, экономические и организационные принципы поддержки со стороны государства малообеспеченных семей и одиноких граждан, пенсионного обеспечения и т.д.

Множественность данных нормативно-правовых актов обусловлена, во-первых, все более широким охватом правовой регламентацией ситуаций социального риска и, во-вторых, совершенствованием механизма регулирования социальной защиты в конкретных ситуациях [44, c.61].

В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.

Важную роль для развития системы социальной защиты в республике сыграл Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», установив качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и определив критерий для отнесения граждан к категории бедных (малоимущих).

Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают:

Ш прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения;

Ш предоставление льгот бедным;

Ш социальные трансфертные выплаты, субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д.

Финансовые средства, направляемые на социальную защиту населения, формируются за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости), а также за счет пожертвований и различных благотворительных фондов.

1.2. Принципы форм социальной защиты

Особенностью концепции государственной социальной политики в настоящее время является ее направленность на стабилизацию уровня жизни граждан. Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:

- усиление адресности социальной поддержки слабо защищенных групп населения;

- обеспечение основных социальных гарантий;

- сдерживание массовой безработицы;

- адаптация и социальная поддержка мигрантов [49, c.146].

В основе формирования системы социальной защиты в Республике Беларусь лежит принцип социальной справедливости, основанный на равенстве всех граждан перед законом, правовых, политических и социально-экономических гарантиях жизнедеятельности человека.

Таким образом, в условиях формирования социально- ориентированной модели экономики Республики Беларусь возникла необходимость в разработке и использовании многоуровневой системы социальной защиты населения, комплексном развитии ее форм.

Построение системы социальной защиты - первоочередная и сложная задача. Формирующаяся система социальной защиты в республике должна обеспечивать уровень жизни населения не ниже установленных социальных нормативов, кроме того, стать основным инструментом минимизации негативных социальных последствий (нарастания инфляционных процессов, активизации теневой экономики, роста безработицы).

Одним из главных принципов построения этой системы должна быть солидарность (между молодежью и людьми пожилого возраста, имеющими работу и безработными, здоровыми и больными и т.п.) и коллективная ответственность за каждого нуждающегося, что предполагает разумную централизацию средств и их перераспределение для обеспечения тех, кто без них не в состоянии выжить.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.