Рефераты. Система пенсионного страхования и пути ее совершенствования на современном этапе в Республике Беларусь

p align="left">Наряду с этим следует осуществлять дифференциацию условий и норм социальных выплат (пенсий, пособий т.п.) гражданам с учетом их трудового вклада, причины и степени нетрудоспособности, нуждаемости в социальной помощи и других факторов, то есть использовать в определенной степени принцип "персонификации".

Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих принципах и подходах:

Ш все перечисленные подходы и принципы к построению системы социальной защиты населения основаны на праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (потери трудоспособности, болезни, инвалидности, ущерба в результате аварии на производстве, безработицы, старости и т.д.);

Ш адресности социальной защиты;

Ш разнообразии форм и видов социальной помощи (в денежной и натуральной формах, в форме различного вида услуг
и льгот);

Ш предоставлении трудоспособному населению возможностей получения достаточного дохода через заработную плату;

Ш государственном регулировании сверхвысоких доходов посредством экономических методов для ослабления тенденций экономического неравенства в обществе и обеспечения стабильности социальной обстановки;

Ш четком разграничении функций социального страхования, основанного на накоплении населением средств на протяжении всей жизни, от функций социальной помощи, в основе которой лежит перераспределение доходов различных групп населения;

Ш разработке программ, направленных на предотвращение бедности и адресную помощь населению;

Ш формировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т.д.;

Ш сочетании республиканских программ с целевыми инициативами на местах;

Ш создании надежной системы проверки нуждаемости семей и граждан на основе установленных критериев;

Ш ответственности государства за развитие нынешнего и будущего поколений населения страны;

Ш реформировании системы пенсионного обеспечения.

Все перечисленные принципы и подходы к построению системы социальной защиты населения в Республике Беларусь рассчитаны на длительную перспективу.

Разработаны меры по повышению эффективности системы адресной социальной помощи, которые направлены: во-первых, на обеспечение более четкого контроля за уровнем доходов населения, получающего пособия, и, во-вторых, на обеспечение равного доступа к получению пособий представителями любых групп населения, попавшими в критическую ситуацию, а не только отнесенными к так называемым группам риска. Кроме того, в этих документах выделены категории граждан, которые в силу их физического состояния и материально-бытовых условий нуждаются в первоочередной социальной поддержке. С 1 января 2001 г. назначение и выплата социальной помощи производится за счет средств республиканского бюджета, для чего утверждено Положение о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноким лицам [34, c.1].

Перечисленные меры, обеспечивают решение важнейших задач государства в отношении социальной защиты семьи, женщин и детей:

Ш создание необходимых условий для реализации семьей
ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурной функций, повышение качества жизни семей;

Ш обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное
физическое, интеллектуальное и нравственное развитие;

Ш создание условий женщинам для безопасного материнства.

Адресность социальной защиты населения является сложной задачей и сопряжена с решением следующих проблем:

Ш созданием действенной нормативно-правовой базы, определяющей условия и правомерность социальной поддержки;

Ш разработкой единой методики определения совокупного дохода домашних хозяйств;

Ш установлением порядка финансирования доходов и денежных выплат;

Ш упорядочением всевозможных выплат и льгот (одним из приемлемых вариантов может быть формирование единого пособия для нуждающихся);

Ш организацией всех видов работ, связанных с адресной помощью и, в первую очередь, с кадрами, т.е. социальными работниками, оплатой их труда и др.;

Ш созданием компьютерной сети, позволяющей иметь достаточную и всеобъемлющую информацию о доходах домашних хозяйств для принятия решений по их социальной поддержке.

Сегодня используются две концепции адресной социальной поддержки:

Ш категорийностъ, то есть выделение определенных категорий людей, нуждающихся в поддержке;

Ш доходность - определение доходов населения для принятия решений о необходимости оказания им помощи.

Социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей [16, c.112]. Для этого в системе социальной защиты Республики Беларусь широко используется программно-целевой метод, на основе которого разработаны различные виды программ:

программы социального страхования, предусматривающие частичное возмещение потерь заработков в связи с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей; эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, они не несут на себе отпечатка благотворительности, так как пособия по безработице, оплата больничных листов, пенсии являются заработанными;

программы государственной социальной помощи, предусматривающие предоставление пособий тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются за счет общих налоговых поступлений и считаются специальными благотворительными программами. Чтобы получить право на государственную поддержку, отдельные лица и семьи должны предоставить данные о своих низких доходах. Для получения пенсии необходимо быть отнесенным к определенной категории (например: инвалиды, ветераны, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и другие социальные группы);

программы социального обслуживания, предусматривающие оказание различного вида социальных услуг: социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и т.д.

К формам социального обслуживания относятся: стационарное, нестационарное, полустационарное, срочное, социальное обслуживание на дому. Социальное обслуживание предоставляется следующим категориям населения: гражданам пожилого возраста (80 лет и старше); инвалидам, детям-инвалидам; детям-сиротам, детям, оставшимся без родителей; семьям, состоящим из лиц пожилого возраста и инвалидов; многодетным и неполным семьям; семьям, имеющим детей-инвалидов; малообеспеченным семьям с детьми; гражданам трудоспособного возраста, попавшим в сложную жизненную ситуацию; безработным; гражданам без определенного места жительства; вынужденным переселенцам.

Социальная защита детей в Республике Беларусь направлена на предоставление бесплатной и всесторонней медицинской помощи, охрану здоровья, на социальную поддержку и защиту детей, бесплатное образование, а также общедоступное дополнительное обучение, совершенствование системы пособий на детей, усиление адресности их предоставления в зависимости от уровня доходов семьи, приближение размера пособий к прожиточному минимуму, расширение доступности круглосуточного отдыха и оздоровления детей, включая санаторно-курортное лечение подростков.

Министерством социальной защиты Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными министерствами разработаны и реализуются программы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; создана президентская программа «Дети Беларуси». Мероприятия, предусмотренные в этих программах, направлены на снижение заболеваемости, инвалидности, создание условий для интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без родителей.

К наиболее уязвимым слоям населения относятся женщины. В Республике Беларусь женщины составляют более 52% трудоспособного населения. Наибольшее их количество занято в сфере образования (79,6%), здравоохранении (85,9%), страховании и кредитовании (75,4%), в торговле и общественном питании (74,8%), культуре (73,8%), связи (64,6) и других отраслях сферы услуг. Именно женщины являются важнейшим трудовым ресурсом страны, который обеспечивает быт семьи, воспитание детей, осуществляет заботу о престарелых и т.д., внося тем самым непосредственный вклад в развитие человеческого потенциала. Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т.д.

Кроме того, важнейшей проблемой в республике становится рост количества женщин, страдающих алкоголизмом и наркотической зависимостью; рост материнской смертности; увеличение числа матерей-одиночек; количество разводов.

Все это требует со стороны государства выработки соответствующих мер, направленных на преодоление складывающихся в отношении женщин негативных тенденций.

Улучшению положения женщин в республике должны способствовать создание условий для обеспечения безопасного материнства, родов, репродуктивного здоровья женщин, недопущения их занятости на работах с вредными и опасными условиями труда, соблюдение законодательства о правах и гарантиях работающих женщин; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки женщин; создание условий, обеспечивающих возможность совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающим женщинам, имеющим детей, и т.д.

Важнейшей предпосылкой улучшения положения женщин является последовательное создание условий для равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни общества, что закреплено законодательно постановлением Совета Министров РБ «О мерах по улучшению положения женщин» [21, c.1]. Это находит отражение в тендерной политике Республики Беларусь, которую можно рассматривать и как решающий фактор устойчивого развития всего общества, и как индикатор развития человеческого потенциала.

Для осуществления сбалансированной тендерной политики в республике необходимо обеспечить решение следующих основных проблем, связанных с положением женщин в обществе:

повысить социально-экономический и политический статус женщин в обществе, наделив их соответствующими базовыми возможностями;

увеличить степень участия женщин в социальной и политической жизни;

обеспечить доступ женщин к принятию решений, способных кардинально влиять на ситуацию в различных сферах жизнедеятельности общества.

Тендерное равенство можно рассматривать, с одной стороны, как сотрудничество мужчин и женщин и, с другой - как деятельность женщин по укреплению социальных связей, оказанию взаимопомощи и поддержки тем, кто считается в условиях кризиса особенно беззащитным.

В любой стране молодежь является будущим общества, его потенциалом и силой, способной оказывать существенное влияние на деятельность политических, экономических и социальных структур. И в то же время положение молодежи является одной из острейших проблем любого государства, ибо она нуждается в соответствующих гарантиях со стороны общества и государства для приобретения знаний, трудовых и профессиональных навыков, возможностей вхождения в самостоятельную жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.