Впервые система страхования депозитов была создана в США в 1929г., до 1934г. страховые фонды создавали только отдельные штаты. В 1934г., когда многие вкладчики коммерческих банков потеряли свои сбережения после серии банкротств 1930 - 1933 гг. во время “Великой депрессии”, в США была создана система общефедерального страхования банковских депозитов. Позже (в 70 - 80-е гг. 20 века) подобное страхование появилось также в Европе, Японии. Канаде и в других странах. Весьма показательно, что страхование депозитов, как правило, вводилось в каждой из стран в наиболее тяжелые для экономики и банковской системы периоды.
Страхование от перерывов в производстве. Страхование убытков от перерыва в производстве является довольно важной частью страхования предпринимательских рисков. Однако, по мнению многих страховых компаний в условиях, когда предприятие-страхователь систематически занижает прибыль, адекватно оценить его риски нельзя. А ведь если посмотреть на финансовую отчетность некоторых предприятий, то сложится впечатление, что они едва-едва выходят “в ноль”. За рубежом вообще не принято страховать убыточный бизнес. Подводные камни не меньше, чем скрываемые от налогообложения деньги, мешают развитию страхования предпринимательских рисков. Гвозденко А.А. Страхование рисков М.: Финансы и статистика, 2010
На сегодняшний день европейские страны располагают развитой страховой системой, позволяющей предлагать клиентам около 400-500 видов страхования. Богатые страховые традиции каждой из стран Европы, а также активизировавшиеся после второй мировой войны процессы экономической интеграции создали предпосылки объединения национальных страховых систем в единый европейский страховой рынок, характеризующийся очень высоким уровнем развития страхования.
Страховые рынки развитых стран и системы их регулирования достаточно многообразны. Многообразие этих моделей иллюстрирует схема.
Каждая страна на основе одной из упомянутых моделей развивает свою уникальную систему, которая в чем-то сходна с "чистыми" моделями, а в чем-то имеет собственную неповторимость. К тому же страховые рынки - динамично развивающиеся системы, и их регулирование тоже не стоит на месте, а имеет определенную динамику, изменяясь в соответствии с динамикой макроэкономических процессов и внутренних потребностей самого страхового рынка.
Интересная разновидность континентальной модели регулирования реализуется в Японии. На сегодняшний день, Япония относится, наряду с США и странами ЕС, к мировым лидерам в области страхования, особенно по страхованию жизни. Страховая система Японии наиболее закрытая для участия иностранных компаний и наиболее жестко регулируемая. В Японии сохраняется наиболее жесткий в мировой практике контроль над тарифами по страхованию не жизни, действует самый сложный порядок получения лицензии, поддерживается режим жесткого протекционизма по отношению к отечественным компаниям. Японские страховые организации слабо представлены в международных объединениях участников страхового рынка. В нашей стране опубликовано мало материалов о японском страховом рынке, так как и в информационном плане это очень закрытая система. Отсутствие доступного материала не позволяет проанализировать японскую систему регулирования на страницах данной работы. Предпринимательское право: Учебное пособие" 3-е издание, исправленное и дополненное Смагина И.А. "Омега-Л", 2009
Несмотря на все разнообразие систем государственного регулирования страхового рынка, все развитые страны объединяет то, что везде контролю и регулированию страхового рынка государством уделяется очень большое внимание. Это объясняется тем, что в развитых странах социально-экономическая роль страхования весьма высока, и это хорошо осознается государственными органами, ответственными за принятие соответствующих решений. Механизм государственного регулирования страхования, которым обладают развитые страны, складывался и функционировал уже много лет и максимально адаптирован к особенностям национального страхового рынка.
Рассмотрим пример управления рисками фирмы SIMBA.
Фирма SIMBA, чьи проблемы управления рисками анализируются ниже, представляют собой малую фирму по производству автомобильных деталей и сборок. Президент фирмы владеет 60% акций, вице-президент - 20%, а казначей - 20%.
Фирма владеет одним кирпичным зданием, содержащим цехи и управленческие подразделения. Здание построено 12 лет назад и стоит 540 тыс. долл. плюс стоимость земли. Оно имеет три этажа и подвал. Общая производственная площадь в здании - 60 тыс. кв. фут. (примерно 5600 кв. м.). Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. М.: Юристъ, 2009
Здание не имеет системы автоматизированного пожаротушения. По оценке фирмы его восстановительная стоимость 900 тыс. долл., но с учетом амортизации здание сегодня стоит по текущим ценам 270 тыс. долл. Ветка железной дороги подходит к восточной стороне здания. Фирма несет ответственность за нее по типовому транспортному соглашению. Стоянка для 100 автомобилей расположена с западной стороны здания.
Остальные два акра земли, принадлежащей фирме, отведены под зеленые насаждения. Фирма также арендует кирпичное строение вдоль улицы, используя его как склад готовой продукции и гараж для парка из 10 легковых автомобилей и 10 грузовых. Действительная настоящая стоимость здания 360 тыс. долл. Стоимость по рыночным ценам легкового автомобиля 9 тыс. долл., а грузового - 21 тыс. долл. Аналогичные новые автомобили стоили бы соответственно 15 тыс. и 30 тыс. долл.
Фирма продает свою продукцию только оптовым покупателям и производителям. Объем продаж стабилен из года в год и не подвержен серьезным флюктуациям. Около 80% поставок производится потребителям в радиусе 50 миль (около 80 км) обычно транспортом фирмы. Доставка в другие регионы производится железнодорожным и автотранспортом общего назначения. Поставки морским транспортом за пределы США отсутствуют. Гвозденко А.А. Страхование рисков М.: Финансы и статистика, 2010
Оборудование завода при замене его новым оценивается в 360 тыс. долл., стоимость его с учетом износа 290 тыс. долл. Оснастка при замене ее на новую стоит 75 тыс. долл., а с учетом износа ее цена составляет только 40 тыс. долл. Стоимость сырья, незавершенного производства, готовой продукции отражена в балансе фирмы (табл.1).
Фирма имеет 60 служащих, 30 из которых занято в процессе производства. Остальные включают управляющих, рабочих склада и торговый персонал.
Один из служащих - ключевой инженер в возрасте 40 лет, чья деятельность сильно влияет на успех фирмы. Управление транспортом фирмы входит в обязанности торгового персонала. Годовой фонд заработной платы составляет 1800 тыс. долл., выплаты производятся чеками еженедельно. Ввиду нехватки рабочих в этой местности фирма продолжает выплачивать заработную плату служащим при прекращениях деятельности до двух месяцев. В противном случае она вынуждена была бы оставлять лишь половину служащих с годовым фондом заработной платы 630 тыс. долл. Баланс фирмы и данные по выручке представлены в табл. 1.
Таблица 1
Баланс фирмы SIMBA (тыс. долл.)
Активы
2008
2009
Текущие активы:
Денежные средства
30
Дебиторская задолженность
340
Резерв по сомнительным долгам
310
Материально-производственные запасы:
Готовая продукция
180
НЗП
150
Сырье и основные материалы
60
390
Снабжение в процессе поставки (подотчетные суммы)
20
750
Сооружения и оборудование:
Здания
540
Амортизационный фонд (15,0/год)
360
Оборудование и устройства
Оснастка и приспособления
Амортизационный фонд (6,0/год)
Транспорт
300
Амортизационный фонд (30,0/год)
120
Гудвилл
Итого активов
1500
Пассивы
Текущие пассивы:
Счета к оплате
Закладная на здание
210
510
Имущество акционеров
Акционерный капитал
Нераспределенная прибыль
630
990
Итого пассивы и имущество
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14