Принимаемые законодательные акты каких-либо принципиальных изменений не вносили. Государственная собственность на средства производства привела к упрощению всей процедуры расчетов тарифов, что в свою очередь повысило дотационность бюджета государственного социального страхования. Так, согласно ст. 6 Закона о государственных пенсиях, принятого ВС СССР 14 июля1956 г. «выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо "вычетов из заработной платы».
Значительная финансовая дотационность системы социального страхования за счет государственного бюджета закладывалась еще в первые годы советской власти. В послевоенное время она была «связана также и со стремлением государства поддерживать неизменной систему оптовых цен. Вот почему, начиная с 1956 г., для возмещения возросших расходов на пенсионные выплаты государство стало направлять средства из государственного бюджета.
Длительное применение низких страховых тарифов, не покрывающих расходы по социальному страхованию, привело к занижению в себестоимости продукции совокупных затрат труда и искажению действительного соотношения издержек производства и прибыли. Предприятия утратили верные представления о
реальной величине расходов на воспроизводство рабочей силы, а государство
под предлогом финансирования социального обеспечения из государственного
бюджета продолжало изымать большую часть прибыли трудовых коллективов,
оставляя предприятиям крайне мало возможностей как для улучшения условий
труда, создания социально-оздоровительных инфраструктур, так и для развития
автономных (на уровне отраслей, регионов и предприятий) систем социального
страхования.
Важно подчеркнуть, что в итоге из средства реализации целенаправленной
политики дотационный метод превратился в явление, вызывающее негативные
социальные последствия. Стратегическая установка на дотационность
социального страхования идеологически подкрепляет миф о благодетельной роли
государства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования и
обеспечения. Это нашло отражение в нормах трудового законодательства. Так,
ст. 237 КЗоТ РСФСР (до недавнего времени) декларировала: «Государственное
социальное страхование рабочих и служащих осуществляется за счет
государства». В результате в сознании не только широких масс трудящихся, но
и руководителей предприятий и ведомств прочно укоренился ошибочный
стереотип относительно источников финансового обеспечения выплат по
социальному страхованию и обеспечению.
Глава 4 .Взаимосвязь социального страхования и социальной политики
Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной
социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные
группы получали широкую социальную поддержку.
Происходящие в стране экономические преобразования, вызванные
переходом к рыночным отношениям, обусловливают соответствующие перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты,
основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.
Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к
выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты.
Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным
использованием имеющихся средств. “Отечественная система социальной защиты
установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и
успешно заморозила все попытки модернизации системы социального
страхования”. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области
социальной защиты и вовсе осуществляются “без должного методологического и
нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными
процессами”. Отсутствует координация усилий между существующими
организационными и формами социальной защиты -- социальной помощью и
социальным страхованием.
Можно заключить, что реформы в области социальной защиты не
подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек
зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние
общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и
своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью
адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может
оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в
ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального
страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы
социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.
Произошедшее в результате экономических реформ резкое сокращение
государственных расходов на нужды социальной защиты населения, к сожалению,
не сопровождалось разработкой и внедрением новых ее форм, которые
соответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области социального
страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью
использования средств, выделяемых в ничтожно малых объемах.
Кроме того, предприниматели плохо обеспечивают социальную защиту своих
работников. На практике социальной защитой пользуются далеко не все
работающие на предприятии: совместители и временно работающие через
отчисления от зарплаты фактически участвуют в уплате взносов в Фонд
социального страхования, но получать от него необходимое обеспечение не
могут.
Для развитых в социально-экономическом отношении стран давно стало
очевидным, что “цель жизни в обществе -- не государство и не рынок, а сама
жизнь, творческая реализация личности” и именно ей “государство и рынок
призваны служить”. Из таких положений рождались концепции “качества жизни”,
социальной защиты, социального страхования и др.
В социальной защите выделяются два основных вида:
- Социальная помощь, предназначенная для избирательной и адресной
поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;
- социальное страхование, ориентированное на социально активное
население, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должно
осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя.
Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше
вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической
сфере определенную помощь и выгоду.
Деятельность системы социального страхования в первую очередь
адресована группам трудоустроенного населения. Трудоспособное население в
своем большинстве -- это работники по найму, и заработная плата -- их
единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе
отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной
защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах
регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не
только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма
социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу
производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и
мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге
способствуют стабилизации общества.
Реформирование системы социального страхования должно привести ее в
соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить
действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты
должна строиться на двух основополагающих принципах -- на индивидуальной
ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход
открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе,
защищает интересы обеих сторон, сочетая их интересы, и препятствует
процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты
прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов,
малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более
важен принцип личной ответственности.
“В настоящее время при переходе России к более совершенной системе
социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость
перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества
жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного
взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или
в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу
расходования средств на зарплату и на различные виды социального
страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно
найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным
страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого
необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех
видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким
механизмом и является социальное страхование”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7