Рефераты. Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения

p align="left"> Социальное страхование становится инструментом перераспределительной политики государства, утрачивает свои основные черты и трансформируется в социальное обеспечение. Страховая защита в результате эволюции возвращается к далекому от совершенства первоисточнику социального страхования - к организованной взаимопомощи, приобретшей общегосударственный характер.

Принимаемые законодательные акты каких-либо принципиальных изменений не вносили. Государственная собственность на средства производства привела к упрощению всей процедуры расчетов тарифов, что в свою очередь повысило дотационность бюджета государственного социального страхования. Так, согласно ст. 6 Закона о государственных пенсиях, принятого ВС СССР 14 июля1956 г. «выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо "вычетов из заработной платы».

Значительная финансовая дотационность системы социального страхования за счет государственного бюджета закладывалась еще в первые годы советской власти. В послевоенное время она была «связана также и со стремлением государства поддерживать неизменной систему оптовых цен. Вот почему, начиная с 1956 г., для возмещения возросших расходов на пенсионные выплаты государство стало направлять средства из государственного бюджета.

Длительное применение низких страховых тарифов, не покрывающих расходы по социальному страхованию, привело к занижению в себестоимости продукции совокупных затрат труда и искажению действительного соотношения издержек производства и прибыли. Предприятия утратили верные представления о

реальной величине расходов на воспроизводство рабочей силы, а государство

под предлогом финансирования социального обеспечения из государственного

бюджета продолжало изымать большую часть прибыли трудовых коллективов,

оставляя предприятиям крайне мало возможностей как для улучшения условий

труда, создания социально-оздоровительных инфраструктур, так и для развития

автономных (на уровне отраслей, регионов и предприятий) систем социального

страхования.

Важно подчеркнуть, что в итоге из средства реализации целенаправленной

политики дотационный метод превратился в явление, вызывающее негативные

социальные последствия. Стратегическая установка на дотационность

социального страхования идеологически подкрепляет миф о благодетельной роли

государства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования и

обеспечения. Это нашло отражение в нормах трудового законодательства. Так,

ст. 237 КЗоТ РСФСР (до недавнего времени) декларировала: «Государственное

социальное страхование рабочих и служащих осуществляется за счет

государства». В результате в сознании не только широких масс трудящихся, но

и руководителей предприятий и ведомств прочно укоренился ошибочный

стереотип относительно источников финансового обеспечения выплат по

социальному страхованию и обеспечению.

Глава 4 .Взаимосвязь социального страхования и социальной политики

Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной

социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные

группы получали широкую социальную поддержку.

Происходящие в стране экономические преобразования, вызванные

переходом к рыночным отношениям, обусловливают соответствующие перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты,

основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к

выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты.

Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным

использованием имеющихся средств. “Отечественная система социальной защиты

установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и

успешно заморозила все попытки модернизации системы социального

страхования”. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области

социальной защиты и вовсе осуществляются “без должного методологического и

нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными

процессами”. Отсутствует координация усилий между существующими

организационными и формами социальной защиты -- социальной помощью и

социальным страхованием.

Можно заключить, что реформы в области социальной защиты не

подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек

зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние

общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и

своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью

адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может

оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в

ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального

страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы

социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.

Произошедшее в результате экономических реформ резкое сокращение

государственных расходов на нужды социальной защиты населения, к сожалению,

не сопровождалось разработкой и внедрением новых ее форм, которые

соответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области социального

страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью

использования средств, выделяемых в ничтожно малых объемах.

Кроме того, предприниматели плохо обеспечивают социальную защиту своих

работников. На практике социальной защитой пользуются далеко не все

работающие на предприятии: совместители и временно работающие через

отчисления от зарплаты фактически участвуют в уплате взносов в Фонд

социального страхования, но получать от него необходимое обеспечение не

могут.

Для развитых в социально-экономическом отношении стран давно стало

очевидным, что “цель жизни в обществе -- не государство и не рынок, а сама

жизнь, творческая реализация личности” и именно ей “государство и рынок

призваны служить”. Из таких положений рождались концепции “качества жизни”,

социальной защиты, социального страхования и др.

В социальной защите выделяются два основных вида:

- Социальная помощь, предназначенная для избирательной и адресной

поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;

- социальное страхование, ориентированное на социально активное

население, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должно

осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя.

Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше

вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической

сфере определенную помощь и выгоду.

Деятельность системы социального страхования в первую очередь

адресована группам трудоустроенного населения. Трудоспособное население в

своем большинстве -- это работники по найму, и заработная плата -- их

единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе

отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной

защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах

регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не

только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма

социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу

производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и

мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге

способствуют стабилизации общества.

Реформирование системы социального страхования должно привести ее в

соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить

действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты

должна строиться на двух основополагающих принципах -- на индивидуальной

ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход

открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе,

защищает интересы обеих сторон, сочетая их интересы, и препятствует

процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты

прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов,

малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более

важен принцип личной ответственности.

“В настоящее время при переходе России к более совершенной системе

социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость

перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества

жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного

взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или

в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу

расходования средств на зарплату и на различные виды социального

страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно

найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным

страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого

необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех

видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким

механизмом и является социальное страхование”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.