Рефераты. Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения

p align="left"> Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми

Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей и

задач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Только

их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность,

наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности

населения.

Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и

анализировалась система социального страхования, оказываются тесно

взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит

уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко

распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются

там основой системы социальной защиты.

Высокая степень социальной защиты включает меры не только финансового

характера, но и медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Решать эти проблемы сегодня не просто, но необходимо. С целью повышения

защиты требуется “объединить институт возмещения ущерба, государственное

социальное страхование и социальное обеспечение”, при чем в последнее

включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и

“преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных

случаев на производстве”.

Глава 5.Развитие системы социального страхования

5.1.Принципы построения системы социального страхования

На смену единой системе государственного социального страхования

сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов

страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с

проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное

социальное страхование.

Социальное страхование существует в различных видах и зависит от

причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай

болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай

потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие

способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных

форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”.

Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

“Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие

принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека

социальное страхование определено как форма социальной защиты при

наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по

независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального

страхования -- обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при

наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате

возможности заработка”. К такого рода страховым случаям относятся:

временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и

уход за ним, смерть, и др.

Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие

системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина

за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием

как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики,

а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности

является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен

самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в

экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная

свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.

Система социального страхования характеризуется также принципом

солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов

страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги -- от

состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть:

социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как

трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях

могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь

строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них

выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются

специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким

заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки

ниже.

Социальное страхование -- это по сути институт социального партнерства,

солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной

зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства,

балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального

страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие

утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги:

профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием

страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой

системы.

Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня

социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении

страховых случаев.

С развитием рыночной экономики переход к системе социального

страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально

меняется роль каждого субъекта.

Государство перестает быть единственным собственником средств

производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников

системы социального страхования.

Его основными функциями становятся:

- Формирование экономических и правовых предпосылок, условий для

становления и развития социального страхования, включая содействие развитию

инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования,

определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов,

пособий и услуг;

- гарантирование социальной защиты в области социального страхования,

контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной

защищенности трудящихся;

- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования

интересов субъектов этих отношений;

- оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым

категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие

в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю

ответственности государства.

Работодатели (или предприятия):

- Участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой

деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими

трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие

сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;

- финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение

профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных

заболеваний.

Работник несет личную ответственность за свое здоровье и

благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении

социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать

как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают

профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в

системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и

социального страхования.

Принцип личной ответственности в рамках системы социального

страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом

солидарности, выражающимся в перераспределении средств между людьми с

разными уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечение

возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при

потере трудоспособности.

На основании вышеприведенного формулируются основные положения

Концепции социального страхования.

Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно

разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по

принципу однородности и общности интересов способствует повышению

эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности

такой формы социальной защиты и росту солидарности.

Второе положение заключается в том, что в основе разделения

социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски

как “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты и

сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.

Третье положение относится к созданию различных форм социального

страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических

зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования

-- общего, профессионального и территориального.

Реализация указанных и иных концептуальных принципов социального

страхования требует прежде всего разработки законодательного акта “Основы

социального страхования в РФ” как некоторого “кодекса” либо “рамочного

закона”. Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.