Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей и
задач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Только
их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность,
наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности
населения.
Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и
анализировалась система социального страхования, оказываются тесно
взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит
уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко
распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются
там основой системы социальной защиты.
Высокая степень социальной защиты включает меры не только финансового
характера, но и медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Решать эти проблемы сегодня не просто, но необходимо. С целью повышения
защиты требуется “объединить институт возмещения ущерба, государственное
социальное страхование и социальное обеспечение”, при чем в последнее
включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и
“преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных
случаев на производстве”.
Глава 5.Развитие системы социального страхования
5.1.Принципы построения системы социального страхования
На смену единой системе государственного социального страхования
сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов
страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с
проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное
социальное страхование.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от
причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай
болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай
потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие
способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных
форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”.
Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.
“Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие
принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека
социальное страхование определено как форма социальной защиты при
наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по
независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального
страхования -- обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при
наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате
возможности заработка”. К такого рода страховым случаям относятся:
временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и
уход за ним, смерть, и др.
Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие
системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина
за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием
как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики,
а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности
является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен
самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в
экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная
свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.
Система социального страхования характеризуется также принципом
солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов
страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги -- от
состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть:
социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как
трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях
могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь
строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них
выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются
специальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким
заработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки
ниже.
Социальное страхование -- это по сути институт социального партнерства,
солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной
зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства,
балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального
страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие
утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги:
профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием
страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой
системы.
Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня
социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении
страховых случаев.
С развитием рыночной экономики переход к системе социального
страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально
меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственным собственником средств
производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников
системы социального страхования.
Его основными функциями становятся:
- Формирование экономических и правовых предпосылок, условий для
становления и развития социального страхования, включая содействие развитию
инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования,
определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов,
пособий и услуг;
- гарантирование социальной защиты в области социального страхования,
контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной
защищенности трудящихся;
- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования
интересов субъектов этих отношений;
- оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым
категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие
в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю
ответственности государства.
Работодатели (или предприятия):
- Участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой
деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими
трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие
сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;
- финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение
профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных
заболеваний.
Работник несет личную ответственность за свое здоровье и
благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении
социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать
как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают
профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в
системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и
социального страхования.
Принцип личной ответственности в рамках системы социального
страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом
солидарности, выражающимся в перераспределении средств между людьми с
разными уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечение
возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при
потере трудоспособности.
На основании вышеприведенного формулируются основные положения
Концепции социального страхования.
Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно
разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по
принципу однородности и общности интересов способствует повышению
эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности
такой формы социальной защиты и росту солидарности.
Второе положение заключается в том, что в основе разделения
социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски
как “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты и
сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.
Третье положение относится к созданию различных форм социального
страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических
зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования
-- общего, профессионального и территориального.
Реализация указанных и иных концептуальных принципов социального
страхования требует прежде всего разработки законодательного акта “Основы
социального страхования в РФ” как некоторого “кодекса” либо “рамочного
закона”. Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7