Законодательство Республики Молдова предопределило построение ее банковской системы в соответствии с двухуровневым принципом организации. Национальный банк является банком первого уровня. Он выполняет традиционные функции, характерные для центрального банка государства: является эмиссионным и расчетным центром государства, банком банков и банкиром правительства. Национальный Банк определяет организиционно-технические принципы осуществления налично-денежного оборота:
правила хранения, перевозки и инкассации денежной наличности
правила выполнения кассовых операций банками и хозяйствующими субъектами
создает и управляет резервными фондами банкнот и монеты
устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков
Функции Национального банка в соответствии со Статьей 5 Закона Республики Молдова:
согласно с разработанными Правлением Национального банка Основных принципов денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-кредитную политику.
монопольно выполняет эмиссию национальной валюты и организует ее обращение.
выступает кредитором последней инстанции для банков и организовывает систему рефинансирования.
устанавливает для банков и других финансово-кредитных учреждений правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации, ценностей и имущества.
организовывает и методологически обеспечивает систему денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платежного баланса.
определяет систему, порядок и формы платежей, в том числе между банками и финансово-кредитными учреждениями.
определяет направления развития современных электронных банковских технологий, организовывает, координирует и контролирует изобретение электронных платежных способов, систем, автоматизации банковской деятельности и средств защиты банковской информации.
выполняет банковское регулирование и контроль.
ведет Реестр банков, их филиалов и представительств, валютных бирж и финансово-кредитных организаций, выполняет лицензирование банковской деятельности и операций в предвиденных законами случаях.
выполняет согласно определенных специальным законом полномочий валютное регулирование, определяет порядок проведения платежей в иностранной валюте, организовывает и выполняет валютный контроль за коммерческими банками и другими кредитными организациями, которые получили лицензию Национального банка на проведение операций с валютными ценностями.
обеспечивает накопление и сбережение золотовалютных резервов и проведение операций с ними и банковскими металлами.
реализовывает государственную политику по вопросам защиты государственных секретов в системе национального банка.
принимает участие в подготовке кадров для банковской системы.
Незаконная банковская деятельность выражается в осуществлении банковских операций без регистрации или специального разрешения в случаях, когда такая лицензия обязательна, либо с нарушением условий лицензирования, если это, деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Уголовная ответственность предусмотрена также за неправомерные действия при банкротстве, если руководителем или собственником организации должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства были совершены действия по сокрытию имущества или имущественных обязательств сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, по передаче имущества в иное владение, отчуждению или уничтожению имущества, а равно сокрытию, уничтожению, фальсификации бухгалтерских и других документов, отражающих экономическую деятельность, и данные действия причинили крупный ущерб (ст. 155/3 УК РМ).
Инструкциями Национального Банка Молдовы установлены стандарты для банковской системы Молдовы, которые соответствуют положениям «Базельской конвенции». Наиболее важными среди них являются:
· Достаточность капитала;
· Оценка риска кредитов, выдаваемых коммерческими банками, и формирование скидок на потери по кредитам;
· Мониторинг «больших» кредитов, то есть кредитов свыше 10% от нормативного капитала банка;
· Мониторинг ликвидности банковской системы, которая в конечном итоге полагается на НБМ как на кредитора в крайних случаях;
· Ограничение займов, выдаваемых лицам, связанным с банком, а также кредитов, выдаваемых одному и тому же лицу или группе взаимосвязанных лиц.
Коммерческие банки, являющиеся акционерными обществами, независимы от государственных и правительственных органов, но должны иметь лицензию НБМ.
В соответствии с Законом Республики Молдова “О финансовых учреждениях”, перечень услуг, оказываемых банками, напрямую зависит от размера их совокупного нормативного капитала. [Ст. 4, п.2]
В законе говорится, что «…банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов».
Важное значение для развития рынка банковских услуг имеет концепция маркетинга. Одним из главных принципиальных отличий банковского маркетинга XXI века является принцип глубокого и точечного сегментирования рынка продуктов, клиентов и продуктового ценообразования. Если банк не сможет проводить оптимальную сегментацию рынка, то рано или поздно рынок начнет сегментировать или разбивать банк. Исследование особенностей, функций и этапов управления качеством услуг в банке дает возможность получить важную информацию для формирования эффективной модели анализа качества взаимосвязей между клиентом и банковским учреждением.
В 2001 году был принят Закон Республики Молдова «О предупреждении и борьбе с отмыванием денег», направленный на предупреждение и пресечение незаконных финансовых действий и махинаций. [Ст.4, п.3]
Правила пользования банковскими карточками устанавливают порядок пользования банковскими карточками, финансово-юридические отношения между Банком и владельцем карточного счета (счет, с которого эмитированы банковские карточки).
Настоящие правила разработаны в соответствии с требованиями:
- Регламента Национального банка РМ № 62 от 24.02.2005 г. “О банковских карточках”;
- Регламента Национального банка РМ “По валютному регулированию на территории Республики Молдова от 13 января 1994 г.”;
- Правилам международных платежных систем Visa Int. и MasterCard Int.;
- Внутренних регламентов, инструкций и правил Банка;
«Решение о Рекомендациях Национального банка Молдовы по системам внутреннего контроля в коммерческих банках Республики Молдова».
В решении определяются основные цели банковского регулирования и надзора, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.
Главная цель надзора за банковской системой -- сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
Состояние и перспективы развития кредитной системы имеют важное значение для национальных экономик Республики Молдова. В связи с этим кредитно-банковская, сфера служит объектом тщательного надзора и регулирования со стороны правительственных органов и, в частности, центрального банка. Однако в каждой стране имеются свои специфические особенности контроля за деятельностью кредитных институтов, что обусловлено особенностями исторического развития и действием различных политико-экономических факторов.
Административный совет Национального банка Молдовы внес 11 марта 2010 г. изменения и дополнения в Постановление Административного совета Национального банка Молдовы №207 от 15 августа 2007 г. «О некоторых особенностях деятельности финансовых учреждений в связи с процессом легализации капитала и перевода /вывоза из Республики Молдова физическими лицами легализованных денежных средств»
В Постановление приводятся цели банковского надзора, которые заключаются в том, чтобы определить, в достаточной ли степени менеджмент способен идентифицировать, оценить, осуществить мониторинг и контроль в отношении разных типов риска, с которым сталкивается банк.
Регулирование и надзор Национального Банка осуществляет от лица государства с целью создания условий для устойчивого функционирования банков и кредитных учреждений и на этой основе обеспечения доверия общества к банковской системе.
Проводимые Национальным Банком регулирование и надзор не касаются оперативной деятельности банков, а определяют исходные требования к созданию и функционированию банков и кредитных учреждений. Основными сферами регулирования Национального Банка являются: лицензирование и регистрация банков и кредитных учреждений; установление экономических нормативов, которых должны придерживаться коммерческие банки в своей деятельности.
Постановлением Правительства Республики Молдова «Об упорядочении производства бланков, ценных бумаг в Республике Молдова» производство бланков ценных бумаг в Республике Молдова, а также ввоз на территорию РМ бланков ценных бумаг для их изготовления осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Министерством финансов РМ.
Закон Республики Молдова «Об акционерных обществах» № 1134 от 02.04.97 г. определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов кредиторов и акционеров этих обществ.
Согласно Инструкции Министерства финансов Республики Молдова «О порядке и условиях выдачи лицензий на производство и ввоз на территорию Республики Молдова бланков ценных бумаг» установлен производства и ввоза бланков ценных бумаг».
Сергей Балабан в статье «Рейтинг надежности банков по итогам 2009 года» в журнале «Банки и Финансы. Profit» дает такое определение рейтинга банка, как о способности менеджмента банков эффективно привлекать и управлять ресурсами банка, надежно их размещать, соблюдая высокую ликвидность, и при этом добиваться максимально высокой рентабельности. Данная способность учитывает возможности банка выполнить обязательства перед клиентами и акционерами в случае наступления форс-мажорных обстоятельств. Банковский рейтинг не является рекомендацией для начала или прекращения сотрудничества с тем иным банком, а также не является мнением о рыночной цене акции банка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8