Рефераты. Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования

p align="left">Документарная форма эмиссионных ценных бумаг -- форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или в случае депонирования такового на основании записи по счету депо.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг -- форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг на основании записи по счету депо.

Сертификат эмиссионной ценной бумаги -- документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.

Согласно ст. 16 Закона “О рынке ценных бумаг”, форма и порядок удостоверения, уступки и осуществления прав, закрепленных эмиссионной ценной бумагой, определяются законом и указываются в решении о выпуске ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:

именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги);

именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ценные бумаги);

ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска (документарные ценные бумаги на предъявителя).

Таким образом, эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

Таким образом, к ценной бумаге приравнивается любой комплекс прав, оформленный соответствующим образом и обладающий признаками, характеризующими эмиссионную ценную бумагу. Другими словами, любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в ст. 2 Закона “О рынке ценных бумаг”.

Если со временем этот подход будет использован в Гражданском кодексе, это позволит сделать единообразным законодательное регулирование документарных и бездокументарных ценных бумаг. Тогда под ценной бумагой будет пониматься сам комплекс прав, а роль документа (сертификата) сведется к одному из способов удостоверения прав, закрепленных ценной бумагой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

1. В чем заключается специфика ценной бумаги в системе объектов права?

2. Дайте определение ценной бумаги по ГК РФ.

3. Какие виды ценных бумаг описаны в ГК РФ?

4. Дайте определение эмиссионной ценной бумаги.

5. Укажите особенности регулирования документарных и бездокументарных ценных бумаг.

ГЛАВА 9. ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА

ЗНАЧЕНИЕ И ФАКТОРЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Любое законодательство об АО, в том числе и российское, имеет своим предметом два крупных блока вопросов:

внутренняя жизнь АО (создание, преобразование и ликвидация АО, права акционеров и компетенция органов управления);

взаимоотношения акционерных обществ с внешней средой, служащей потенциальным источником капитала (выпуск АО акций и облигаций, условия приобретения крупных пакетов акций АО).

Вопросы внутреннего управления в АО и его взаимоотношений с внешней средой очень тесно переплетены. Эффективное управление способствует более продуктивной деятельности компании и формированию адекватной рыночной оценки акций, следовательно, понимание принципов управления АО очень важно как для потенциального инвестора и профессионального участника рынка ценных бумаг, так и для рядового акционера и представителя органов управления АО.

Обычно под корпоративным управлением и контролем понимается вся сфера деятельности корпорации (компании, АО), связанная с отношениями собственности и взаимодействием между различными ее субъектами, а также с отношениями между этими субъектами и другими заинтересованными группами (наемные руководители и работники, кредиторы, государственные органы). Именно такая деятельность требует четкого правового регулирования.

Что касается процедур управления и контроля в АО, с точки зрения организации фирмы, т. е. структур функционального и линейного управления, схем административной подчиненности, должностного определения полномочий и прочих структурных факторов организации, то эти проблемы решаются каждой компанией самостоятельно с учетом ее собственных целей и стратегии и не требуют законодательного регулирования.

Независимо от различных определений и теоретических подходов, ключевая задача корпоративного управления является общепризнанной: защита определенного круга участников корпоративных отношений от потенциального произвола (неэффективной деятельности) наемных менеджеров. Различие состоит в типах и степени вовлечения в сферу корпоративных отношений различных категорий таких потенциальных участников.

В самом узком понимании корпоративное управление состоит в обеспечении деятельности менеджеров по управлению предприятием в интересах владельцев-акционеров. Многие исследователи рассматривают корпоративное управление как пути и способы, с помощью которых всем финансовым внешним инвесторам гарантируется доход на свои инвестиции. К финансовым внешним инвесторам относятся не только держатели акций, но и кредиторы корпорации. Наконец, в наиболее широкой трактовке корпоративное управление -- это учет и защита интересов как финансовых, так и нефинансовых инвесторов, вносящих свой вклад в деятельность корпорации (концепция “соучастников”). К нефинансовым инвесторам могут относиться служащие (специфические навыки для корпорации), поставщики (специфическое оборудование для корпорации), местные власти (инфраструктура и налоги в интересах корпорации) и др.

Очевидно, что степень охвата потенциальных “объектов защиты” посредством корпоративного управления во многом определяется экономическими, правовыми, историческими и этическими традициями в конкретном обществе. Среди важных факторов, которые оказывают влияние на формирование конкретной (национальной) модели корпоративного управления (контроля), следует выделить:

конкретная структура владения акциями в корпорации;

специфика финансовой системы в целом как механизма трансформации сбережений в инвестиции (типы и распределение финансовых контрактов, состояние финансовых рынков, типы финансовых институтов, роль банковских институтов);

соотношение источников финансирования корпорации; макроэкономическая ситуация и экономическая политика в стране;

политическая система (существует ряд исследований, проводящих прямые параллели между устройством политической системы “избиратели--парламент--правительство” и моделью корпоративного управления “акционеры--совет директоров--менеджеры”);

история развития и современные особенности правовой системы и культуры;

традиционная (исторически сложившаяся) национальная идеология; сложившаяся практика деловых отношений;

традиции и степень вмешательства государства в экономику и его роль в регулировании правовой системы.

Определенная консервативность характерна для любой модели корпоративного управления, а формирование его конкретных механизмов обусловлено историческим процессом в конкретной стране. Это означает, в частности, что не следует ждать быстрых изменений модели корпоративного управления вслед за какими-либо радикальными правовыми изменениями.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что для России и других стран с переходной экономикой в настоящее время характерны только формирующиеся и промежуточные модели корпоративного управления, которые зависят от выбранной модели приватизации. Для них типичны ожесточенная борьба за контроль в корпорации, недостаточная защита акционеров (инвесторов), недостаточно развитое правовое и государственное регулирование.

Среди наиболее важных специфических проблем, присущих (в данном контексте) большинству стран с переходной экономикой и создающих дополнительные трудности формирования моделей корпоративного управления и контроля, следует выделить:

* относительно нестабильная макроэкономическая и политическая ситуация;

* неблагоприятное финансовое состояние большого числа вновь созданных корпораций;

* недостаточно развитое и относительно противоречивое законодательство в целом;

* слабость инфраструктуры для обеспечения исполнения корпоративного законодательства (проблема инфорсмента);

* доминирование в экономике крупных корпораций и проблема монополизма;

* во многих случаях значительная первоначальная “распыленность” владения акциями;

* особая роль менеджеров (директоров) в корпоративном контроле;

* продолжающаяся борьба за контроль в корпорациях и соответственно нестабильность системы прав собственности;

* социально-политические преграды для проведения реальных процедур банкротства убыточных корпораций;

* слабые и неликвидные (малоликвидные) рынки корпоративных ценных бумаг;

* неразвитая система финансовых институтов;

* проблема “прозрачности” эмитентов и рынков;

* как следствие отсутствие (неразвитость) внешнего контроля за менеджерами бывших государственных предприятий;

* слабые внутренние (национальные) и опасающиеся многих дополнительных рисков внешние (иностранные) инвесторы;

* отсутствие (забвение) традиций корпоративной этики и культуры;

* сохранение значительной доли собственности у государства;

* коррупция и прочие криминальные аспекты проблемы.

В этом -- одно из принципиальных отличий от “классических” моделей, сложившихся в странах с развитой рыночной экономикой, которые относительно стабильны и имеют более чем столетнюю историю.

Каждая страновая модель (наиболее известны англосаксонская, германская и японская) формировалась в течение исторически длительного периода и отражает прежде всего специфические национальные условия социально-экономического развития, традиции и идеологию. Прямое и автоматическое перенесение зарубежных моделей на “целинную” почву переходных экономик не только бессмысленно, но и опасно для дальнейшего реформирования.

Принципиально важным правовым условием достижения прогресса в сфере корпоративного управления должно быть интенсивное государственное регулирование как долгосрочного характера (базовые законы), так и оперативного типа (защита инвесторов, регулирование корпоративных конфликтов, предотвращение злоупотреблений и мошенничества).

Центральной идеей как долгосрочного, так и оперативного государственного регулирования в этой области должна быть правовая защита инвесторов. Хотя основой для такой защиты должно быть законодательство о компаниях, эффективность правовой защиты зависит от многих сопряженных актов: о ценных бумагах, о рынке ценных бумаг, о банках, о небанковских финансовых институтах, о банкротствах и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какой круг отношений входит в понятие корпоративного управления и контроля?

2. В чем заключается основная задача корпоративного управления?

3. Какие факторы важны для формирования конкретной модели корпоративного управления?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.