Рефераты. Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования

p align="left">Законом определены основные понятия валютного регулирования, к примеру, такие, как “валюта Российской Федерации”, “ценные бумаги в валюте Российской Федерации”, “иностранная валюта”, “текущие валютные операции”, “валютные операции, связанные с движением капитала” и др.

В соответствии с данным законом расчеты между резидентами по сделкам с ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. Операции же с ценными бумагами в иностранной валюте отнесены законом к “валютным операциям, связанным с движением капитала”. Это означает, что резидент, который решил продать (приобрести) ценные бумаги в иностранной валюте, должен иметь специальное разрешение (лицензию) ЦБ РФ (Письмо Государственного банка СССР от 24.05.91 № 352).

Аналогичным образом регулируется порядок приобретения (отчуждения) ценных бумаг в валюте Российской Федерации резидентами за иностранную валюту. В соответствии с требованиями ЦБ РФ резидент, решивший продать (приобрести) ценные бумаги российского эмитента за иностранную валюту, также должен иметь соответствующее разрешение ЦБ РФ.

Определенными особенностями могут обладать сделки с ценными бумагами, где одной из сторон выступает банк-резидент. Такие сделки с участием кредитной организации регулируются, в частности, Федеральным законом от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. Особенности валютного регулирования сделок с ценными бумагами определяются также видом лицензии на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации в соответствии с указанным законом.

Сделки с ценными бумагами, совершенные в нарушение действующего валютного законодательства, являются недействительными, и все полученное по ним взыскивается в доход государства.

Такое взыскание осуществляется в претензионно-исковом порядке. В таком же порядке подлежит взысканию в доход государства необоснованно приобретенное в результате незаконных действий.

На протяжении 1996 года Центральным банком осуществлялась политика поэтапного снятия ограничений на допуск нерезидентов на рынки ГКО-ОФЗ. Целесообразно выделить следующие этапы:

1-й этап

До февраля 1996 года действовали ограничения на репатриацию иностранными участниками полученных на рынке ГКО-ОФЗ доходов, а максимальная доля облигаций, которые могли быть приобретены иностранными инвесторами, в общем объеме эмиссии каждого выпуска ограничивалась, как правило, 10°о. В этих условиях нерезиденты прибегали к использованию так называемых “серых схем” для осуществления операций с ГКО, которые предполагали, как правило, использование посредников-резидентов. Такой способ участия нерезидентов, в частности, не позволял эффективно контролировать долю их реального участия на рынке и своевременно анализировать возможные последствия операций нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ не только для самого этого рынка, но также и для рынка валюты.

2-й этап

Приказом Центрального банка 2 февраля 1996 г. был введен режим допуска иностранных инвесторов, в соответствии с которым они могли вкладывать средства в ГКО и ОФЗ-ПК с одновременным проведением иностранными инвесторами хеджирования операций по конвертации рублевых доходов (валютных свопов). Данный режим действовал до 15 сентября 1996 года. Им предусмаривалось, что покупка облигаций производится иностранными инвесторами через уполномоченных дилеров, заключивших с Банком России дополнительное соглашение к договору “О выполнении функций дилера на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций”. Представителями иностранных инвесторов в отношениях последних с уполномоченными дилерами при совершении операций с облигациями выступали уполномоченные банки -- нерезиденты, список которых устанавливался приказом Банка России. Расчеты по сделкам нерезидентов осуществлялись через специальные рублевые счета в валюте Российской Федерации, открытые на имя уполномоченных банков -- нерезидентов и иностранных инвесторов в банке-резиденте, выполняющем функции уполномоченного дилера.

Основными характеристиками этого механизма участия нерезидентов являлись следующие:

* нерезидент не был допущен к операциям на вторичном рынке и вследствие этого мог осуществлять лишь пассивную стратегию на рынке;

*' список уполномоченных банков --нерезидентов устанавливался ЦБ;

* ЦБ устанавливал максимальные лимиты операций каждого банка-нерезидента;

ЦБ ограничивал доходность операций нерезидента, также был ограничен размер открытой позиции каждого уполномоченного банка по валютным свопам.

3-й этап

С 15 сентября 1996 г. приказом ЦБ был введен новый режим допуска нерезидентов, в соответствии с которым нерезиденты стали осуществлять операции через специальные рублевые счета “С” в крупнейших российских банках (уполномоченных банках), с которыми Центральный банк заключал соответствующие соглашения. Нерезиденты получили возможность переводить средства в рублях со счета “С” в расчетную систему ГКО-ОФЗ для проведения операций с этими ценными бумагами. Объемы репатриации средств нерезидентов за границу не ограничивались.

Основные характеристики нового механизма:

* сохранение минимального срока пребывания средств нерезидентов на рынке (3 месяца), устанавливаемого Центральным банком в целях предотвращения резкого оттока средств;

* ограничение доходности операций посредством контроля за заключением нерезидентами форвардных контрактов с уполномоченными банками на конвертацию рублевых доходов в валюту (прямых срочных сделок), а также посредством установления минимального процентного соотношения между объемом прямой срочной сделки и объемом обратной срочной сделки, заключаемой Центральным банком с уполномоченным банком;

* сохранение ограничения Минфином доли нерезидентов в конкретных выпусках;

* существование ограничений, установленных ЦБ, на превышение обязательств российских банков по продаже и покупке иностранной валюты (открытой валютной позиции) в целях регулирования кредитно-денежной политики.

Новые условия, облегчившие доступ нерезидентов на вторичный рынок и репатриацию средств нерезидентов за границу, имели своим результатом увеличение доли нерезидентов на рынке: в мае 1996 года их участие оценивалось ЦБ в 3--6%, к концу года их доля сильно возросла.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какими законодательными актами регулируется осуществление валютных операций в РФ?

2. Какие операции с ценными бумагами отнесены к валютным операциям, связанным с движением капитала?

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Основным источником антимонопольного законодательства РФ является Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22.03.91 г. № 948-1 (редакция от 25.05.95 г.). Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур разработано также “Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17и 18 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, утвержденное Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 года № 145.

Рассматривая сделки с ценными бумагами применительно к соблюдению участниками рынка ценных бумаг антимонопольного законодательства, особое внимание следует обратить на порядок приобретения акций в уставном капитале коммерческих организаций.

Законом предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов в случае, если в результате сделки приобретатель получит в совокупности с акциями, уже имеющимися в его распоряжении или в распоряжении группы лиц, право распоряжаться более чем 20% акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества. Здесь можно выделить следующие существенные моменты:

1. Обязанность получения согласия антимонопольных органов возложена на приобретателя.

2. Приобретаемые акции должны обладать правом голоса. При этом нельзя забывать о том, что и привилегированная акция, которая по общему правилу не является голосующей, при определенных условиях “приобретает” право голоса на общем собрании акционеров хозяйственного общества.

3. Антимонопольное законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для получения права распоряжения голосующими акциями. Это может быть договор купли-продажи, договор комиссии, доверительного управления. Также право голоса может быть предусмотрено и договором о номинальном держателе, в соответствии с условиями которого номинальный держатель, не являясь собственником акций, получает право участвовать и по своему усмотрению голосовать на общем собрании акционеров хозяйственного общества.

4. Антимонопольное законодательство оперирует понятием “группа лиц”.

Данное понятие конкретизирует отношение “контролируемое общество” -- “контролирующее общество”. Антимонопольные органы при проведении государственного контроля за сделками рассматривают и стороны по сделке, и организации (физических лиц) как контролирующие приобретателя, так и им контролируемые.

При этом закон определяет, что контроль возникает у “группы лиц”, в том числе у юридического или физического лица, при наличии у такого юридического (физического) лица возможности прямо либо косвенно распоряжаться более 50 процентами голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал другого юридического лица. Контроль также имеет место, если лицо (юридическое или физическое) имеет право назначения более 50 °о состава исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) хозяйственного общества. Также о контроле речь может идти и при определенной степени участия одних и тех же физических лиц в исполнительных органах (советах директоров, наблюдательных советах) хозяйственных товариществ или обществ.

За сделки, совершенные с нарушением антимонопольного законодательства, руководители организаций несут административную ответственность, а сами сделки по иску антимонопольных органов по решению суда могут быть признаны недействительными.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Укажите основные источники антимонопольного законодательства РФ.

2. В каких случаях предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов (при сделках с ценными бумагами)?

ГЛАВА 13. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

В целом концепция раскрытия информации (гласности) лежит в основе всех представлений о введении общественного и рыночного саморегулирования и является центральной в обеспечении общественной и рыночной стабильности.

Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а, наоборот, предоставляют ее для того, чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Нет раскрытия информации -- нет инвестиций. Поэтому создание системы раскрытия информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.