Рефераты. Ссудный процент

p align="left">Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы. Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а во некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. Выделим, что ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

Прогнозируя кредитно-денежную политику на следующий год, Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Годовой отчет Банка России включает:

1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;

4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

3.2 Ценовая динамика российского финансового рынка

Поступательное развитие российского финансового рынка в последние годы, обретение им определенной степени зрелости позволяет поставить вопрос о том, насколько успешно отечественный финансовый рынок выполняет такую важную для развитого финансового рынка функцию, как определение цены денег. Критерием успешности в этом случае выступает адекватность сложившейся структуры рыночных цен и перераспределяемых финансовых ресурсов потребностям развития экономики в целом, а также способность выработки надежных ориентиров при реализации прогностической функции рынка.

Проанализируем ценовую динамику на основных секторах финансового рынка России, выявим сложившиеся закономерности этой динамики, степень устойчивости основных ценовых пропорций.

Преобладающим направлением в движении ставок и доходности инструментов российского финансового рынка в период после кризиса 1998 г. было их снижение. Основные предпосылки повышения привлекательности рублевых финансовых инструментов и снижения их ставок формировались в ходе улучшения макроэкономической ситуации в России, в том числе за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. В рамках проводимой экономической политики важнейшими составляющими улучшения макроэкономической ситуации были высокие темпы экономического роста, замедление инфляции, значительный приток иностранной валюты в страну, улучшение бюджетной ситуации (переход от дефицитного к профицитному федеральному бюджету) [16, 27].

Для российской экономики стали характерны процессы, являющиеся отчетливыми признаками финансовой стабилизации. К ним относятся прежде всего своевременное обслуживание внешнего долга, наращивание золотовалютных резервов государства, замедление темпов роста потребительских цен, замедление внешнего обесценения национальной валюты и ее последующее укрепление в реальном, а затем -- и в номинальном выражении относительно доллара США.

Достигнутая степень финансовой стабильности, отражаясь на финансовом состоянии основных участников рынка, модифицировала их инвестиционные и сберегательные стратегии, одновременно стимулируя и расширение предложения, и рост спроса на денежные ресурсы. Параллельно шло развитие инфраструктуры финансового рынка -- правовой, инструментальной, институциональной.

Кроме того, на каждом из сегментов финансового рынка действовали и некоторые специфические факторы снижения ставок и доходностей. Так, на рынке межбанковских кредитов (МБК) это были: постепенное оздоровление банковской системы, снижение рисков межбанковского кредитования, а также совершенствование инструментов управления банковской ликвидностью и планомерное снижение ставки рефинансирования Банка России, в наиболее общей форме отражающей стоимость денежных ресурсов. На рынке государственных ценных бумаг снижению доходности способствовала прежде всего умеренная политика эмитента (направленная на ограничение стоимости заимствований, увеличение дюрации и повышение ликвидности рыночных инструментов), а также разработка законодательной базы пенсионной реформы, обеспечившей появление на рынке новой категории институциональных инвесторов. На рынке корпоративных облигаций, который прошел начальный этап становления, большую роль сыграло постепенное повышение надежности и прозрачности эмитентов, накопление ими кредитной истории, снижение издержек по эмиссии облигаций. Удешевлению кредитов предприятиям нефинансового сектора экономики способствовало снижение стоимости привлекаемых банками краткосрочных ресурсов, замедление инфляции, рост конкуренции банков за надежных заемщиков.

Снижению ставок и ограничению их волатильности способствовала также политика денежных властей, направленная на поддержание финансовой стабильности. В этой связи следует отметить прежде всего расширение инструментария денежно-кредитной политики Банка России и активизацию его операций на денежном рынке. Ставки по инструментам Банка России следовали общей тенденции снижения рыночных ставок, придавая этой тенденции дополнительный импульс. Свою роль сыграли также действия Минфина России по формированию единой политики управления государственным долгом (как внешнего, так и внутреннего), а также усилия соответствующих органов государственного регулирования по развитию инфраструктуры различных сегментов национального финансового рынка.

Вышеназванные факторы воздействовали с разной интенсивностью на различные сектора российского финансового рынка, в результате чего ценовая динамика на разных секторах не была полностью синхронной. Важную роль в определении масштабов этой асинхронности играли различия в соотношении рыночных факторов ценообразования и факторов регулирования. Так, динамика уровня ликвидности банковского сектора и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России воздействовали в первую очередь на ставки денежного рынка (ставки по рублевым МБК), политика Минфина оказывала воздействие прежде всего на конъюнктуру рынка ГКО- ОФЗ, через нее опосредованно влияя на состояние рынков региональных и корпоративных облигаций, финансовое состояние корпоративных эмитентов -- на рынки корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей).

Дополнительными внешними факторами для повышения привлекательности рублевых финансовых инструментов были сравнительно низкие ставки на международных финансовых рынках, нестабильное положение доллара США относительно основных мировых валют, общее улучшение экономического положения стран с формирующимися рынками, в состав которых входит и Россия.

Названные обстоятельства позволили ведущим международным рейтинговым агентствам провести поэтапное повышение суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации, достигших в конце 2003 г. -начале 2005 г. инвестиционного уровня по версии всех ведущих агентств. Вслед за этим до инвестиционного уровня были повышены рейтинги ряда иных российских эмитентов (включая субъекты федерации, кредитные организации, крупные нефинансовые предприятия), что также способствовало повышению привлекательности российских финансовых инструментов.

Иллюстрацией тезиса о наличии в послекризисный период общей тенденции снижения ставок и доходности (роста котировок ценных бумаг) по рублевым инструментам на основных секторах российского финансового рынка могут служить данные о динамике ценовых индикаторов на годовом горизонте (рис.2) [16, 31].

Что касается валютных инструментов, то, например, динамика ставок по валютным межбанковским кредитам, предоставляемым российскими банками, почти полностью определяется динамикой ставок по аналогичным операциям на мировом денежном рынке, поскольку основные объемы валютных МБК размещаются в банках-нерезидентах. Можно считать, что ставки по валютным межбанковским кредитам, интегрированным в мировой рынок, являются чисто рыночным индикатором. Помимо согласованного характера динамики рыночных ценовых индикаторов важной их особенностью являются достаточно устойчивые соотношения различных индикаторов в зависимости от срочности, риска и типа соответствующих финансовых инструментов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.