Действует система повышающих и понижающих коэффициентов к страховому тарифу, учитывающая место жительства страхователя (в крупных городах действуют повышающие коэффициенты) и количество совершенных по его вине дорожно-транспортных происшествий. Если страхователь на протяжении ряда лет не совершал ДТП по своей вине, то размер страхового взноса может быть снижен до 50%, если по вине страхователя было совершено 2 и более ДТП -- увеличен вдвое.
Есть возможность заключения краткосрочных (до 1 месяца) договоров страхования с невысокими взносами. Такие договоры пользуются популярностью у пенсионеров, которые используют автомобиль только для поездок на дачу весной-летом.
Штраф за отсутствие договора страхования гражданской ответственности для физического лица составляет 5 минимальных окладов, а при совершении им ДТП -- 10 окладов.
Определение размера причиненного ущерба производят специалисты страховщика или бюро, либо профессиональные эксперты-оценщики, прошедшие аттестацию в бюро.
В пользовании граждан и субъектов хозяйствования Белоруссии находится 2,6 млн. транспортных средств (включая 1,8 млн. личных легковых автомобилей). Со времени введения обязательного страхования автогражданской ответственности за возмещением вреда обратилось более 50 тыс. человек. Страховщики возместили вред более чем 43,5 тыс. человек.
закон не регламентирует такую важную часть как разногласия при оценке величины ущерба между страховщиками, клиентами, работниками автосервиса и экспертами. Кроме того, разные подходы к определению ущерба в разных регионах также отличаются. Очень важным на данном этапе является создание методологии экспертной оценки.
к числу недостатков рассматриваемого закона следует отнести и отсутствие четкого механизма реализации своих прав и обязанностей различными лицами. Так, законом вообще не регламентировано взаимодействие страхователей и сотрудников ГИБДД.
имеются и проблемы, связанные с организацией информационного взаимодействия. В соответствии с положениями Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», сведения о владельцах транспортных средств, выданных водительских удостоверениях относятся к категории ограниченного доступа. Действие закона невозможно без создания новой автоматизированной информационно-справочной системы: о заключенных, измененных и прекративших действие договорах обязательного страхования, обобщенных данных отчетности по обязательному страхованию -- в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью; о владельцах транспортных средств, нарушителях правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествиях, размерах причиненного в результате конкретных ДТП ущерба, соответствующих статистических данных по названным объектам учета -- в органах внутренних дел (подразделениях ГИБДД)».
В данной работе проведен тщательный анализ существующего рынка страхования, исследованы особенности зарубежных моделей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Опираясь на изученный материал, а, также учитывая замечания указанные выше, автор вносит следующие предложения, направленные на совершенствование системы государственного регулирования страхования АГО в целом, также на создание мер по успешной реализации механизма обязательного страхования.. Эти предложения носят исключительно практический характер и могут быть восприняты в качестве разработки конкретных мер по подготовке к реализации проекта.
уже на данном этапе необходимо создание профессионального объединения страховщиков, предусмотренное принятым законом об обязательном страховании автогражданской ответственности;
необходимо продолжить дальнейшие разработки в нормативно-правовой базе. Требуют детальной проработки следующие категории законодательства ОСОА:
тарифы;
порядок формирования Резерва Гарантии и другие документы;
типовые правила и полис;
правила автотехнической экспертизы, что предполагает:
утверждение единых по России стандартов оценки ущерба имущества и автотранспортных средств, что позволит усреднить критерии и подходы и оптимизировать выплаты по имуществу и автотранспорту;
создание нормального института независимых оценщиков, в том числе решение вопросов регулирования цен на услуги.
создание единой информационной системы;
решение вопроса о вступления в систему "Зеленая карта" . До недавнего времени главным условием вступления в систему "Зеленая карта" было принятие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Теперь оно выполнено, и в ближайшее время в России должно быть создано национальное бюро "Зеленой карты", в которое войдут страховые компании, желающие участвовать в этом виде страхования";
создать и утвердить «Алгоритм взаимодействия с ГИБДД», позволяющий сократить время оформления ДТП. Возможно, ДТП без человеческих жертв следует оформлять без участия сотрудников ГИБДД, что позволит сократить время оформления. Решение вопросов о процедуре определения виновности и перечне документов, которые будут признаваться необходимыми для подтверждения факта страхового случая, в случаях, когда на место ДТП не будут вызываться сотрудники ГИБДД;
при поддержке региональных Союзов страховщиков организовать в СМИ кампанию по разъяснению Закона и целесообразности введения обязательного страхования АГО для населения России;
из-за поэтапного введения закона, обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев теряет смысл, а введение урегулирования ДТП в цивилизованные рамки откладывается еще на какое-то время. Поэтому логичным представляется предложение страховщиков сразу ввести обязанность страховаться по полной программе для владельцев новых машин, оставив "социальную отсрочку" лишь для владельцев старых автомобилей.
Проведенные исследования, очевидно, доказывают, что система государственного регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств пока еще не учитывает и не определяет множество серьезнейших моментов, от которых зависит эффективность страхования АГО в Российской Федерации, а также имеет ряд других недостатков. При осуществлении всех вышеперечисленных действий обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации удастся сделать эффективным и одновременно социально ориентированным экономическим механизмом, решить основные проблемы законодательно-нормативной базы и практической реализации закона.
Астапович A.3., Отлобовский И.Б. Тенденции и перспективы развития страхования в ТЗЗ России. - М.: Диалог-МГУ, 2002 г. - 80 стр.
Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. -- СПб: Питер, 2001 г. - 256 стр. (Серия „Учебники для вузов“)
Бирюков Б.М. Страхование автомобиля. - М.: "Издательство ПРИОР", 2003 г. - 128 стр.
Знаменский А. Б. Страховой рынок Северо-запада за 9 месяцев 2001 года. Сборник аналитических материалов. М.: "Анкил", 2001 г. - 64 стр.
Лемер Ж.. Системы бонус-малус в автомобильном страховании: Перев. с англ. - М.: "Янус-К", 2003 г. - 270 стр.
Плешков А.П. Очерки зарубежного страхования. - М.: "Анкил", 2003 г. - 200 стр.
Ю.А.Сплетухов. Страхование ответственности - М.: Аудитор, 2001 г. - 172 стр.
Шевчук В.А. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. - М.: Издательский центр "Анкил". 2003г. - 80 стр.
Шинкаренко И.Э. Страхование ответственности: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2003 г. -352 стр.
Автомобильный транспорт № 8, 2003 г., c.41-46
Аудитор № 3, 2001 г., c.3-7
Аудитор № 6, 2002 г.
Деловой Петербург № 162, 17.09.01 г.
Деньги № 15, 2001 г.
Страховое ревю № 10, 2001, c.20-32 г.
За рулем № 6, 2001 г., c.12-13
Коммерсантъ № 61, 06.04.01 г. , c.1
Коммерсантъ № 101, 14.06.01 г., c.13, 15
Коммерсантъ № 156, 30.08.01 г.
Коммерсантъ № 194, 23.10.01 г., c.7
Итоги № 15, 2001 г., c.56-61
Русский полис № 6, 2001 г., c.48-53
Русский полис № 8, 2001 г., c.46-47
Русский полис № 10, 2001 г., c.1
Русский полис № 3, 2002 г., c.56-57
Российский страховой бюллетень № 4, 2001 г., c.4-13
Страховое ревю № 3, 2001 г., c.9-14
Страховое ревю № 5, 2001 г., c.3-33
Эксперт № 38, 2000 г., c.100-105
Эксперт № 15, 2001 г.
Финансы № 6, 2000 г., c.52-57
Финансовая Россия № 40,2001 г., c.5
Финансовая газета № 9, 2002 г., c.13
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10