Рефераты. Управление качеством кредитного портфеля банка

Управление качеством кредитного портфеля банка

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • I. Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля
    • 1.1 Понятия кредитного портфеля и его качества
    • 1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля
    • 1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка
  • II. Анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и ее оценка
    • 2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля
    • 2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка
  • III. Проблемы и направления современной практики управления качеством кредитного портфеля
    • 3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля
    • 3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля
  • Заключение
  • Список использованной литературы
    • Приложение 1. Система коэффициентов для сводной оценки качества кредитного портфеля
    • Приложение 2. Содержание элементов методики оценки качества сегмента кредитного портфеля в части ссуд юридическим лицам
    • Приложение 3. Классификация банковских рисков
    • Приложение 4. Классификация ссуд исходя из формализованных критериев оценки кредитных рисков
    • Приложение 5. Условный расчет размера кредитного риска
    • Приложение 6. Обновленная система оценки кредитоспособности хозяйствующих субъектов

Введение

В современных условиях развития деятельность кредитных организаций в первую очередь направлена на достижение конкурентных преимуществ; укрепление своих позиций на финансовом рынке; обеспечение роста стоимости банковского бизнеса и доходности проводимых операций.

Основными путями достижения кредитными организациями таких целей являются: разработка собственной ниши в банковском бизнесе; наращивание объемов операций; освоение новых рынков и расширение сфер ведения бизнеса; снижение затрат; оптимизация доходов и расходов.

Реализация банком выбранной стратегии развития всегда сопряжена с многочисленными рисками, поскольку банк в силу своей деятельности является связующим звеном в финансовой системе страны. При этом одним из условий обеспечения стабильности банковской системы является эффективный банковский надзор и высокий уровень культуры ведения бизнеса коммерческих банков.

В настоящее время, в рамках создания банками систем управления рисками, особую актуальность приобрела проблема адекватной оценки кредитного риска - риска невыполнения клиентом/контрагентом банка своих кредитных обязательств перед ним. Приоритетным направлением в системе оценки банковских рисков и, в частности, кредитного риска является проверка качества кредитного портфеля банка и кредитной политики, которые, в свою очередь, отражают уровень и качество руководства банком.

Необходимость проведения банками анализа качества кредитного портфеля и контроля за ним обусловлена, главным образом, смещением банковских приоритетов в сторону качественного анализа выдаваемых кредитов и развития систем управления рисками.

Кредитные операции коммерческих банков являются важнейшим и наиболее динамично развивающимся видом банковской деятельности, в силу их наибольшей доходности по сравнению с другими видами активных операций.

Так, по данным статистики за период с 2000 по 2006 годы объем кредитов, предоставленных банками своим клиентам (корпоративные, потребительские и межбанковские ссуды), возрос в 8 раз в абсолютном выражении: если на 01.01.2001 таких кредитов было предоставлено в размере 971 518 млн. руб., то на 01.09.2007 - в размере 7 891 504 млн. рублей. Большая часть средств выдавалась различным предприятиям и организациям (кроме банков) для кредитования текущей деятельности - на их долю в разные периоды приходилось в среднем 70%-8о% всех предоставленных кредитов.

Вместе с тем, заметен рост интереса кредитных организаций к такому направлению деятельности, как потребительское кредитование, что в свою очередь обусловлено увеличением доли рынка потребительских товаров, автомобилей и недвижимости (на что оказывает влияние рост реальных доходов населения); опережением темпов роста остатков на счетах физических лиц по сравнению с темпами роста остатков на счетах юридических лиц; высокой доходностью операций масштабного кредитования физических лиц.

Однако, интенсивное развитие кредитования сопровождается высокой рискованностью таких операций, подтверждением чему может служить рост абсолютных значений просроченной задолженности по кредитам: с 29 447 млн. руб. за 2000 год до 112 046 млн. руб. за 9 месяцев 2006 года. Данный факт неблагоприятным образом отражается на качестве кредитного портфеля банков. Негативное влияние на качество кредитов оказывает и доля пролонгированных ссуд, величина которой в кредитном портфеле срочных ссуд различных банков относительно велика - от 30% до 50%.

Целью данной работы является раскрытие теоретических основ управления качеством кредитного портфеля, рассмотрение характера современной практики управления качеством кредитного портфеля и формулирование основных направлений по ее совершенствованию.

В этих целях задачами работы являлись:

- определение сущности понятий "кредитный портфель" и "качество кредитного портфеля";

- обоснование критериев и показателей оценки качества кредитного портфеля;

- рассмотрение управления качеством кредитным портфелем как целостной системы;

- анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и оценка ее на соответствие требованиям нормативных документов Банка России;

- определение направлений по решению проблем в сфере управления качеством кредитных вложений.

В работе использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, определяющие нормы деятельности кредитных организаций и Банка России; материалы Базельского соглашения 2004 года по банковскому надзору и комментарии к ним; международные стандарты финансовой отчетности; материалы научных семинаров и конференций по изучаемому вопросу; сведения, опубликованные в периодической печати, а также информация корпоративного сайта Банка России в сети Интернет.

I. Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля

1.1 Понятия кредитного портфеля и его качества

При трактовке понятия "кредитного портфеля" за основу взято авторитетное мнение российских финансовых аналитиков. Первоначально, в основу определения самого понятия "портфель" была заложена его особенность, связанная с наличием совокупного и объединяющего характера. С учетом чего, портфель в целом представляет собой некую совокупность банковских портфелей, базирующейся на деятельности банка на финансовом рынке. Кредитный портфель характеризует непосредственно кредитную деятельность банка, которая носит как активный, так и пассивный характер; в связи с чем понятие "кредитный портфель" рассматривается экспертами в широком и узком смысле.

В широком смысле, определение кредитного портфеля вытекает из его функций - срочности, платности, возвратности, проявляющихся в активных и пассивных операциях коммерческого банка. На основании чего, кредитный портфель включает кредиты, предоставленные заемщикам, а также полученные банком кредиты и привлеченные депозиты. То есть представляет собой совокупность операций кредитного характера, отражаемых в активе баланса, и кредитных обязательств, учтенных в пассиве.

В узком смысле, кредитный портфель - это совокупность активов банка в виде краткосрочных, долгосрочных и просроченных ссуд, выданных межбанковских кредитов и размещенных в других банках депозитах, а также других активов кредитного характера, сгруппированных по критериям кредитного риска, доходности и ликвидности.

Данная совокупность активов, образующих кредитный портфель коммерческого банка, была заложена Банком России в Положение от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение № 254-П). В соответствии с ним в кредитный портфель включается не только задолженность клиентов по кредитам, но и различные требования банка кредитного характера: размещенные депозиты, межбанковские кредиты; требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг; учтенные векселя; факторинг; требования по приобретенным по сделкам правам, закладным, гарантиям, по оплаченным аккредитивам, по операциям финансовой аренды, по реализованным активам с отсрочкой платежа, по операциям с обратной продажей ценных бумаг.

С учетом изложенного, сущность кредитного портфеля рассматривается в двух аспектах. В первом - как отношения между банком и его контрагентами по поводу возвратного движения стоимости в форме требований кредитного характера. Во втором - как совокупность активов банка в виде ссуд, учтенных векселей, межбанковских кредитов, депозитов и прочих требований кредитного характера, классифицированных по категориям качества на основе определенных критериев.

В последние годы финансовыми экспертами понятие кредитного портфеля стало трактоваться не только с точки зрения его содержания (как совокупности кредитных требований), но и с точки зрения управления активами. На профессионалов, работающих в области кредитования, возлагается ответственность за умелое решение проблем клиента, обеспечивая при этом баланс между его желаниями и кредитной политикой банка. Кредитор, в ходе выработки решения о кредитовании клиента, не имеет права на ошибки: для того чтобы обеспечить приемлемую рентабельность банка, необходимо принимать правильные решения приблизительно в 99,5% случаев. Формирование банками кредитных портфелей представляет собой не случайное объединение кредитных активов, а целенаправленную деятельность по структурированию кредитных требований с точки зрения обеспечения оптимального уровня доходности и ликвидности, а также приемлемого уровня риска по кредитам.

Понятие качества кредитного портфеля вытекает из самого толкования слова качество. Если обратиться к толковому словарю, то "качество" - это, во-первых, совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность (данное определение применимо к понятию "категория качества"); во-вторых, то или иное свойство или признак, определяющий достоинство чего-нибудь (что более соотносимо с понятием, например, "качество услуги"). Следовательно, качество явления должно показывать его отличие от других явлений и определять его достоинство.

Качественное отличие кредитного портфеля от других портфелей банка заключается в существенных свойствах кредита и самого банка:

- основным свойством кредита является возвратное движение стоимости между участниками отношений;

- основными целями деятельности банка является обеспечение прибыльности и ликвидности.

Свойство кредита вытекает из его функций и законов. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров готовы вступить в экономические отношения, в которых один из партнеров готов предоставить другому деньги (имущество) на определенный срок на условиях возврата эквивалентной стоимости с оплатой в виде процентов. Связующим звеном в данных отношениях, обусловленных временным разрывом между движением денег и движением товаров и услуг (временным отсутствием денежных средств на момент расчетов за товары и услуги), являются коммерческие банки, предоставляющие кредитные средства и обеспечивающие на макроэкономическом уровне равновесие между высвобождаемыми и перераспределяемыми ресурсами на основе возвратности и платности. Кредитная организация, являясь посредником между товаропроизводителями, напрямую функционирует в сфере перераспределения ресурсов, содействует обмену товарами, регулирует денежный оборот. Вместе с тем, основным продуктом банка в сфере услуг является предоставление кредита на условиях возвратности, срочности, платности за счет аккумулирования временно свободных денежных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.