чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах соответствующими силами
и средствами разведки и неотложных работ, а также организация
жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами
организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти
субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности
вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального
подчинения, в том числе регионального формирования.
Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации включают в себя работы
в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному
отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и
воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным
первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в
загородные зоны.
Неотложными работами в чрезвычайной ситуации являются первоочередные работы
в зоне чрезвычайной ситуации по устранению или снижению степени опасности
от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение
пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на
объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной
медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и
обеспечению охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.
Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение
спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).
Спасательные и другие неотложные работы - это комплекс организационных
мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также
выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных
бедствий или нападения противника.
Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное время
или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий
отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе
возникновения чрезвычайных ситуаций и после нападения противника или после
возникновения чрезвычайной ситуации.
В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения чрезвычайной
ситуации проводятся:
Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.
Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и
обеспечение ее постоянной готовности.
Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.
Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных
ситуаций мИриого времени.
Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием
объектов, окружающей среды.
Организацию взаимодействия с органами военною командования.
При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий,
катастроф, стихийных бедствий) проводятся:
1 Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению
задач.
Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по
предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.
Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к
выполнению СДНР.
Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.
После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий, катастроф,
стихийных бедствий) осуществляются:
Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.
Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их,
если они были уничтожены, и их защита.
Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.
Организация и управление СДНР.
Спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на работы с
целью спасения людей и на работы другие - по неотложности в данной
обстановке.
Спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их
из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и
врачебной помощи, эвакуацию из очагов поражения или районов ЧС в лечебные
учреждения.
Спасательные работы включают:
разведку маршрутов движения и участков работ;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,
загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и
спасение находящихся в них людей;
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной
фильтровентиляционной системой;
оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;
вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных
животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды,
обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.
Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки.
Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи
пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.
Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения
спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий
(катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта
и связи.
Другие неотложные работы включают:
прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах
заражения;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных,
канализационных и технологических сетях в целях создания условий для
проведения спасательных работ;
укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих
обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
ремонт и Восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и
коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в
обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от
возможных повторных ядерных ударов противника;
СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и
многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со
специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций,
воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.
К силам и средствам для проведения СДНР относятся:
военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные
и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и
организаций РФ;
учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава
России, а также других министерств и ведомств РФ;
формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений
Минсельхоза России;
военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и
предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и
оборудования Минэкологии России;
части и подразделения службы противопожарной и аварийно-спасательных работ
МВД России;
воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО
РФ;
соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для
ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения
полетов Минтранса России;
восстановительные и пожарные поезда МПС России;
аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и
ведомств РФ;
отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России,
других добровольных общественных организаций.
Наиболее многочисленными по численности являются различные
невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по
спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного
времени.
Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:
на объекте промышленности используются формирования объекта, а также могут
использоваться формирования города (района), формирования сельского района
(некатегорированного города) и другие силы;
в городе без районного деления - группировки сил объектовых и
территориальных формирований города, области, войсковые части ГО,
подразделения и части военного гарнизона;
в городе с районным делением - группировки сил городских районов и резервы
города;
в области - группировки сил категорированных и некатегорированных городов,
населенных пунктов с категорированными объектами промышленности,
группировка сил районов и резервы.
По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу
предстоящих действий и обеспечивать:
возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;
своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;
сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;
развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных
работ в предельно сжатые сроки;
возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах
поражения и осуществление маневра ими;
устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия. Группировки сил
и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% - формирования
общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% - специальные и
специализированные формирования.
Специальные и специализированные формирования состоят из:
50% - медицинские формирования;
25% - противопожарные формирования;
10% - формирования радиационной и химической защиты;
10% - службы охраны общественного порядка;
5% - прочие аварийно-спасательные формирования.
К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях
относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные
по производительности и другим показателям основные и вспомогательные
технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или
определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной
ситуации.
Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются
средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой
механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные,
вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства
Страницы: 1, 2, 3, 4