подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключением
Чеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионах
создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по
чрезвычайным ситуациям.
Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по
основным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС России
были созданы:
· Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение правительства
Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);
· Национальная комиссия Российской Федерации по проведению международного
десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (постановление
правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №26);
· Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных
формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке
(постановление правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507);
· Межведомственная морская координационная комиссия по предотвращению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России при ГКЧС
России (постановление правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г.
№ 636);
· Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с лесными
пожарами (постановление правительства Российской Федерации от 12 июля 1993
г. № 643).
В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС
России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную
организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться
контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.
В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств СНГ был учрежден
Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и
техногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.
10 января 1994 г. указом президента Российской Федерации №66 “О структуре
федеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России был преобразован в
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС
России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной
защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и
других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого
назначения.
Указом президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС
России назначен Шойгу С.К.
В 1994 году создается Центр специального назначения (г.Москва),
предназначенный для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные
ситуации, для обеспечения автономности работы оперативных групп МЧС России
и других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению мероприятий в
районах чрезвычайных ситуаций, в том числе для экстренного выполнения
аварийно-спасательных и инженерных работ особой сложности в труднодоступной
местности с десантированием спасателей и грузов.
Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора, обработки и
отображения информации, информационной поддержки принимаемых решений по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 г. Центр
управления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисных
ситуациях (ЦУКС) с обеспечивающими подразделениями и комплексом технических
средств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.
Правительство России приняло решение об организации единой всероссийской
службы медицины катастроф как одного из важных звеньев РСЧС.
21 декабря 1994 года был принят закон “О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, который стал
главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий,
катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой
основы деятельности чрезвычайной службы России.
С целью централизации межведомственных функций управления особенно при
крупномасштабных чрезвычайных ситуациях постановлением правительства
Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164 была создана
межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, определены ее задачи и персональный состав.
14 июля 1995 г. был принят федеральный закон Российской Федерации “Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. Этот закон определил
общие организационно-правовые и экономические основы создания и
деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований на территории Российской Федерации, закрепил права,
обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной
политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан
Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С целью повышения эффективности экономического регулирования в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций по инициативе и при содействии МЧС
России в июле 1995 года была создана Чрезвычайная страховая компания.
2 ноября 1995 г. правительство Российской Федерации приняло постановлением
№1085 “О федеральной целевой программе “Создание единой государственной
автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на
территории Российской Федерации”.
***
Федеральное МинЧС уделяет значительное внимание работе с органами
исполнительной власти субъектов РФ в области гражданской обороны и
предупреждения ЧС. Не менее важная задача для МЧС России - создание
высокопрофессиональных мобильных территориальных спасательных служб.
Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с временным
положением, утвержденным приказом МЧС России от 7 октября 1994 г. № 621
выполняют следующие основные задачи:
· координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев
ведомственных и функциональных подсистем российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их
взаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области
защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
· руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской
обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в
ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени
боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными
службами на территории региона;
· координация ведения гражданской обороны на территории региона;
· координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации
региональных чрезвычайных ситуаций;
· осуществление установленным порядком государственного надзора на
территории региона за выполнением мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;
· организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· организация разработки и реализации региональных программ, систем
информационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральных
целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и
катастроф
(за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧС
России администраций по контролю за реализацией программ по ликвидации
последствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту населения и
территорий;
· организация на территории региона обучения населения, подготовки
должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны,
подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
· участие, содействие и контроль за созданием на территории региона
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах
субъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации
· осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фонда
правительства Российской Федерации, а также организации финансового и
материально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны на
территории региона.
Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров:
Центральный - г. Москва;
Северо-Западный - г. Санкт-Петербург;
Северо-Кавказский - г. Ростов на Дону;
Приволжский - г. Самара;
Уральский - г. Екатеринбург;
Западно-Сибирский - г. Новосибирск;
Восточно-Сибирский - г. Красноярск;
Забайкальский - г. Чита;
Дальневосточный - г. Хабаровск.
Источник информации: официальный сайт МЧС http://www.emercom.gov.ru/
Гражданская оборона: взгляд в будущее
Почти семь десятилетий существовали две системы защиты населения от
нападений с воздуха — МПВО и ГО. За эти годы они показали свою жизненную
необходимость, разумность большинства мероприятий, а потому приобрели
всенародный характер.
МПВО в годы Великой Отечественной войны, надо прямо сказать, спасла от
разрушения немецкими фашистами Москву, Ленинград, Мурманск, Киев,
Севастополь, Воронеж, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого не
скажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город более
полугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, но
город выстоял и победил.
С 1961 г. и по сей день гражданская оборона выполняла стратегическую
оборонную задачу: защищала население и промышленность от оружия массового
поражения вероятного противника. большинство населения обеспечили укрытием
в надежных защитных сооружениях, были накоплены достаточные запасы средств
индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической) разведки. Многое
сделано для повышения устойчивости работы промышленных предприятий.
Но время неумолимо. Меняются политические устройства государств, социально-
экономические условия, технологии производств и системы оружия,
соответственно им и военные доктрины. Появились Концепция национальной
безопасности России, законы "Об обороне", "О гражданской обороне", "О
мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуций природного и техногенного
характера". Все они впитали в себя новое состояние нашей страны,
особенности современной международной политики и отношений государств
многополярного мира.
Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современной
Страницы: 1, 2, 3, 4