Рефераты. Лекции по дисциплине безопасность жизнедеятельности и экология

Лекции по дисциплине безопасность жизнедеятельности и экология

ВОПРОС № 1

Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисциплина

представляет область знаний, в которой изучаются опасности (негативные

воздействия), угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы

защиты от них. Как видим, она посвящена решению задач сохранения здоровья и

жизни человека в среде его обитания. Ни одна из изучаемых студентами

учебных дисциплин не решает эти вопросы.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране

окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом

стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных

факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека

и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска

несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и

т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология,

эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория

надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает

вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый

вопрос. Поэтому дисциплина "БЖД" использует знания, полученные

студентами при изучении гуманитарных, социально-экономических,

математических и естественнонаучных дисциплин, а также

общепрофессиональных и специальных дисциплин данного направления, ее

изучение является завершающим этапом формирования технического специалиста

(бакалавра, инженера и магистра) в вузе по избранному направлению, поэтому

она относится к обязательным общбпрофесоиональным дисциплинам.

Цель дисциплины - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и

практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального

(нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и

отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка)

опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного

происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды

обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и

эксплуатации техники, технологических процессов и объектов народного

хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и

экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в

штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования развития и оценка

последствий ЧС; 7)принятия решений по защите производственного персонала и

населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и

применения современных средств поражения, а также принятия мер по

ликвидации их последствий. Эта цель реализуется решением следующих задач

изучения дисциплины.

Во-первых, студент должен иметь представление: 1) о взаимодействии

человека со средой обитания; 2) о методах качественного и количественного

анализа особо опасных, опасных и вредных факторов; 3) о научных и

организационных основах ликвидации последствий аварий, катастроф и

стихийных явлений.

Во-вторых, он должен знать: 1) правовые, нормативно-технические и

организационные основы обеспечения БЖД при нормальном функционировании ОНХ

в условиях ЧС; 2) принципы, методы и средства обеспечения БЖД на рабочих

местах (РМ), участках и в цехах предприятий, АО и фирм при нормальном и

аварийном их функционирования.

В-третьих, студент должен уметь: 1) идентифицировать, измерять с помощью

современных методик и приборов и оценивать опасные и вредные факторы среды

обитания; 2) оценивать степень опасности (пожаровзрывной, электрической,

экологической и др.) применяемых ТС и технологических процессов по

избранному направлению профдеятельности; 3) разрабатывать организационные

мероприятия и рассчитывать (в том числе с применение ПЭВМ) важнейшие

коллективные средства защиты для обеспечения БЖД работающих на ОНХ своего

направления деятельности; 4) расследовать несчастные случаи на производстве

и оформлять соответствующие документы.

В четвертых, он должен иметь навыки: 1) анализа и оценки безопасности

(пожаровзрывной, электрической, радиационной, экологической и др.) в

условиях производственной деятельности и ЧС на ОНХ избранного направления;

2) принятия основных мер и средств по обеспечению БЖД работающих в этих

условиях; 3) обеспечения личной безопасности в среде обитания.

Студенты осваивают эти задачи на лекционных, практических и лабораторных

занятиях, а также при выполнении курсовой работы и в ходе самостоятельной

работы над отдельными вопросами.

Этапами формирования дисциплины "БЖД", а следовательно этапами решения

оптимального взаимодействия человека со средой обитания являются: 1)

техника безопасности (ТБ) - это идентификация и защита человека от опасных

производственных Факторов; 2) ОТ - это идентификация и защита человека от

опасных и вредных производственных Факторов; 3) ООС (промышленная экология)

- это идентификация негативных воздействий производств и ТС на биосферу,

разработка и применение средств для снижения этого воздействия до

допустимых значений и развитие основ мало- и безотходных технологий и

производств; 4) ГО - это идентификация негативных воздействий от оружия

массового поражения я других современных средств нападения противника

защита населения и ОНХ от них, проведение спасательных и неотложных

аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах ЧС мирного

времени; 5) защита в ЧС - это идентификация негативных воздействий

стихийных явлений и антропогенных аварий и катастроф, разработка и

использование средств для защиты людей, ОНХ и ликвидации последствий

негативного воздействия. Как видим, это достаточно длительный и сложный

процесс как формирования дисциплины "БЖД", так и решения оптимального

взаимодействия человека со средой обитания. Сейчас дисциплина "БЖД"

включает в себя достижения по ОТ, ООС и ГО (защита в ЧС) и рассматривает

социальные, медико-биологические, экологические, технические, правовые и

международные аспекты БЖД.

Научное содержание дисциплины - это теоретические основы БЖД в системе

«человек-среда обитания-машина-ЧС», которые даны ниже.

В дисциплине БЖД рассматриваются как общие вопросы безопасности, ООС и

ГО, так и вопросы, имеющие непосредственное отношение к избранному

студентом направлению своей деятельности. Дисциплина "БЖД" освещает

современные этапы обеспечения комфортного и безопасного взаимодействия

человека со средой обитания. Такими этапами являются идентификация

опасностей и определение принципов, приемлемых методов и средств

обеспечения БЖД. Они должны реализовываться на всех стадиях деятельности

человека, а именно: научный замысел, НИР, ОКР, проект, реализация проекта,

испытания, транспортирование, эксплуатация, модернизация м реконструкция,

консервация и ликвидация, захоронение.

ВОПРОС № 2

Основные термины и определения в дисциплине "БЖД". К ним относятся

следующие термины и определения. Опасность (негативное воздействие или

негативный фактор) - это негативное свойство системы "человек-среда

обитания-машина-ЧС", способное причинять ущерб здоровью) человека, ОНХ и ПС

и обусловленное энергетическим состоянием среды, действиями человека,

машины и ЧС.

Опасный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздействие

которого на человека приводят к травме (нарушение целостности ткани) или

другому внезапному резкому ухудшению здоровья (например, отравлению).

Вредный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздействие

которого на человека приводят к заболеванию или снижению работоспособности.

Авария - это повреждение, выход из строя какого-либо механизма, машины,

транспортного средства и т.п. во время работы, движения.

Катастрофа - это событие с несчастными, трагическими последствиями

(травмирование или гибель пяти и более человек, пропажа без вести людей).

Загорание ( по ГОСТ 12.1.033-81х) - это неконтролируемое горение вне

специального очага, без нанесения ущерба; пожар - это загорание, но с

материальным ущербом.

Взрыв (по ГОСТ 12.1.010-76*) - это быстрое экзотермическое химическое

превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и

образованием сжатых газов, способных проводить работу.

ЧС - это обстановка на определенной территорий, сложившаяся в результате

аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного

бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,

ущерб здоровью людей или ПС, значительные материальные потери и нарушение

условий жизнедеятельности. Техносфера - это регион биосферы, в прошлом

преобразованный людьми с помощью прямого дли косвенного воздействия

технических средств в целях наилучшего соответствия людским, социально-

экономическим потребностям.

Технические системы (ТС) - это производственное оборудование, механизмы,

машины, аппаратура управления определенной степени сложности, с которыми

взаимодействует человек в процессе трудовой деятельности.

Рабочая зона - это пространство высотой 2 м над уровнем земли, пола или

площадка, на которой расположено рабочее место (РМ) - зона постоянной или

временной деятельности человека.

Риск - это вероятность реализации опасности в зоне пребывания человека.

Безопасность труда (БТ) - это состояние условий труда (УТ), при котором

исключено воздействие на работающих вредных и опасных факторов (по ГОСТ

12.0.002-80).

УТ (по ГОСТ 19605-74) - это совокупность факторов производственной среды,

оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе

труда.

Средство защиты (по ГОСТ 12.0.002-80) - это средство, применение которого

предотвращает или уменьшает воздействие на одного или более работающих

опасных и (или) вредных факторов. По ГОСТ 12.4.011-87 все средства защиты

(СЗ) делят на средства коллективной (одновременная защита двух и более

работающих) и индивидуальной защиты (сокращенно ОКЗ и СИЗ).

Другие термины и определения по дисциплине "БЖД" приведены в

соответствующих разделах и подразделах данного пособия.

ВОПРОС № 3

Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксиома, что любое

взаимодействие человека со средой обитания потенциально опасно. Ее

справедливость можно проследить на всех этапах развития системы "человек-

среда обитания". Так, на ранних стадиях своего развития (система "человек-

ПС"), когда отсутствовали технические средства, человек испытывал

значительные воздействия опасных и вредных факторов естественного

происхождения (например, повышенная и пониженная температура воздуха,

атмосферные осадки, грозовые разряды, контакты с дикими животными и т.п.).

Сейчас, (система "человек-техносфера") к естественный прибавились

многочисленные факторы антропогенного происхождения (например, шум,

повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах и почве,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.