ВОПРОС № 1
Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисциплина
представляет область знаний, в которой изучаются опасности (негативные
воздействия), угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы
защиты от них. Как видим, она посвящена решению задач сохранения здоровья и
жизни человека в среде его обитания. Ни одна из изучаемых студентами
учебных дисциплин не решает эти вопросы.
Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране
окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом
стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных
факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека
и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска
несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и
т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология,
эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория
надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает
вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый
вопрос. Поэтому дисциплина "БЖД" использует знания, полученные
студентами при изучении гуманитарных, социально-экономических,
математических и естественнонаучных дисциплин, а также
общепрофессиональных и специальных дисциплин данного направления, ее
изучение является завершающим этапом формирования технического специалиста
(бакалавра, инженера и магистра) в вузе по избранному направлению, поэтому
она относится к обязательным общбпрофесоиональным дисциплинам.
Цель дисциплины - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и
практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального
(нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и
отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка)
опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного
происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды
обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и
эксплуатации техники, технологических процессов и объектов народного
хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и
экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в
штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования развития и оценка
последствий ЧС; 7)принятия решений по защите производственного персонала и
населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и
применения современных средств поражения, а также принятия мер по
ликвидации их последствий. Эта цель реализуется решением следующих задач
изучения дисциплины.
Во-первых, студент должен иметь представление: 1) о взаимодействии
человека со средой обитания; 2) о методах качественного и количественного
анализа особо опасных, опасных и вредных факторов; 3) о научных и
организационных основах ликвидации последствий аварий, катастроф и
стихийных явлений.
Во-вторых, он должен знать: 1) правовые, нормативно-технические и
организационные основы обеспечения БЖД при нормальном функционировании ОНХ
в условиях ЧС; 2) принципы, методы и средства обеспечения БЖД на рабочих
местах (РМ), участках и в цехах предприятий, АО и фирм при нормальном и
аварийном их функционирования.
В-третьих, студент должен уметь: 1) идентифицировать, измерять с помощью
современных методик и приборов и оценивать опасные и вредные факторы среды
обитания; 2) оценивать степень опасности (пожаровзрывной, электрической,
экологической и др.) применяемых ТС и технологических процессов по
избранному направлению профдеятельности; 3) разрабатывать организационные
мероприятия и рассчитывать (в том числе с применение ПЭВМ) важнейшие
коллективные средства защиты для обеспечения БЖД работающих на ОНХ своего
направления деятельности; 4) расследовать несчастные случаи на производстве
и оформлять соответствующие документы.
В четвертых, он должен иметь навыки: 1) анализа и оценки безопасности
(пожаровзрывной, электрической, радиационной, экологической и др.) в
условиях производственной деятельности и ЧС на ОНХ избранного направления;
2) принятия основных мер и средств по обеспечению БЖД работающих в этих
условиях; 3) обеспечения личной безопасности в среде обитания.
Студенты осваивают эти задачи на лекционных, практических и лабораторных
занятиях, а также при выполнении курсовой работы и в ходе самостоятельной
работы над отдельными вопросами.
Этапами формирования дисциплины "БЖД", а следовательно этапами решения
оптимального взаимодействия человека со средой обитания являются: 1)
техника безопасности (ТБ) - это идентификация и защита человека от опасных
производственных Факторов; 2) ОТ - это идентификация и защита человека от
опасных и вредных производственных Факторов; 3) ООС (промышленная экология)
- это идентификация негативных воздействий производств и ТС на биосферу,
разработка и применение средств для снижения этого воздействия до
допустимых значений и развитие основ мало- и безотходных технологий и
производств; 4) ГО - это идентификация негативных воздействий от оружия
массового поражения я других современных средств нападения противника
защита населения и ОНХ от них, проведение спасательных и неотложных
аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах ЧС мирного
времени; 5) защита в ЧС - это идентификация негативных воздействий
стихийных явлений и антропогенных аварий и катастроф, разработка и
использование средств для защиты людей, ОНХ и ликвидации последствий
негативного воздействия. Как видим, это достаточно длительный и сложный
процесс как формирования дисциплины "БЖД", так и решения оптимального
взаимодействия человека со средой обитания. Сейчас дисциплина "БЖД"
включает в себя достижения по ОТ, ООС и ГО (защита в ЧС) и рассматривает
социальные, медико-биологические, экологические, технические, правовые и
международные аспекты БЖД.
Научное содержание дисциплины - это теоретические основы БЖД в системе
«человек-среда обитания-машина-ЧС», которые даны ниже.
В дисциплине БЖД рассматриваются как общие вопросы безопасности, ООС и
ГО, так и вопросы, имеющие непосредственное отношение к избранному
студентом направлению своей деятельности. Дисциплина "БЖД" освещает
современные этапы обеспечения комфортного и безопасного взаимодействия
человека со средой обитания. Такими этапами являются идентификация
опасностей и определение принципов, приемлемых методов и средств
обеспечения БЖД. Они должны реализовываться на всех стадиях деятельности
человека, а именно: научный замысел, НИР, ОКР, проект, реализация проекта,
испытания, транспортирование, эксплуатация, модернизация м реконструкция,
консервация и ликвидация, захоронение.
ВОПРОС № 2
Основные термины и определения в дисциплине "БЖД". К ним относятся
следующие термины и определения. Опасность (негативное воздействие или
негативный фактор) - это негативное свойство системы "человек-среда
обитания-машина-ЧС", способное причинять ущерб здоровью) человека, ОНХ и ПС
и обусловленное энергетическим состоянием среды, действиями человека,
машины и ЧС.
Опасный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздействие
которого на человека приводят к травме (нарушение целостности ткани) или
другому внезапному резкому ухудшению здоровья (например, отравлению).
Вредный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздействие
которого на человека приводят к заболеванию или снижению работоспособности.
Авария - это повреждение, выход из строя какого-либо механизма, машины,
транспортного средства и т.п. во время работы, движения.
Катастрофа - это событие с несчастными, трагическими последствиями
(травмирование или гибель пяти и более человек, пропажа без вести людей).
Загорание ( по ГОСТ 12.1.033-81х) - это неконтролируемое горение вне
специального очага, без нанесения ущерба; пожар - это загорание, но с
материальным ущербом.
Взрыв (по ГОСТ 12.1.010-76*) - это быстрое экзотермическое химическое
превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и
образованием сжатых газов, способных проводить работу.
ЧС - это обстановка на определенной территорий, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного
бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или ПС, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности. Техносфера - это регион биосферы, в прошлом
преобразованный людьми с помощью прямого дли косвенного воздействия
технических средств в целях наилучшего соответствия людским, социально-
экономическим потребностям.
Технические системы (ТС) - это производственное оборудование, механизмы,
машины, аппаратура управления определенной степени сложности, с которыми
взаимодействует человек в процессе трудовой деятельности.
Рабочая зона - это пространство высотой 2 м над уровнем земли, пола или
площадка, на которой расположено рабочее место (РМ) - зона постоянной или
временной деятельности человека.
Риск - это вероятность реализации опасности в зоне пребывания человека.
Безопасность труда (БТ) - это состояние условий труда (УТ), при котором
исключено воздействие на работающих вредных и опасных факторов (по ГОСТ
12.0.002-80).
УТ (по ГОСТ 19605-74) - это совокупность факторов производственной среды,
оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе
труда.
Средство защиты (по ГОСТ 12.0.002-80) - это средство, применение которого
предотвращает или уменьшает воздействие на одного или более работающих
опасных и (или) вредных факторов. По ГОСТ 12.4.011-87 все средства защиты
(СЗ) делят на средства коллективной (одновременная защита двух и более
работающих) и индивидуальной защиты (сокращенно ОКЗ и СИЗ).
Другие термины и определения по дисциплине "БЖД" приведены в
соответствующих разделах и подразделах данного пособия.
ВОПРОС № 3
Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксиома, что любое
взаимодействие человека со средой обитания потенциально опасно. Ее
справедливость можно проследить на всех этапах развития системы "человек-
среда обитания". Так, на ранних стадиях своего развития (система "человек-
ПС"), когда отсутствовали технические средства, человек испытывал
значительные воздействия опасных и вредных факторов естественного
происхождения (например, повышенная и пониженная температура воздуха,
атмосферные осадки, грозовые разряды, контакты с дикими животными и т.п.).
Сейчас, (система "человек-техносфера") к естественный прибавились
многочисленные факторы антропогенного происхождения (например, шум,
повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах и почве,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7