Рефераты. Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления

Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления

Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

Академия гражданской защиты

Кафедра: Социальных наук

Учебная дисциплина: Система государственного управления

Контрольная работа

Место, роль и функции региональных

и местных структур МЧС в системе управления

Исполнил: ИВАНОВ Иван Иванович

учебная группа 666

Новогорск 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………………..3

2. Место, роль и функции региональных и местных

структур МЧС в системе управления…………………………………………….4

2.1 Основные задачи МЧС Республики Мордовия……………………………..10

2.2 Основные функции МЧС Республики Мордовия…………………………..12

3. Заключение………………………………………………………………………..19

4. Литература…………………………………………………………………………20

В В Е Д Е Н И Е

Ежегодно в Российской Федерации имеется достаточно масштабных

чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера.

Страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому

важной государственной функцией являлось и является защита населения и

национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других

стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов - социальных бедствий

для населения. После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка

перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла.

И только создание Госкомитета РФ а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ

стало главным шагом в деле построения в стране современной системы

предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС выступило в роли мозгового управляющего и организующего центра.

Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим

государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере

деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения

безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также

центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения

науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб,

координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех

уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО,

предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС России организовывало экспедиции в Республику Тува во время

эпизоотии крупного рогатого скота, в республику Армения - для участия в

подавлении основных очагов пожара на складе боеприпасов, а позже во

Владивосток - для ликвидации последствий подобного происшествия на складах

боеприпасов Тихоокеанского флота.

Наиболее тяжелыми были чрезвычайные ситуации, связанные с

радиационной аварией на химкомбинате в сибирском г. Томске, пожаром на

заводе двигателей Камского автозавода, авариями на нефтепроводах в

Мордовии, Иркутской области и Республике Коми, наводнениями в Бурятии,

Приморском крае, землетрясениями на Курильских островах и острове

Сахалин. Особого упоминания заслуживает практическая деятельность МЧС

России и РСЧС в сфере оказания гуманитарной помощи.

2. МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И

МЕСТНЫХ СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы,

связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития

земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более

частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как

чрезвычайные ситуации.

Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита

населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В

основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая

свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную

задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного

времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных

ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в

ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и

в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации,

возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ

Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

(РСЧС).

Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему, мы получили

возможность решать проблему безопасности населения и производств

комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой

области.

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС

различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль

сводится к трем целевым функциям системы:

- предупреждение возникновения ЧС;

- снижение потерь и ущерба от ЧС;

- ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции,

государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена.

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов

местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение

вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время созданы территориальные и функциональные подсистемы

РСЧС.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных

подсистем РСЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями

соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с

Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие

органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты

населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и

средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи,

оповещения, информационного обеспечения.

Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе

создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия

ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять

все возможности и весь их опыт.

Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что

существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С

накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой

ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения

предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где

все составные части работают слаженно.

Не секрет, что в значительной степени при построении РСЧС

использовалась структура системы гражданской обороны. Сохранился и присущий

ей производственно-территориальный принцип построения. В этих условиях

возникла проблема места гражданской обороны в РСЧС.

Федеральным законом “О гражданской обороне” установлено, что ГО

организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей

на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий

или вследствие этих действий.

Ясно, что несмотря на некоторые отличия в решении задач мирного

времени или военного времени, иметь две раздельные системы нецелесообразно,

поскольку все эти задачи решаются, в основном, одними теми же методами и

средствами. Единая система должна полностью наследовать международный

юридический статус, опыт и возможности ГО, а также воспринять

государственные полномочия и расширенный круг задач РСЧС.

Понятийные противоречия могли бы быть сняты новым названием системы

“Гражданская защита”.

Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние

годы являются:

- создание единой нормативно-правовой базы системы;

- развитие системы управления и укрепление ее органов;

- усиление научно-методического и информационного обеспе-чения

системы;

- укрепление сил системы;

- совершенствование материальной базы системы;

- повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов

РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения

страны;

- расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной

власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными

структурами, общественными организациями и населением России, также

зарубежных стран.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся

органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и

использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также

органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным

органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по

девяти регионам (7 - после образования Сибирского региона). В составе РСЧС

образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский,

Уральский, Западно-Сибирский, Забайкальский, Восточно-Сибирский и

Дальневосточный регионы.

Основным органом управления, ответственным за функционирование сил и

средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий

региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение

регионального центра - координация деятельности территориальных органов

исполнительной власти, организаций их взаимодействия при работах по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Регионы, в основном, образованы в границах военных округов. За

истекший период статус центров, их задачи и принципы деятельности прошли

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.