Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
Академия гражданской защиты
Кафедра: Социальных наук
Учебная дисциплина: Система государственного управления
Контрольная работа
Место, роль и функции региональных
и местных структур МЧС в системе управления
Исполнил: ИВАНОВ Иван Иванович
учебная группа 666
Новогорск 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………………..3
2. Место, роль и функции региональных и местных
структур МЧС в системе управления…………………………………………….4
2.1 Основные задачи МЧС Республики Мордовия……………………………..10
2.2 Основные функции МЧС Республики Мордовия…………………………..12
3. Заключение………………………………………………………………………..19
4. Литература…………………………………………………………………………20
В В Е Д Е Н И Е
Ежегодно в Российской Федерации имеется достаточно масштабных
чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера.
Страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому
важной государственной функцией являлось и является защита населения и
национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других
стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов - социальных бедствий
для населения. После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка
перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла.
И только создание Госкомитета РФ а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ
стало главным шагом в деле построения в стране современной системы
предупреждения и ликвидации ЧС.
МЧС выступило в роли мозгового управляющего и организующего центра.
Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим
государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере
деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения
безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также
центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения
науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб,
координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех
уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО,
МЧС России организовывало экспедиции в Республику Тува во время
эпизоотии крупного рогатого скота, в республику Армения - для участия в
подавлении основных очагов пожара на складе боеприпасов, а позже во
Владивосток - для ликвидации последствий подобного происшествия на складах
боеприпасов Тихоокеанского флота.
Наиболее тяжелыми были чрезвычайные ситуации, связанные с
радиационной аварией на химкомбинате в сибирском г. Томске, пожаром на
заводе двигателей Камского автозавода, авариями на нефтепроводах в
Мордовии, Иркутской области и Республике Коми, наводнениями в Бурятии,
Приморском крае, землетрясениями на Курильских островах и острове
Сахалин. Особого упоминания заслуживает практическая деятельность МЧС
России и РСЧС в сфере оказания гуманитарной помощи.
2. МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И
МЕСТНЫХ СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
В жизни современного человечества все большее место занимают заботы,
связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития
земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более
частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как
чрезвычайные ситуации.
Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита
населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.
Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В
основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая
свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную
задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного
времени.
Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных
ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в
ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и
в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации,
возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ
Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
(РСЧС).
Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему, мы получили
возможность решать проблему безопасности населения и производств
комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой
области.
Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС
различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль
сводится к трем целевым функциям системы:
- предупреждение возникновения ЧС;
- снижение потерь и ущерба от ЧС;
- ликвидация последствий ЧС.
Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции,
государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена.
РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время созданы территориальные и функциональные подсистемы
РСЧС.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных
подсистем РСЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями
соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с
Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие
органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты
населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и
средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи,
оповещения, информационного обеспечения.
Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе
создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия
ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять
все возможности и весь их опыт.
Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что
существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С
накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой
ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения
предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где
все составные части работают слаженно.
Не секрет, что в значительной степени при построении РСЧС
использовалась структура системы гражданской обороны. Сохранился и присущий
ей производственно-территориальный принцип построения. В этих условиях
возникла проблема места гражданской обороны в РСЧС.
Федеральным законом “О гражданской обороне” установлено, что ГО
организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей
на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий.
Ясно, что несмотря на некоторые отличия в решении задач мирного
времени или военного времени, иметь две раздельные системы нецелесообразно,
поскольку все эти задачи решаются, в основном, одними теми же методами и
средствами. Единая система должна полностью наследовать международный
юридический статус, опыт и возможности ГО, а также воспринять
государственные полномочия и расширенный круг задач РСЧС.
Понятийные противоречия могли бы быть сняты новым названием системы
“Гражданская защита”.
Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние
годы являются:
- создание единой нормативно-правовой базы системы;
- развитие системы управления и укрепление ее органов;
- усиление научно-методического и информационного обеспе-чения
системы;
- укрепление сил системы;
- совершенствование материальной базы системы;
- повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов
РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения
страны;
- расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной
власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными
структурами, общественными организациями и населением России, также
зарубежных стран.
Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся
органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и
использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также
органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным
органам исполнительной власти.
Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по
девяти регионам (7 - после образования Сибирского региона). В составе РСЧС
образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский,
Уральский, Западно-Сибирский, Забайкальский, Восточно-Сибирский и
Дальневосточный регионы.
Основным органом управления, ответственным за функционирование сил и
средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий
региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение
регионального центра - координация деятельности территориальных органов
исполнительной власти, организаций их взаимодействия при работах по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Регионы, в основном, образованы в границах военных округов. За
истекший период статус центров, их задачи и принципы деятельности прошли
Страницы: 1, 2, 3