своей компетенции;
организация разработки мобилизационных планов по мероприятиям
гражданской обороны Республики Мордовия в составе мобилизационных планов
экономики Российской Федерации;
проверка состояния гражданской обороны объектов экономики Республики
Мордовия;
разработка планов доукомплектованная и отмобилизования МЧС Республики
Мордовия и возложенных на него формирований;
организация работы по созданию и совершенствованию нормативно-правовой
и организационно-методической документации по мобилизационной
подготовке в части, касающейся мероприятий по гражданской обороне и
предупреждению чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке нормативных правовых актов Республики Мордовия на
военное время по вопросам гражданской обороны, в том числе в подготовке
ежегодных планов разработки региональных проектов нормативных актов на
военное время:
обеспечение функционирования и развития республиканской
территориальной подсистемы РСЧС, создание и обеспечение готовности органов
управления, сил и средств в условиях мирного и военного времени;
руководство работами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуацией па территории Республики Мордовия, в том числе на внутренних
водах;
организация и проведение аттестации территориальных аварийно-
спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их
подготовке, координация деятельности ведомственных и объектовых
аттестационных комиссий;
организация работы по созданию резерва финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Мордовия.
участие в разработке и реализации федеральных и республиканских
целевых и научно- технических программ;
организация разработки территориальных программ по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости
функционирования объектов экономики.
2.2 Основные функции МЧС Республики Мордовия
МЧС Республики Мордовия в соответствии с возложенными на него задачами
осуществляет следующие основные функции:
организует и контролирует выполнение мероприятий в области гражданской
обороны;
организует работу по созданию, размещению, подготовке и оснащению сил
гражданской обороны, республиканской территориальной подсистемы РСЧС, в том
числе сил постоянной готовности;
организует взаимодействие органов исполнительной власти Республики
Мордовия, органов местного самоуправления и координирует их деятельность в
области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
разрабатывает и вносит на рассмотрение Начальника гражданской обороны
Республики Мордовия проекты Плана гражданской обороны и Плана действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовит предложения в
региональный План взаимодействия субъектов Российской Федерации по
предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба и потерь в случае их
возникновения;
организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля
республиканской территориальной подсистемы РСЧС в интересах гражданской
обороны, а также по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и районированию
территорий по наличию объектов повышенного риска (потенциально опасных
объектов) и угрозы возникновения стихийных бедствий;
организует ведение радиационной, химической и неспецифической
бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской
обороны и осуществляет контроль за готовностью к выполнению задач по
ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного
контроля;
организует работу по привлечению в установленном порядке к
мероприятиям по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций общественных объединений и трудоспособного населения
при их соответствующей подготовке и аттестации;
организует и обеспечивает контроль за заключением и выполнением
предприятиями и организациями независимо от форм собственности и
ведомственной принадлежности договоров (контрактов) по выполнению ими
мероприятий гражданской обороны в военное время;
обеспечивает контроль выполнения государственного оборонного заказа (в
части мероприятий гражданской обороны) предприятиями, организациями и
учреждениями Республики Мордовия;
участвует в разработке и организует реализацию на территории
республики федеральных целевых и научно-технических программ по вопросам
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
организует разработку и реализацию территориальных программ по вопросам
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
повышения устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и
военное время;
осуществляет контроль за выполнением норм проектирования инженерно-
технических мероприятий гражданской обороны, накоплением я поддержанием в
готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и
специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке:
организует функционирование и организационно-техническое
обеспечение деятельности учебно-методического центра по гражданской обороне
и чрезвычайным ситуациям:
организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств республиканской
территориальной подсистемы РСЧС к действиям при их возникновении, а также
по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально
опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;
организует разработку и представляет в установленном порядке в
Правительство Республики Мордовия проекты нормативных правовых актов и
решении по вопроса м защиты населения и Территории от чрезвычайных ситуаций
и другим вопросам в пределах своей компетенции;
организует сбор, обобщение и анализ информации об угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций и их последствиях;
осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности
республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям;
обеспечивает боевую и мобилизационную готовность органов повседневного
управления республиканской территориальной подсистемы РСЧС;
обеспечивает защиту информации, в том числе и составляющей
государственную тайну, в подчиненных МЧС Республики Мордовия подразделениях
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
осуществляет в установленном порядке руководство ликвидацией
чрезвычайных ситуаций на территории Республики Мордовия, в том числе на
внутренних водах;
организует создание н функционирование территориальной системы
оповещения, руководит информационно-управляющим центром МЧС Республики
осуществляет в установленном порядке информирование населения о
состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемах и
способах защиты от них;
осуществляет методическое руководство работами по повышению
устойчивости функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных
организует работу по созданию сохранению и подготовке к использованию
страхового фонда документации на объектах повышенного риска (потенциально
опасных объектах);
организует работу по созданию и использованию резерва финансовых и
материальных ресурсов .для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике
организует подготовку населения, должностных, лип органов управления,
сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
осуществляет совместно с заинтересованными органами
исполнительной власти государственный надзор за выполнением мероприятии по
предупреждению чрезвычайных ситуации и готовности должностных лиц- сил н
средств к действиям при их возникновении;
организует и проводит аттестацию территориальных аварийно-спасательных
формировании, спасателей и образовательных, учреждении по их подготовке,
координирует и контролирует деятельность ведомственных и объектовых
осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации
по вопросам своей компетенции.
Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет
система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время
в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-
управляющая система (АИУС).
Как бы не велика была роль системы управления в эффективном
функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те
специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные
практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный
конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и
возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока
нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и
количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми
техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и
эффективность действий.
Гражданские формирования гражданской обороны, организуемые на
нештатной основе на базе различных производственно-хозяйственных структур,
показали свою недееспособность. Основная причина этого -
незаинтересованность людей участвовать в этих формированиях, а предприятий
- организовывать их. К тому же в условиях нового хозяйственного механизма и
негосударственных форм собственности прежний административно-принудительный
способ их формирования не срабатывает.
Однако отказываться от этого вида сил, привлекающего в ряды
функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому
законодательно подтверждена их необходимость.
Основной мерой по повышению дееспособности гражданских формирований ГО
следует считать дальнейшее внедрение стимулов и льгот для бойцов
формирований и предприятий, выделяющих людей в территориальные
формирования. Это должно сопровождаться законодательными мерами по
уточнению прав и обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава
формирований и руководства организаций, учреждений и предприятий любых форм
собственности.
Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах
РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и химических
войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В
гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть
разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской
обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов
управления ГО.
Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и
другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются
профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и
аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций
и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии
со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.
Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных
аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической
целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению
объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих
формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и
переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению
готовности формирований.
Актуальными остаются проблемы обработки порядка взаимодействия
формирований, их технического оснащения и совершенствования
квалификационных требований, разработка межотраслевых программ их
подготовки.
В настоящее время значительным является факт создания в каждой
республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда,
являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды
напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то
есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность.
Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-
профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть
подготовлены к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и
оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и
технологической специфики, они также могут быть в определенной степени
специализированы.
Как известно, при переходе страны на путь устойчивого и стабильного
социально-экономического развития весьма важное значение приобретает
выработка правильной стратегии целенаправленного управления техногенными,
природными и экологическими рисками и их снижения до приемлемых научно
обоснованных уровней.
В настоящее время делаются лишь первые шаги в разработке такой
стратегии, формулируются ее концептуальные основы (задачи и принципы
государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий
чрезвычайных ситуаций).
Функциональные задачи по управлению рисками, реализуемые на
территориальном и местном уровнях в субъектах РФ, сводятся к::
- анализу и комплексной оценке рисков, построению карт полей
потенциальных опасностей и риска для территорий республик, краев, областей
и регионов;
- разработке и реализации системы мер и действий по предупреждению,
ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;
- адекватному реагированию на возникновение опасностей, выработке и
принятию научно обоснованных и оправданных с социально-экономической точки
зрения решений по управлению техногенными, природными и экологическими
рисками.
Функциональные задачи, решаемые на объектовом уровне управления
рисками, связаны с анализом и оценкой уровней риска на определенных
объектах, а также предупреждением и ликвидацией последствий аварий,
катастроф, опасных природных явлений, экологических бедствий и т.п.
На этой иерархической ступени управления при анализе и оценке
техногенного риска определяются вероятности возникновения и развития аварий
и катастроф, условия формирования поражающих факторов, а также
математическое ожидание ущерба (гибели людей, разрушений, материальных
потерь и т.д.), обусловленного воздействием поражающих факторов.
Анализ и оценка природного риска предусматривает расчет вероятностей
возникновения и развития опасных природных явлений и стихийных бедствий, а
также математического ожидания возникающего при них непосредственного
ущерба.
В число функциональных задач для рассматриваемого уровня управления
также входит разработка и реализация адекватных мер по снижению рисков и
уменьшению ущерба.
Важным средством повышения эффективности всей системы управления
является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС,
личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение
населения.
В составе РСЧС создана и продолжает развиваться система подготовки
граждан страны к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и
территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема
организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого
единства играет аттестационная комиссия.
В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий
граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения,
должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в
своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий
каждой категории, цикл подготовки.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их
последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но
и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением
количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь,
которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в
некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.
Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно
расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для
жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной
защищенности.
Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть
осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них - снижение
вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести
последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем
воздействия на потенциальные источники опасности.
Оградить население от поражения при авариях, катастрофах можно не
только влияя на источники опасности, но и путем рационального размещения
потенциально-опасных и иных производств, а также путем четкой планировки
и застройки городов и других населенных пунктов.
На определенном уровне управления усилиями человека, общины,
государства, мирового сообщества можно предотвратить возникающие
катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию
последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России,
так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое поле в
этой области.
Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет
человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его
существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно
совершенствоваться.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Шойгу С.К. Катастрофы и государство, М: Энергоатомиздат, 1997 г.
2. Федеральные законы: «О защите населения и территории от ЧС
природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.;
«О гражданской обороне» № 28-ФЗ, 1998 г.
3. Положение о Единой государственной системе предупреждения и
ликвидации ЧС, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1113
от 5 ноября 1995 г.
4. Жинкина И.Ю. Стратегия безопасности России, проблемы формирования
понятийного аппарата, М.: Российский научный фонд, 1995 г.
5. Шабров О. Анализ систем на пороге ХХI века: теория и практика, М.;
1996 г.
6. Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции, г.
Суздаль, 25-27 мая 1993 г., М.: ГКЧС России, 1993 г.
7. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ
от ЧС природного и техногенного характера. М.: МЧС России, 1995 г.
Страницы: 1, 2, 3