Рефераты. Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования

шаг) до тех пор, пока окончательное инженерное описание проекта не будет

выполнено.

Фаза детального проектирования системы заканчивается, но ею не

завершается системотехнический цикл. Он включает в себя еще планирование

производства, распределения потребления и снятия с эксплуатации. Однако нас

в данном случае интересует только пример описания системотехнической

деятельности в виде фаз, шагов и задач, поэтому ограничимся уже

рассмотренными фазами. Каждый шаг системотехнической деятельности

представлен автором как процесс, состоящий из последовательности задач. Эта

последовательность является специализированным процессом решения проблемы,

включающим в себя анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценку и

выбор из альтернатив, оптимизацию, пересмотр и осуществление. На каждом

шаге проектирования от анализа потребностей фазы изучения осуществимости до

перепроектирования (фаза детального проектирования) иногда полностью,

иногда частично, решается одна и та же последовательность задач.

Кооперация работ и специалистов в системотехнике

Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид

деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Целью ее

является создание больших технических систем и в связи с этим - организация

всех работ и специалистов, привлеченных к этой разработке. Можно выделить

"горизонтальную" и "вертикальную" структуры системотехнической

деятельности. Эти структуры отражают существующую в системотехнике связь

работ и специалистов: первая соответствует типам компонентов и аспектов

системы (создание машинных блоков, проектирование "плоскости

соприкосновения" человека и машины, разработка экономических,

организационных и социальных аспектов системы и т.п.), вторая соответствует

общей последовательности работ системотехнической деятельности (инженерное

исследование, изобретательство, проектирование, конструирование,

изготовление и внедрение, эксплуатация). В качестве важнейших компонентов

системотехнической деятельности выделяются также методическая деятельность

и научно-техническая координация.

Возможно описание системотехнической деятельности с точки зрения связи

работ и специалистов; пример такого описания можно найти в книге Г. Х. Гуда

и Р. Э. Макола "Системотехника". Каждую научную дисциплину, участвующую в

создании сложной технической системы, фактически представляет тот или иной

специалист. Например, исследователь операций рассматривается именно как

член бригады проектировщиков, что накладывает на него некоторые

обязательства (знакомство с аппаратурой и помощь в принятии решений по

проекту). Каждая фаза также связывается с определенным составом бригады

системотехников. Большинство или все члены такой бригады должны быть

"учеными-универсалистами". Кроме того, каждый член бригады должен быть еще

и специалистом в какой-нибудь узкой области (электронике, математике, той

области, к которой относится решаемая задача и т.п.). Система, конечно, не

может быть продуктом одних "универсалистов". Задача инженера-системотехника

состоит в организации различных специалистов при проектировании системы.

Авторы рассматривают соотношение между исследованием и разработкой,

возможность и необходимость дублирования работ над проектом, а также

способы организации работы по проектированию системы. Системотехническая

группа может быть организована: (1) как штабная группа при руководителе

проекта (обеспечивает планы и ведение пограммы); (2) как линейная группа во

главе с начальником проекта, который является ее непосредственным

руководителем (функционирует по всем частям проектной организации); (3) как

расчлененная группа, состоящая из руководителей групп оборудования, которые

встречаются для выполнения задач проектирования системы в целом; (4) как

отдельная линейная организация на равных правах с группами оборудования,

быстро переключающаяся с одного оборудования на другое; (5) как отдельное

проектное бюро. При небольшом количестве крупных проектов наилучшей

является организация (1), при большом количестве - организация (4). Авторы

представляют также подробное описание научных средств и дисциплин,

используемых в системотехнической деятельности, из которого видно, что их

арсенал не ограничивается лишь естественными, техническими науками и

математикой, но включает в себя также инженерно-экономические исследования,

индустриальную социологию и инженерную психологию, необходимую, например,

для проектирования деятельности человека-оператора в сложной технической

системе.

Таким образом, сегодня проектирование уже не может опираться только на

технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-

технических и социально-экономических разработок привел к обособлению

проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации его в

системное проектирование, направленное на проектирование (реорганизацию)

человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только на

разработку машинных компонентов. Это приводит к тому, что инженерная

деятельность и проектирование меняются местами. Если традиционное

инженерное проектирование входит составной частью в инженерную

деятельность, то системное проектирование, напротив, может включать (если

речь идет о создании новых машинных компонентов) или не включать в себя

инженерную деятельность. Сфера приложения системного проектирования

расширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики

(обслуживание, потребление, обучение, управление и т.д.), а не только

промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование,

задачей которого становится целенаправленное изменение социально-

организационных структур.

Социотехническое проектирование

Техническое изделие в социальном контексте

"Расслоение" инженерной деятельности приводит к тому, что отдельный

инженер, во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части сложной

технической системы, а не на целом и, во-вторых, все более и более

удаляется от непосредственного потребителя его изделия, конструируя

артефакт (техническую систему) отделенным от конкретного человека, служить

которому прежде всего и призван инженер. Непосредственная связь

изготовителя и потребителя, характерная для ремесленной технической

деятельности, нарушается. Создается иллюзия, что задача инженера - это лишь

конструирование артефакта, а его внедрение в жизненную канву общества и

функционирование в социальном контексте должно реализовываться

автоматически.

Однако сегодня создание автомобиля - это не просто техническая разработка

машины, но и создание эффективной системы обслуживания, развитие сети

автомобильных дорог, скажем, скоростных трасс с особым покрытием,

производство запасных частей и т.д. и т.п. Строительство электростанций,

химических заводов и подобных технических систем требует не просто учета

"внешней" экологической обстановки, а формулировки экологических требований

как исходных для проектирования. Все это выдвигает новые требования как к

инженеру и проектировщику, так и к представителям технической науки. Их

влияние на природу и общество столь велико, что социальная ответственность

их перед обществом неизмеримо возрастает, особенно в последнее время.

Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий

узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой,

основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного

инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая

изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в

научно-техническом развитии современного общества. Решая свои, казалось бы,

узко профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека,

природу и не всегда наилучшим образом. Это очень хорошо понимал еще в

начале ХХ столетия русский инженер-механик и философ-техники П. К.

Энгельмейер: "Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала

внутри мастерских и требовала от него одних только чистых технических

познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от

руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом,

и экономистом, и социологом". Эта социально-экономическая направленность

работы инженера становится совершенно очевидной в рамках рыночной экономики

- когда инженер вынужден приспосабливать свои изделия к рынку и

потребителю.

Задача современного инженерного корпуса - это не просто создание

технического устройства, механизма, машины и т.п. В его функции входит и

обеспечение их нормального функционирования в обществе (не только в

техническом смысле), удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей

среде, наконец, благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создать

техническую систему, необходимо организовать социальные условия ее

внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для

человека.

Отрицательный опыт разработки автоматизированных систем управления (АСУ),

например, очень хорошо показывает недостаточность узкотехнического подхода

к созданию сложных человеко-машинных систем. В эту сферу, по сути дела,

социотехнических разработок первоначально пришли специалисты из самых

разных областей науки и техники и вполне естественно привнесли с собой

соответствующее видение объекта исследования и проектирования. Скажем,

специалисты в области теории автоматического регулирования видели в АСУ

лишь совокупность передаточных функций и определенных структурных блоков,

которые надо связать. Тот факт, что АСУ - это прежде всего социально-

экономическая система, в которую внедряются средства вычислительной

техники, осознавался очень и очень долго. В сознании инженера витала идея о

том, что хотя бы в предельном случае автоматизированная система управления

должна стать автоматической. Иными словами, она должна стать полностью

автоматизированной, технической системой, исключающей человека. С этим

фактом, как нам кажется, связаны многие неудачи в истории разработки и

внедрения АСУ. В соответствии с этой программой, все отрасли, объединения,

предприятия кинулись срочно закупать вычислительную технику, еще точно не

зная, как ее использовать. При этом не учитывалось, что социальный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.