шаг) до тех пор, пока окончательное инженерное описание проекта не будет
выполнено.
Фаза детального проектирования системы заканчивается, но ею не
завершается системотехнический цикл. Он включает в себя еще планирование
производства, распределения потребления и снятия с эксплуатации. Однако нас
в данном случае интересует только пример описания системотехнической
деятельности в виде фаз, шагов и задач, поэтому ограничимся уже
рассмотренными фазами. Каждый шаг системотехнической деятельности
представлен автором как процесс, состоящий из последовательности задач. Эта
последовательность является специализированным процессом решения проблемы,
включающим в себя анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценку и
выбор из альтернатив, оптимизацию, пересмотр и осуществление. На каждом
шаге проектирования от анализа потребностей фазы изучения осуществимости до
перепроектирования (фаза детального проектирования) иногда полностью,
иногда частично, решается одна и та же последовательность задач.
Кооперация работ и специалистов в системотехнике
Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид
деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Целью ее
является создание больших технических систем и в связи с этим - организация
всех работ и специалистов, привлеченных к этой разработке. Можно выделить
"горизонтальную" и "вертикальную" структуры системотехнической
деятельности. Эти структуры отражают существующую в системотехнике связь
работ и специалистов: первая соответствует типам компонентов и аспектов
системы (создание машинных блоков, проектирование "плоскости
соприкосновения" человека и машины, разработка экономических,
организационных и социальных аспектов системы и т.п.), вторая соответствует
общей последовательности работ системотехнической деятельности (инженерное
исследование, изобретательство, проектирование, конструирование,
изготовление и внедрение, эксплуатация). В качестве важнейших компонентов
системотехнической деятельности выделяются также методическая деятельность
и научно-техническая координация.
Возможно описание системотехнической деятельности с точки зрения связи
работ и специалистов; пример такого описания можно найти в книге Г. Х. Гуда
и Р. Э. Макола "Системотехника". Каждую научную дисциплину, участвующую в
создании сложной технической системы, фактически представляет тот или иной
специалист. Например, исследователь операций рассматривается именно как
член бригады проектировщиков, что накладывает на него некоторые
обязательства (знакомство с аппаратурой и помощь в принятии решений по
проекту). Каждая фаза также связывается с определенным составом бригады
системотехников. Большинство или все члены такой бригады должны быть
"учеными-универсалистами". Кроме того, каждый член бригады должен быть еще
и специалистом в какой-нибудь узкой области (электронике, математике, той
области, к которой относится решаемая задача и т.п.). Система, конечно, не
может быть продуктом одних "универсалистов". Задача инженера-системотехника
состоит в организации различных специалистов при проектировании системы.
Авторы рассматривают соотношение между исследованием и разработкой,
возможность и необходимость дублирования работ над проектом, а также
способы организации работы по проектированию системы. Системотехническая
группа может быть организована: (1) как штабная группа при руководителе
проекта (обеспечивает планы и ведение пограммы); (2) как линейная группа во
главе с начальником проекта, который является ее непосредственным
руководителем (функционирует по всем частям проектной организации); (3) как
расчлененная группа, состоящая из руководителей групп оборудования, которые
встречаются для выполнения задач проектирования системы в целом; (4) как
отдельная линейная организация на равных правах с группами оборудования,
быстро переключающаяся с одного оборудования на другое; (5) как отдельное
проектное бюро. При небольшом количестве крупных проектов наилучшей
является организация (1), при большом количестве - организация (4). Авторы
представляют также подробное описание научных средств и дисциплин,
используемых в системотехнической деятельности, из которого видно, что их
арсенал не ограничивается лишь естественными, техническими науками и
математикой, но включает в себя также инженерно-экономические исследования,
индустриальную социологию и инженерную психологию, необходимую, например,
для проектирования деятельности человека-оператора в сложной технической
системе.
Таким образом, сегодня проектирование уже не может опираться только на
технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-
технических и социально-экономических разработок привел к обособлению
проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации его в
системное проектирование, направленное на проектирование (реорганизацию)
человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только на
разработку машинных компонентов. Это приводит к тому, что инженерная
деятельность и проектирование меняются местами. Если традиционное
инженерное проектирование входит составной частью в инженерную
деятельность, то системное проектирование, напротив, может включать (если
речь идет о создании новых машинных компонентов) или не включать в себя
инженерную деятельность. Сфера приложения системного проектирования
расширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики
(обслуживание, потребление, обучение, управление и т.д.), а не только
промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование,
задачей которого становится целенаправленное изменение социально-
организационных структур.
Социотехническое проектирование
Техническое изделие в социальном контексте
"Расслоение" инженерной деятельности приводит к тому, что отдельный
инженер, во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части сложной
технической системы, а не на целом и, во-вторых, все более и более
удаляется от непосредственного потребителя его изделия, конструируя
артефакт (техническую систему) отделенным от конкретного человека, служить
которому прежде всего и призван инженер. Непосредственная связь
изготовителя и потребителя, характерная для ремесленной технической
деятельности, нарушается. Создается иллюзия, что задача инженера - это лишь
конструирование артефакта, а его внедрение в жизненную канву общества и
функционирование в социальном контексте должно реализовываться
автоматически.
Однако сегодня создание автомобиля - это не просто техническая разработка
машины, но и создание эффективной системы обслуживания, развитие сети
автомобильных дорог, скажем, скоростных трасс с особым покрытием,
производство запасных частей и т.д. и т.п. Строительство электростанций,
химических заводов и подобных технических систем требует не просто учета
"внешней" экологической обстановки, а формулировки экологических требований
как исходных для проектирования. Все это выдвигает новые требования как к
инженеру и проектировщику, так и к представителям технической науки. Их
влияние на природу и общество столь велико, что социальная ответственность
их перед обществом неизмеримо возрастает, особенно в последнее время.
Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий
узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой,
основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного
инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая
изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в
научно-техническом развитии современного общества. Решая свои, казалось бы,
узко профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека,
природу и не всегда наилучшим образом. Это очень хорошо понимал еще в
начале ХХ столетия русский инженер-механик и философ-техники П. К.
Энгельмейер: "Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала
внутри мастерских и требовала от него одних только чистых технических
познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от
руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом,
и экономистом, и социологом". Эта социально-экономическая направленность
работы инженера становится совершенно очевидной в рамках рыночной экономики
- когда инженер вынужден приспосабливать свои изделия к рынку и
потребителю.
Задача современного инженерного корпуса - это не просто создание
технического устройства, механизма, машины и т.п. В его функции входит и
обеспечение их нормального функционирования в обществе (не только в
техническом смысле), удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей
среде, наконец, благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создать
техническую систему, необходимо организовать социальные условия ее
внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для
человека.
Отрицательный опыт разработки автоматизированных систем управления (АСУ),
например, очень хорошо показывает недостаточность узкотехнического подхода
к созданию сложных человеко-машинных систем. В эту сферу, по сути дела,
социотехнических разработок первоначально пришли специалисты из самых
разных областей науки и техники и вполне естественно привнесли с собой
соответствующее видение объекта исследования и проектирования. Скажем,
специалисты в области теории автоматического регулирования видели в АСУ
лишь совокупность передаточных функций и определенных структурных блоков,
которые надо связать. Тот факт, что АСУ - это прежде всего социально-
экономическая система, в которую внедряются средства вычислительной
техники, осознавался очень и очень долго. В сознании инженера витала идея о
том, что хотя бы в предельном случае автоматизированная система управления
должна стать автоматической. Иными словами, она должна стать полностью
автоматизированной, технической системой, исключающей человека. С этим
фактом, как нам кажется, связаны многие неудачи в истории разработки и
внедрения АСУ. В соответствии с этой программой, все отрасли, объединения,
предприятия кинулись срочно закупать вычислительную технику, еще точно не
зная, как ее использовать. При этом не учитывалось, что социальный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7