организм, в который встраивается данная техника, должен быть перестроен,
иначе АСУ, вместо сокращения управленческого персонала, ради чего они и
внедрялись, приводят к его увеличению. Для внедрения АСУ была необходима
перестройка всей хозяйственной деятельности цеха, предприятия, отрасли, а
не автоматизация рутинных процедур человеческой деятельности путем замены
человека машинными компонентами. Машинные компоненты выступают в этом
случае уже как подчиненные более общей и глобальной социально-экономической
задаче.
Новые виды и новые проблемы проектирования
Таким образом, новое состояние в системном проектировании представляет
собой проектирование систем деятельности. Здесь речь идет о
социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где
главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой
деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Однако
проектировщики пользуются зачастую старыми средствами и неадекватными
модельными представлениями. В чем же заключается специфика современного
социотехнического проектирования и что все же позволяет называть его
проектированием?
Прежде всего социотехническое проектирование характеризуется
гуманитаризацией. Проектирование само становится источником формирования
проектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-исторической
деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и
сама сфера проектной деятельности ("проектирование проектирования").
Поэтому в нем формируется особый методический слой, направленный на
выработку норм и предписаний для проектных процедур, и теоретический слой,
обеспечивающий методистов знаниями об этих процедурах.
Социотехническое проектирование - это проектирование без прототипов, и
поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в
теоретической или методологической сферах или в культуре в целом. Его можно
охарактеризовать как особое проектное движение, в которое вовлечены
различные типы деятельности: производственная, социального
функционирования, эксплуатационная, традиционного проектирования и т.п. В
роли проектировщиков стали выступать и ученые (кибернетики, психологи,
социологи). Проектирование тесно переплетается с планированием,
управлением, программированием, прогнозированием и организационной
деятельностью. Вовлеченные в проектное движение, они не только
трансформируются сами, но и существенно модифицируют проектирование вообще.
Что же в таком случае позволяет называть все это проектированием? Сфера
проектирования, хотя и включает в себя в настоящее время деятельность
многих видов, оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им
все остальные.
Рассмотрим основные проблемы социотехнического проектирования на примере
градостроительного, эргономического проектирования, дизайна систем
(художественного конструирования) и оргпроектирования.
В градостроительном проектировании особенно остро стоит задача внедрения,
с которой тесно связана разработка идей "перманентного проектирования",
когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта
функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой
системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и
реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла)
проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования
(поскольку социотехническая деятельность вынуждена ориентироваться на целый
комплекс наук, а не на какую-либо одну социальную и тем более техническую
дисциплину). Методология проектирования практически обеспечивает связь
проектирования с другими сферами (например, производством и потреблением),
учитывая динамику каждой из этих сфер. Проникновение конкретно-
методологических рекомендаций в канву проектировочной деятельности вообще
характерно для всех видов социотехнического проектирования. Продукт
социотехнической деятельности - сложную систему - нельзя пощупать как
объект исследования классической технической науки или как штучное изделие,
бывшее продуктом традиционной инженерной деятельности. В градостроительном
проектировании жизненное пространство района или квартала, людские потоки и
размещение элементов бытового обслуживания остаются вне поля зрения
заказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Перед ним предстает лишь
совокупность зданий, асфальтированных дорог и зеленых насаждений, и весь
этот комплекс должен отвечать более или менее четким техническим и
эстетическим требованиям. Однако это не означает, что последние требования
существуют в реальности, а первые - нет. Напротив, недочеты авторов проекта
самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их
работоспособность и самочувствие. Но здесь вступают в силу социальные и
психологические реалии, не регистрируемые с точки зрения традиционной
инженерной позиции, которая была основана лишь на естественнонаучных
знаниях и представлениях. Именно поэтому представители современных научно-
технических дисциплин ищут опору в общей методологии, прежде всего в
системном подходе, из которого они черпают основные понятия и
представления. Однако чаще всего инженерно-технические специалисты не
находят готовых интеллектуальных средств в достаточно разработанном (для
решения стоящих перед ним конкретных научно-технических задач) виде и сами
вынуждены становиться методологами определенного (конкретно-научного)
уровня, достраивая недостающие теоретические схемы своей дисциплины.
В настоящее время в так называемом художественном конструировании
определилось четкое противопоставление "штучного дизайна" (проектирования
единичных промышленных изделий) и дизайна систем. Дизайн не должен лишь
дополнять инженерное конструирование. Он является более развитой формой
проектирования. Особенностью дизайна систем является четкое осознание его
связи с предшествующей художественной культурой. Дизайнер часто обращается
за поиском образов, нужных образцов, концептуальных схем к культурному
наследию человечества. Например, в контексте дизайна систем исследуется
генезис типологических форм культурной программы, переосмысление
классицизма и романтизма не столько как исторических явлений, сколько как
фундаментальных типов и моделей художественного сознания, которые
программируют подходы и творческие методы в дизайне систем. Дизайн, сам
являясь органической частью современной культуры, особенно рельефно
подчеркивает ее проектность, которая проявляется прежде всего в том, что
наличие нереализованных проектов не менее важно для социума, чем уже
реализованных.
Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных ролей. Он, во-первых,
выступает как исследователь и тогда действует в соответствии с нормами
научно-теоретической деятельности. Во-вторых, ему приходится выполнять
функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривать продукт своей
деятельности как особого рода проект. В-третьих, он - художник, наследующий
и эстетически преобразующий все достижения предшествующей художественной
культуры в целях создания нового произведения искусства. Однако он вынужден
также, не отождествляя себя полностью со всеми перечисленными ролями,
осознать себя как дизайнера в рамках вполне определенного профессионального
сообщества. Он должен представлять объект и процесс собственной
деятельности как единое целое - единую систему и целостную деятельность,
как дизайн систем. Эта многоликость, и в то же время единство,
профессиональных ролей приучает его мышление к внутренней диалогичности и
рефлексии, к необходимости постоянно мысленно заимствовать у участников
кооперации их позиции и восстанавливать их логику, разрушает традиционную
для классической естественной и технической науки монологичность и
монотеоретичность, стирает грани между исследованием и проектированием,
собственно получением знаний и их использованием, между знанием и
деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь вспомогательные
функции оформителя в группе проектировщиков, в других он играет ведущую
роль, контролируя все параметры проектируемой вещи, но нередко он выполняет
нечто среднее между этими двумя типами деятельности, координируя
специалистов-проектировщиков. Кроме того, в сферу проектирования попадает и
организация процесса проектирования. Главное своеобразие дизайна систем по
сравнению с дизайном вещей состоит в том, что сама организационная ситуация
становится предметом осмысления, моделирования и программирования,
неотъемлемой частью объекта проектирования.
На примере эргономического и инженерно-психологического проектирования
наиболее отчетливо видно, что здесь осуществляется проектирование именно
человеческой деятельности (в человеко-машинных системах). Это - комплексный
вид деятельности, методологической основой которой является системный
подход. Задачей эргономики является разработка методов учета человеческих
факторов при модернизации действующей техники и создании новой технологии,
а также соответствующих условий деятельности. Весьма близким к
эргономическому проектированию и по генезису, и по объекту, и по структуре,
и по методам является инженерно-психологическое проектирование (они
различаются лишь в дисциплинарном плане: последнее более жестко
ориентировано на психологию как на базовую дисциплину). В инженерно-
психологическом проектировании первоначально человеческие факторы
рассматривались лишь наряду с машинными компонентами и даже как подчиненные
им. В этом плане оно было вначале лишь частью системотехнического
проектирования. На современном этапе развития речь идет о проектировании
человеческой деятельности, в которую включены машинные средства. В
настоящее время в инженерно-психологическом проектировании можно выделить
три основные установки: системотехническую, инженерно-психологическую и
социотехническую. В первом случае сугубо технический подход превалирует над
гуманитарным. Согласно системотехнической точке зрения, машинное
функционирование, индивидуальная деятельность человека и деятельность
коллектива людей могут быть адекватно описаны с помощью одних и тех же схем
и методов, которые создавались для описания функционирования машины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7