Рефераты. Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования

организм, в который встраивается данная техника, должен быть перестроен,

иначе АСУ, вместо сокращения управленческого персонала, ради чего они и

внедрялись, приводят к его увеличению. Для внедрения АСУ была необходима

перестройка всей хозяйственной деятельности цеха, предприятия, отрасли, а

не автоматизация рутинных процедур человеческой деятельности путем замены

человека машинными компонентами. Машинные компоненты выступают в этом

случае уже как подчиненные более общей и глобальной социально-экономической

задаче.

Новые виды и новые проблемы проектирования

Таким образом, новое состояние в системном проектировании представляет

собой проектирование систем деятельности. Здесь речь идет о

социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где

главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой

деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Однако

проектировщики пользуются зачастую старыми средствами и неадекватными

модельными представлениями. В чем же заключается специфика современного

социотехнического проектирования и что все же позволяет называть его

проектированием?

Прежде всего социотехническое проектирование характеризуется

гуманитаризацией. Проектирование само становится источником формирования

проектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-исторической

деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и

сама сфера проектной деятельности ("проектирование проектирования").

Поэтому в нем формируется особый методический слой, направленный на

выработку норм и предписаний для проектных процедур, и теоретический слой,

обеспечивающий методистов знаниями об этих процедурах.

Социотехническое проектирование - это проектирование без прототипов, и

поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в

теоретической или методологической сферах или в культуре в целом. Его можно

охарактеризовать как особое проектное движение, в которое вовлечены

различные типы деятельности: производственная, социального

функционирования, эксплуатационная, традиционного проектирования и т.п. В

роли проектировщиков стали выступать и ученые (кибернетики, психологи,

социологи). Проектирование тесно переплетается с планированием,

управлением, программированием, прогнозированием и организационной

деятельностью. Вовлеченные в проектное движение, они не только

трансформируются сами, но и существенно модифицируют проектирование вообще.

Что же в таком случае позволяет называть все это проектированием? Сфера

проектирования, хотя и включает в себя в настоящее время деятельность

многих видов, оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им

все остальные.

Рассмотрим основные проблемы социотехнического проектирования на примере

градостроительного, эргономического проектирования, дизайна систем

(художественного конструирования) и оргпроектирования.

В градостроительном проектировании особенно остро стоит задача внедрения,

с которой тесно связана разработка идей "перманентного проектирования",

когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта

функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой

системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и

реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла)

проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования

(поскольку социотехническая деятельность вынуждена ориентироваться на целый

комплекс наук, а не на какую-либо одну социальную и тем более техническую

дисциплину). Методология проектирования практически обеспечивает связь

проектирования с другими сферами (например, производством и потреблением),

учитывая динамику каждой из этих сфер. Проникновение конкретно-

методологических рекомендаций в канву проектировочной деятельности вообще

характерно для всех видов социотехнического проектирования. Продукт

социотехнической деятельности - сложную систему - нельзя пощупать как

объект исследования классической технической науки или как штучное изделие,

бывшее продуктом традиционной инженерной деятельности. В градостроительном

проектировании жизненное пространство района или квартала, людские потоки и

размещение элементов бытового обслуживания остаются вне поля зрения

заказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Перед ним предстает лишь

совокупность зданий, асфальтированных дорог и зеленых насаждений, и весь

этот комплекс должен отвечать более или менее четким техническим и

эстетическим требованиям. Однако это не означает, что последние требования

существуют в реальности, а первые - нет. Напротив, недочеты авторов проекта

самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их

работоспособность и самочувствие. Но здесь вступают в силу социальные и

психологические реалии, не регистрируемые с точки зрения традиционной

инженерной позиции, которая была основана лишь на естественнонаучных

знаниях и представлениях. Именно поэтому представители современных научно-

технических дисциплин ищут опору в общей методологии, прежде всего в

системном подходе, из которого они черпают основные понятия и

представления. Однако чаще всего инженерно-технические специалисты не

находят готовых интеллектуальных средств в достаточно разработанном (для

решения стоящих перед ним конкретных научно-технических задач) виде и сами

вынуждены становиться методологами определенного (конкретно-научного)

уровня, достраивая недостающие теоретические схемы своей дисциплины.

В настоящее время в так называемом художественном конструировании

определилось четкое противопоставление "штучного дизайна" (проектирования

единичных промышленных изделий) и дизайна систем. Дизайн не должен лишь

дополнять инженерное конструирование. Он является более развитой формой

проектирования. Особенностью дизайна систем является четкое осознание его

связи с предшествующей художественной культурой. Дизайнер часто обращается

за поиском образов, нужных образцов, концептуальных схем к культурному

наследию человечества. Например, в контексте дизайна систем исследуется

генезис типологических форм культурной программы, переосмысление

классицизма и романтизма не столько как исторических явлений, сколько как

фундаментальных типов и моделей художественного сознания, которые

программируют подходы и творческие методы в дизайне систем. Дизайн, сам

являясь органической частью современной культуры, особенно рельефно

подчеркивает ее проектность, которая проявляется прежде всего в том, что

наличие нереализованных проектов не менее важно для социума, чем уже

реализованных.

Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных ролей. Он, во-первых,

выступает как исследователь и тогда действует в соответствии с нормами

научно-теоретической деятельности. Во-вторых, ему приходится выполнять

функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривать продукт своей

деятельности как особого рода проект. В-третьих, он - художник, наследующий

и эстетически преобразующий все достижения предшествующей художественной

культуры в целях создания нового произведения искусства. Однако он вынужден

также, не отождествляя себя полностью со всеми перечисленными ролями,

осознать себя как дизайнера в рамках вполне определенного профессионального

сообщества. Он должен представлять объект и процесс собственной

деятельности как единое целое - единую систему и целостную деятельность,

как дизайн систем. Эта многоликость, и в то же время единство,

профессиональных ролей приучает его мышление к внутренней диалогичности и

рефлексии, к необходимости постоянно мысленно заимствовать у участников

кооперации их позиции и восстанавливать их логику, разрушает традиционную

для классической естественной и технической науки монологичность и

монотеоретичность, стирает грани между исследованием и проектированием,

собственно получением знаний и их использованием, между знанием и

деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь вспомогательные

функции оформителя в группе проектировщиков, в других он играет ведущую

роль, контролируя все параметры проектируемой вещи, но нередко он выполняет

нечто среднее между этими двумя типами деятельности, координируя

специалистов-проектировщиков. Кроме того, в сферу проектирования попадает и

организация процесса проектирования. Главное своеобразие дизайна систем по

сравнению с дизайном вещей состоит в том, что сама организационная ситуация

становится предметом осмысления, моделирования и программирования,

неотъемлемой частью объекта проектирования.

На примере эргономического и инженерно-психологического проектирования

наиболее отчетливо видно, что здесь осуществляется проектирование именно

человеческой деятельности (в человеко-машинных системах). Это - комплексный

вид деятельности, методологической основой которой является системный

подход. Задачей эргономики является разработка методов учета человеческих

факторов при модернизации действующей техники и создании новой технологии,

а также соответствующих условий деятельности. Весьма близким к

эргономическому проектированию и по генезису, и по объекту, и по структуре,

и по методам является инженерно-психологическое проектирование (они

различаются лишь в дисциплинарном плане: последнее более жестко

ориентировано на психологию как на базовую дисциплину). В инженерно-

психологическом проектировании первоначально человеческие факторы

рассматривались лишь наряду с машинными компонентами и даже как подчиненные

им. В этом плане оно было вначале лишь частью системотехнического

проектирования. На современном этапе развития речь идет о проектировании

человеческой деятельности, в которую включены машинные средства. В

настоящее время в инженерно-психологическом проектировании можно выделить

три основные установки: системотехническую, инженерно-психологическую и

социотехническую. В первом случае сугубо технический подход превалирует над

гуманитарным. Согласно системотехнической точке зрения, машинное

функционирование, индивидуальная деятельность человека и деятельность

коллектива людей могут быть адекватно описаны с помощью одних и тех же схем

и методов, которые создавались для описания функционирования машины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.