Рефераты. Биосфера, ноосфера, человек

ледует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В его работах можно встре-тить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после де-тальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие "ноосфера" в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как об-ласть активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез есте-ственных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружаю-щего среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразо-ванием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне тех-ники. Для этого достаточно понятия "техносферы". Речь вдет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятель-ность человека будет основываться на строго научном и действи-тельно разумном понимании всех происходящих процессов и обя-зательно сочетаться с "интересами природы".

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимо-действия человека и природы, 9 пределах которой разумная чело-веческая деятельность становится главным определяющим факто-ром развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокуп-ность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т. е. "в сферу разума, эво-люция которой подчиняется разуму и воле человека", путем по-степенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его уче-нии о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличива-ется, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность, за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим че-ловеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разу-мом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно био-сфера'преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключаются непростой характер эволюции при-роды, биосферы, а также сложности появления ноосферы, оп-ределения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неод-нократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в дан-ное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.

Взаимосвязь космоса и живой природы

Благодаря взаимосвязи всего существующего космос оказывает активное влияние на самые различные про-цессы жизни на Земле.В.И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и космическое влияние. Так, он подчеркивал, что без космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механиче-скую) в масштабах, определяющих существование биосферы На существенную роль космоса, в появлении жизни на Земле указывал шведский ученый. Нобелевский лауреат С. Аррениус. По его мнению, занос жизни на Землю из космоса был возмо-жен в виде бактерий благодаря космической пыли и энергии. Не исключал возможности появления жизни на Земле из кос-моса и В.И. Вернадский. Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например. Луны на морские приливы и отливы, солнечные за-тмения) люди подметили еще в древности. Однако многие дека связь космоса с Землей осмысливалась чаще на уровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во многом это было обусловлено ограниченными возможностями человека, на-учной базы и имевшегося инструментария. В XX столетие знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. И в этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь пред-ставителей русского космизма -- А.Л. Чижевского, К.Э. Циол-ковского, Л.Н. Гумилева, В.И. Вернадского и др. Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего Солнца, на земную жизнь и ее проявления во многом удалось АЛ. Чижевскому. Об этом красноречиво сви-детельствуют названия его работ: "Физические факторы исто-рического процесса", "Земное эхо солнечных бурь" и т.п. Ученые давно обратили внимание на проявления активно-сти Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою очередь оказалась связанной с электро-магнитными и другими колебаниями мирового пространства. А..Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследова-ния по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень значительном влиянии Солнца и его активности на био-логические и социальные процессы на Земле ("Физические факторы исторического процесса").

В" 1915г. 18-летний А-Л. Чижевский, самозабвенно изучав-ший астрономию, химию и физику, обратил внимание на син-хронность образования солнечных пятен и на одновременнука активизацию боевых действий на фронтах первой мировой войны. Накопленный и обобщенный статистический материал позволил ему сделать данное исследование научным и убеди-тельным.

Смысл его концепции, основанной на богатом фактическом материале, состоял в доказательстве существования космиче-ских ритмов и зависимости биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. К..Э. Циолковский так оце-нил труд своего коллеги: "Молодой ученый пытается обнару-жить функциональную зависимость между поведением челове-чества и колебаниями в деятельности Солнца, и путем вычис-лений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказы-ваются Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа"'.

Лишь через много лет высказанные АЛ. Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтвержде-ны на практике. Многочисленные наблюдения показали неоспо-римую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей при периодических циклах активности Солнца. Прогнозы так называемых "неблаго-приятных дней" для здоровья -- обычное дело в наши дни.

Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возму-щения на Солнце в силу единства Космоса могут серьезно ска-зываться на проблеме здоровья руководителей государств. Ведь во главе большинства правительств многих стран стоят немоло-дые люди. Происходящие на Земле и в космосе ритмы, конеч-но же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в условиях тоталитарных, диктаторских режимов. А ес-ли во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологические реакции на косми-ческие возмущения могут привести к непредсказуемым и тра-гическим последствиям как для народов своих стран, так и всего человечества в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием уничтожения.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на биологические, но и социальные процессы на Земле. Социальные конфликты (войны, бунты, революции), по убеждению АЛ. Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего

светила. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социаль-ных проявлений в обществе (примерно $%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%.

Многие идеи АЛ. Чижевского нашли свое применение в области космических и биологических даук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тес-ное взаимовлияние.

Весьма оригинальными были космические идеи первого представителя русского космизма Н.Ф. Федорова. Он возлагал большие надежды на будущее развитие науки. Именно она, по мнению Н.Ф. Федорова, поможет человеку продлить его жизнь, а в перспективе сделать бессмертным. Расселение людей на другие планеты из-за большого скопления станет необходимой реальностью. Космос для Федорова -- активное поприще чело-веческой деятельности. В середине XIX в. он предлагал свой вариант перемещения людей в космическом пространстве. По мнению мыслителя, для этого надо будет овладеть электромаг-нитной энергией земного шара, что позволит регулировать его движение в мировом пространстве и превратит Землю в косми-ческий корабль («земноход») для полетов в космос. В перспек-тиве, по замыслам Федорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно проявится единст-во человека и космоса.

Идеи Н.Ф. Федорова о расселении людей на другие плане-ты развивал гениальный ученый в области ракетостроения К.Э. Циолковский. Ему принадлежит также ряд оригинальных философских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна. "После каж-дой смерти получается одно и то же -- рассеяние.... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разу-меется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бес-численному ряду жизней, хотя и разделенных громадными про-межутками времени..."' В этом мыслитель весьма близок к индус-ским учениям о переселении душ, а также к Демокриту.

На основании диалектической в своей основе идеи о все-общей жизни, везде и всегда существующей посредством пере-мещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытался по-строить целостный каркас "космической философии".

Ученый полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказательства он использовал лишь утверждение о том, 'гго Вселенная безгра-нична, и считал это вполне достаточным. Иначе,' "какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, ра-зумным, чувствующим миром?". На основании сравнительной мо-лодости Земли им делается вывод о том, что на других "старших планетах жизнь гораздо более совершенна"!. Более того, она ак-тивно влияет на другие уровни жизни, включая земную.

В своей философской этике Циолковский сугубо рациона-листичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоян-ного совершенствования материи, Циолковский видит этот процесс следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили другие. Эти "совершенные" планеты, пройдя все муки эволюции и зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, примитив-ных пока планетах, избавлять их население от мук развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.