Рефераты. Гуманистические и правовые проблемы естественнонаучного познания

p align="left">положительные обратные связи, осуществляющие такой тип регулирования, который уводит состояние живой системы от первоначального, играя роль "усилителей" жизненных процессов. К примеру, это связи, существующие между неорганическими пищевыми ресурсами для некоторого вида животных и их численностью, увеличение первых приводит к росту второго компонента системы (численности вида);

отрицательные обратные связи, которые служат для поддержания стабильности ситуации в живой системе. К примеру, они обеспечивают оптимальную численность популяции в биоценозе, постоянную температуру тела в организме и т. д.

Кроме того, важно учитывать, что в живой системе осуществляется одновременная многоканальностъ информационных связей. А именно, живой организм передает информацию по нескольким путям единовременно. Во-первых, химическим путем - гормональная связь, где медиатором выступают специальные химические вещества, поступающие через кровоток и действующие избирательно на отдельные органы. Во-вторых, нервная связь, обеспечивающая передачу по нервным волокнам информационных импульсов, запускающих в работу необходимые ораны и ткани. В-третьих, генетическая связь, которая заключатся в передаче наследственной информации на популяционно-видовом уровне, и осуществляется посредством специальных структур-генов. Многие исследователи убеждены, что человеческий мозг, тем более - человеческое общество, нельзя измерять информацией, трактуемой лишь математически (валовая информация), либо физически (негэнтропия). Необходима новая смысловая система оценок, принципиально иной понятийный аппарат таких феноменов, как жизнь, человеческий разум и дух.

Современные исследования молекулярной биологии свидетельствуют о наличии многоуровневой и многоплановой когерентности биофизических и биохимических процессов в клетках живых организмов. Философская и научная трактовка понятий "когерентности" и "конструктивности" как особых свойств становящихся систем с большой информационной емкостью может содержать в себе большую эвристическую значимость. Уникальное свойство внутренней согласованности, наличия групповой симметрии структур живого, по всей видимости, может отражать на уровне биомолекул фундаментальные свойства бытия. Для разнообразных процессов в живом организме, к примеру, клеточного генетического контроля, гомеостаза, сложного поведения живых систем с учетом и использованием информации, необходима очень высокая степень взаимной когерентности (согласованности) определенных физических явлений жизни. Процессы иерархической организации и контроля в живой системе не изучены до конца. Вероятно, лишь биофизического толкования клеточных молекулярно-генетических процессов уже недостаточно, их необходимо дополнять трактовками понятий "символ", "сигнал", "кодирование", расширяя экспликации идеального и его взаимосвязи с материальным. В современном естествознании крепнет уверенность, что дальнейшее интерпретирование фундаментальных основ бытия будет зависеть от понимания феномена жизни. Причем многие физики и космологи утверждают, что настоящий концептуальный кризис в этих областях может быть разрешен только путем синтеза традиционных фаворитов естествознания (физики, химии, космологии) с биологией. Это объединение наук не может быть расценено как "внешнее", искусственное, производимое лишь по желанию ученых, оно предопределено расширением класса исследуемых объектов. Кардинальное значение эти соображения имеют и для философии науки. В ее задачу входит глубокое осмысление исконной философской проблемы идеального начала мира, из чего оно складывается, как соотносится с материальным, как происходит их возможная коэволюция?

Оригинальные трактовки проблем соотношения материального и идеального, сущности фундаментальных понятий: материи, пространства, времени, можно проследить в работах крупнейшего русского естествоиспытателя XX столетия Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945). К этим базовым для науки проблемам он обращался даже будучи студентом Петербургского университета. В дальнейшем ему удалось развить на основе уникальной методологии собственную теорию реального временидления. Его интересовали феномены реального мира, тесно взаимосвязанные с пространственно-временными координатами. На философскую глубину континуальности бытия Вернадский указывал неоднократно в "Трудах по философии естествознания", но главный его вывод заключался в том, что пространство-время живых и костных тел имеют принципиальные отличия. Это проявляется в том, что мир живого не статичен, он динамичен, причем - эволюционно необратим. Напомним, что на схожих утверждениях основывается и синергетика Г. Хакена, но между этими исследователями временной промежуток в несколько десятков лет. Можно считать, что В. И. Вернадский одним из первых российских естествоиспытателей распространил концепцию эволюционизма на весь мир живых систем, считая именно ее основным "условием, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными". Вернадский даже указывал на взрывной, скачкообразный характер смены эволюционных стадий развития систем, по его мнению, подобные сальтации могут быть объяснены ускорением динамики процессов развития, а, следовательно, они тесно взаимосвязаны с пространством-временем. Развивая мысль далее, ученый подчеркивал, что необратимые становящиеся системы являются по своей сути дуальными, то есть непрерывно-прерывными, изначально наделенными универсальными темпоральными свойствами. Научные трактовки понятия времени В. И. Вернадский провидчески связывает с понятием информации, между которыми, по мнению философа, глубокая внутренняя диалектическая связь.

Конкретизируя выводы Вернадского с помощью современных познаний в области теории информации, можно сказать, что социоприродные системы способны не только усваивать разнородную информацию из окружающей среды, но и сами генерировать, воспроизводить ее в совершенно ином "уплотненном" качестве. Специалисты-кибернетики полагают, что может существовать некое предельное значение уплотнения информации, входящей в основной программный набор живых систем, причем это не зависит от ее материального носителя (генома, либо мозга). Иначе говоря, существует эволюционный барьер усвоения и накопления информации носителем сознания, что и определяет его эволюционную ступень развития. Но, несмотря на наличие такого возможного барьера, человеческий мир, цивилизация обладают огромной степенью изменчивости и возможности движения вперед. В. И. Вернадский видел такие информационные перспективы человечества в слиянии с природой, но не на принципах отказа от достижений цивилизации, а, наоборот, на их разумном, осмысленном, высокоупорядоченном сотворчестве с биосферой, что породит их новое органичное состояние - ноосферу. Российский академик убедительно доказывал, что расширение возможностей человеческого мозга связано не с механическим накоплением информации в сознании, а с формированием сложнейшего сознательного поведения, позволяющего накопить богатый "внутренний" информационный потенциал и соответственно аккумулировать большее количество информационных потоков, даже сознательно руководить ими (пример - избирательная способность нашей памяти и т. д.).

Гениальные выводы В. И. Вернадского относительно различной геометрической структурированности пространства, связанной с различными физическими характеристиками, подтверждаются в современной физике микромира. Но вот заключение о том, что и время должно обладать определенным строением и состоянием, причем ученый экспериментально доказал такие свойства времени, как необратимость, неоднородность, анизотропность (неодинаковость в различные эволюционные периоды), - это еще мало проработанная идея, находящаяся на передовых рубежах современного естествознания. Классическая парадигма утверждает, что время изотропно, обратимо, однородно для закрытых равновесных систем. А Вернадский описывает различные типы времени: физическое, геохимическое, биологическое, геологическое, психофизическое, историческое, космическое, подробнее анализируя специфичное биологическое время, свойства которого выражены в свойствах и закономерностях биологических тел, и характерном для них типе динамической симметрии. Исследователь наметил целый ряд философских проблем, связанных с вероятностью измерения времени, исходя из его континуально-дискретной сути, предложив различать не абсолютное и относительное время, как это делается традиционно, а биологическое (эволюционное, время поколений) и геологическое (радиологическое) время. Концептуальные положения темпорального измерения не пересмотрены до сих пор, несмотря на то, что подходы И. Пригожина и И. Стенгерс к трактовке времени признаны революционными. Выводы В. И. Вернадского не только успешно корреспондируются с современными достижениями в области познания единого информационно-пространственно-временного континуума, но и задают для него новые когнитивные эталоны.

Выводы

Крупнейшие философские концепции XX столетия активно обращаются к феномену науки, определяют место и роль научной рациональности в системе других способов отношения к миру. Большинство философов науки едины во мнении о том, что отчетливее проявляется тенденция дополнения современно го рационального стиля мышления иными иррациональными способами. От части, позиционирование "двух культур" - рациональной (сциентистской) и гуманитарной - становится вредным для успешной динамики познавательных процессов, для этического и культурного осмысления бытия.

Переход к исследованию сложности, многомерности, фрактальности биосоциальных систем несовместим с парадигмами механистического детерминизма, поскольку в таких системах в качестве ведущего принципа обнаруживается принцип всеобщей связи и взаимообусловленности явлений.

Вплоть до середины XX столетия такое "организмическое", инвариантное, фрактальное понимание человека и природы воспринималось бы как возврат к прошлому, натурфилософскому видению мира, не согласующемуся с признанными парадигмами научной картины мира.

Но философия постнеклассической науки, фокусирующаяся на гностизации сложных, становящихся объектов, возводит в ранг научных принципов идеи коэволюции, несиловую и непричинную согласованность в развитии организма и среды. Вырабатывает тем самым новые мировоззренческие парадигмы открытости сознания к разнообразию исследовательских подходов, к тесному взаимодействию различных менталитетов и культур.

3. Преодоление сциентистских ограничений позволит генерировать новые познавательные парадигмы, что является закономерным витком в становлении научной рациональности.

Традиционной парадигмой науки, начиная с XVII-XVIII вв., всегда являлось максимально объективное и беспристрастное объяснение мира, а современными целями научного сообщества становятся - рефлексия над смыслами, глубинное понимание органической взаимосвязи мироздания.

Список использованной литературы

1. Биомедицинская этика: Учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, Э.А. Фонотова, С.Д. Денисов, Я.С. Яскевич и др.; Под общ. ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. Мн., 2003-320с.

2. Mandelbrot, Benoit. The Fractal Geometry of Nature. San Francisco: W.H. Freeman, 1977.

3. Там же. С. 43.

4. См . Хорган Дж. Указ. соч. С. 226.

5. Энгельгардт В. А. Познание явлений жизни. М., 1984. С. 234.

6. См . Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М., 1995; Самсонов А. Л. Человек и биосфера - проблема информационных оценок // Вопросы философии. 2003. № 6 С 111 -I27.

7. Вернадский В. И. Труды по философии естествознания М . 2000. С 265.

8. Там же. С. 282-283.

9. Павлова О.С. Экспликация познавательных парадигм современной науки… - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2004 - с.108-122.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.