ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
Принято
на заседании Ученого совета естественно-географического факультета
протокол заседания совета факультета
№ ___от «___» _________2007 г.
Декан
факультета _____________Н.А. Кагина
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________М.А. Пятин
«___» _________2007 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Нейрохимия
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020208-«Биохимия»
Факультет естественно-географический
КАФЕДРА биохимии
Пенза - 2007
1. Квалификационные требования
Квалификация выпускника - биохимик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биохимика по специальности 020208 Биохимия при очной форме обучения 5 лет.
Квалификационная характеристика выпускника
Специалист-биохимик осуществляет деятельность по изучению строения и свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и его регуляции. Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику; составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности. Проводит экспериментальные исследования в своей области, формулирует их задачу, участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждении, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций, составлении патентных заявок.
В производственных и медицинских организациях проводит биохимическую аналитическую работу, участвует в диагностике и экспертизе, сертификации продуктов производства.
Исходя из своих квалификационных возможностей, специалист-биохимик подготовлен к самостоятельной работе на должностях биохимика, врача-лаборанта, биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других должностях, в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37.
Специалист-биохимик подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе и учреждениях профессионального образования при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.
Область профессиональной деятельности
Исследование строения и физико-химических свойств химических соединений, входящих в состав живых организмов, метаболизма и молекулярных механизмов его регуляции.
Объекты профессиональной деятельности
Вирусы и микроорганизмы, клеточные органеллы и одиночные клетки, многоклеточные организмы (растения и животные).
Виды профессиональной деятельности
· Проведение научных исследований в области биохимии и молекулярной биологии: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, обработка результатов клинических анализов и экспериментальных исследований.
· Научно-производственная и организационная деятельность;
· Педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности.
· Иные виды деятельности, позволяющие использовать базовую биологическую подготовку и подготовку по специальности 020208 - Биохимия.
2. Цели и задачи дисциплины
Познание механизмов деятельности мозга, в том числе химических, является не только важнейшей биохимической задачей, оно имеет особое значение в общем стремлении человека к пониманию его места и роли на земле и во вселенной. Нервная система, головной мозг высших животных и человека - это наиболее сложноустроенные системы организма. Поэтому нейрохимия - самая сложная из биохимических дисциплин. Студенты, приступающие к изучению нейрохимии, должны быть уже вооружены основательными знаниями по общей биохимии. Это обуславливает целесообразность преподавания нейрохимии на старшем курсе специальности «биохимия».
Курс «нейрохимия» составляет неотъемлемую часть подготовки специалистов-биохимиков.
Цель данного курса - показать особенности строения, химического состава, особенности метаболизма нервной ткани, а также формировать у студентов умения и навыки выделения отделов нервной системы и работы c ее компонентами.
3. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов
Курс «Нейрохимия» является самым сложным биологическим курсом с обширными междисциплинарными связями. Студенты, приступающие к изучению нейрохимии, должны быть уже вооружены основательными знаниями по общей биохимии. Это обуславливает целесообразность преподавания нейрохимии на старшем курсе специальности «биохимия». Дисциплина относится к региональному (вузовскому компоненту).
Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины по учебному плану
Форма учебной работы
Форма обучения
Очная
По семестрам
9
Общая трудоёмкость, всего часов
153
Аудиторные занятия (АЗ)
84
Лекции (Л)
36
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Лабораторные занятия (ЛЗ)
48
Другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа (СР)
Контрольная работа
+
Компьютерное тестирование
Курсовая работа
Форма итогового контроля
(зачет, экзамен)
экзамен
Тематические планы для очной формы обучения
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Лекц.
Лаб.
Сам.
Общее число часов
1.
Особенности строения нервной системы
2
4
2.
Липиды центральной и периферической нервной системы
3.
Миелин и его роль в нервной системе
4.
Нуклеиновые кислоты мозга
5.
Углеводы и их обмен в нервной системе
6.
Энергетический метаболизм мозга
7.
Гипоксия и окислительный стресс
7
8.
Нейроспецифичные белки
9.
Свободные аминокислоты нервной системы
10.
Нейропептиды. Классификация. Понятие о функциональном континууме
11.
Обмен нейропептидов. Роль ферментов обмена нейропептидов
12.
Синаптическая передача - основные положения
13.
Основные нейромедиаторные системы
14.
Пространственно-временная организация памяти. Информационная емкость нейрологической памяти
15.
Биохимические основы нейрологической памяти и обучения. Проблема переноса памяти
16.
Биохимическая картина болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, шизофрении, аллергического энцефаломиелита и рассеянного склероза
17.
Нейрохимические аспекты наркомании и алкоголизма
18.
Страх, фобии, депрессивные и судорожные состояния, эпилепсия
Страницы: 1, 2