1. Липиды
Липиды центральной и периферической нервной системы. Высокое содержание липидов - важная характерная черта мозга. Содержание в ЦНС и ПНС липидов различных классов. Состав липидов различных нервных клеток - нейронов, глиальных клеток (астроциты, олигодендроциты) и миелина. Жирнокислотный состав липидов мозга. Роль ацил-обменного (деацетилирование/реацетилирование) механизма в функциональной активности мембранных липидов, в первую очередь - фосфолипидов. Организация липидов в различных типах мембран мозга. Нейроспецифичные гликолипиды - ганглиозиды, цереброзиды, сульфатиды и их роль. Участие липидов во внутриклеточных сигнальных механизмах.
2. Миелин
Миелин и его роль в нервной системе. Основные стадии формирования и структура миелина. Участие олигодендроцитов и шванновских клеток в образовании миелина в ЦНС и ПНС. Липидный и белковый состав миелина. Особая роль галактолипидов (цереброзидов, сульфатидов) и полифосфоинозитидов в миелине. Жирнокислотный состав миелиновых липидов, роль длинноцепочечных жирных кислот. Белки, входящие в состав миелина (катионный белок миелина, протеолипиды, белок Вольфграма, липофилин и др.) Некоторые заболевания, вызванные нарушением структуры миелина (демиелинизирующие заболевания).
3. Нуклеиновые кислоты и нейроспецифичные белки
Некоторые особенности организации генома в ЦНС. Набор гистонов в хроматине мозга. Высокое отношение РНК/ДНК в мозге, коррелирующее с высокой скоростью трансляции.
Некоторые примеры нейроспецифичных белков и их роль в ЦНС. Са2+-связывающие белки (S-100, GP-350). Белки синаптических структур: GAP-43 (B-50), BASP1, синаптобревин, синаптотагмин, рабфилин3а, синтаксин, SNAP-25 и др. Белки, контролирующие состояние цитоскелета, такие как гелзолин, профилин, миозин1; белки, участвующие в аксональном транспорте. Примеры нейроспецифичных ферментов (изоэнзимов).
4. Синаптическая передача
Синаптическая передача - основные положения. Биосинтез нейромедиаторов, запасание в везикулах и выброс в синаптическую щель (экзоцитоз). Роль ионов Са2+ в синаптической трансмиссии. Механизмы инактивации высвободившихся нейротрансмиттеров: “обратный захват” в нервные окончания (катехоламины, серотонин); ферментативная деградация (ацетилхолин, моноамины, пептиды); захват и метаболизм в глиальных клетках (глутамат, ГАМК). Основные нейромедиаторные системы.
5. Энергетический метаболизм мозга
Высокий уровень энергетического обмена - специфическая особенность мозга. Глюкоза, как основной энергетический субстрат для мозга. Потребление кислорода и глюкозы разными структурами мозга. Альтернативные энергетические субстраты, которые могут окисляться в мозге при некоторых условиях (кетоновые тела, короткоцепочечные жирные кислоты, аминокислоты, гликоген). Гематоэнцефалический барьер и его роль в транспорте энергетических субстратов в мозг. Важная роль гексокиназы и пируватдегидрогеназного комплекса для энергетического метаболизма мозга. Скорость-лимитирующие этапы гликолиза и цикла трикарбоновых кислот и участие в их контроле отношения АТФ/АДФ. Компартментализация энергетического метаболизма в мозге, нейрональный и глиальный компартменты. Высокая степень зависимости процессов синтеза нейротрансмиттеров от энергетического метаболизма. Методы расчета энергетического потока (energy flux) в мозге.
6. Основные типы рецепторов нейромедиаторов
Общие принципы структуры и функций. Ионотропные рецепторы - образуют ионные каналы, состоящие из нескольких субъединиц (нАх-, NMDA-глутаматные, ГАМКА-, глициновый и др.рецепторы). Рецепторы данной группы локализованы на поверхности клетки; ответ на связывание агониста чрезвычайно быстрый и, как правило, не требует образования вторичных мессенджеров.
Метаботропные, медленно действующие рецепторы - крупные белковые цепи, имеющие 7 трансмембранных доменов и чаще всего сопряженные с G-белками. Различные внутриклеточные механизмы передачи сигнала. Модуляция аденилатциклазной активности с последующей регуляцией образовавшимся цАМФ активности протеинкиназы А (2-, -адренорецепторы и др.). Активация фосфолипазы С с последующим изменением гомеостаза ионов Са2+ и регуляцией активности протеинкиназы С или активацией фосфолипаз А2 и D. Другие механизмы внутриклеточного сигналинга. Взаимосвязь разных путей внутриклеточной передачи сигнала.
7. Биохимические аспекты обучения и памяти
Обучение как адаптивные изменения в ответ на воздействия окружающей среды. Нейрохимические корреляты обучения и памяти как компромисс между поведенческими критериями и достижениями в области молекулярной и клеточной биологии. Формирование кратковременной памяти, роль посттрансляционных модификаций структурных элементов синапса. Долговременная память и сопряженные с ней биохимические реакции (синтез белков de novo, передача информации от клеточной мембраны к ядру с помощью аксонального транспорта и др.). Синаптическая пластичность как модельная система при изучении обучения и памяти. Роль ростовых факторов, эндогенных гормонов; важное значение физической активности и стимуляции процессов мышления для мозговых функций и пластичности мозга.
8. Биохимическая картина некоторых нейропатологий
Биохимические аспекты нейродегенеративных (болезнь Альцгеймера, прионные болезни) и аутоиммунных (рассеянный склероз, миастения гравис) болезней. Нейрохимия шизофрении, тревожных и депрессивных состояний, эпилепсии, болезни Паркинсона. Нейрохимические аспекты алкоголизма. Нейрохимические основы наркотической и лекарственной зависимости, молекулярные мишени наркотических веществ. Возможные молекулярные механизмы привыкания; роль системы цАМФ.
Список основной литературы
1. Нейрохимия / Под ред. Ашмарина И.П., Стукалова П.В. - М.: Изд-во Института биомед. химии РАМН, 1996. - 470 с.
2. Успехи функциональной Нейрохимии / Под ред. Дамбиновой С.А., Арутюняна А.В., С-Пб.: Изд-во С.-П. университета, 2003, 516 с.
3. Нейрохимия / Под ред. Прохоровой М.И., Ещенко Н.Д., Л.: Изд-во Лен. ун-та., 1979, 472 с.
4. Соловьев В.Б. Нейрохимия: курс лекций. - Пенза: ПГПУ, 2007, - 150 с.
Список дополнительной литературы
1. Ашмарин И.П., Каменская М.А. Нейропептиды в симпатической передаче // Итоги Н. и Т. (ВИНИТИ. Сер. Физиология человека и животных). - 1988. - 34. - 184 с.
2. Буров Ю.В., Ведерникова К.М. Нейрохимия и фармакология алкоголизма. - М.: Медицина, 1985. - 240 с.
3. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. - М.: Медицина, 1985. - 544 с.
4. Эйнштейн Э. Белки мозга и спинномозговой жидкости в норме и патологии - М.: «Мир», 1988, 280 с.
5. Ильюченок Р.Ю. Фармокология поведения и памяти - Н-ск.: «Наука», 1972
6. Кометиани П.А. Нейрохимические аспекты памяти - Тбилиси: «Мецниереба», 1980, 200 с.
Требования к уровню освоения программы
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
знать основные принципы функционирования нервной системы.
уметь ориентироваться в современной литературе, в том числе в периодической печати по данным проблемам.
владеть приемами и навыками работы с биологическим материалом - нервной тканью.
Перечень вопросов к экзамену
1. Российское нейрохимическое общество. История развития, школы
2. Холинергическая система. Строение, функционирование
3. Основные биохимические особенности нервной системы
4. Адренергическая система. Строение, функционирование
5. Микроглия: особенности и роль в развитии мозга
6. Дофаминергическая система. Строение, функционирование
7. Биохимические особенности взаимодействия нейронов и нейроглии
9. Серотонинергическая система. Строение, функционирование
10. Особенности нуклеиновых кислот и хроматина в нервной ткани
11. ГАМКергическая и гистаминергическая системы. Строение, функционирование
12. Свободные аминокислоты нервной системы. Содержание, локализация, транспорт и метаболизм
13. Нейромедиаторные системы аминокислот. Строение, функционирование.
14. Неферментные нейроспецифические белки
15. Пуринергические и пептидергические нейромедиаторные системы. Строение, функционирование
16. Нейроспецифические ферменты
17. Концепция синаптической передачи. Морфофункциональная организация химического синапса.
18. Липиды ЦНС. Строение и функции
19. Биохимическая картина алкоголизма. Механизмы влечения к этанолу
20. Миелин и его роль в нервной системе. Основные стадии формирования и структура миелина
21. Химические факторы внутреннего подкрепления при наркоманиях
22. Белки, входящие в состав миелина (катионный белок миелина, протеолипиды, белок Вольфграма, липофилин и др.) Некоторые заболевания, вызванные нарушением структуры миелина (демиелинизирующие заболевания)
23. Классификация наркоманий
Особенности энергетического обмена головного мозга
24. Биохимическая картина страха, фобий, депрессивных состояний
25. Окислительный стресс. Роль свободных радикалов в биохимических процессах нервной системы
26. Нейрохимическая картина шизофрении, судорожных состояний, эпилепсии
27. Нейропептиды. Классификация. Функции. Понятие о функциональном континууме
28. Болезнь Альцгеймера
29. Ферменты биосинтеза нейропептидов
30. Болезнь Паркинсона
31. Концепция нейрологической памяти. Биохимические механизмы МКП и ООП
32. Гематоэнцефалический барьер. Строение, функции
33. Биохимические механизмы пожизненной памяти. Информационная емкость памяти
34. Нейроглия. Виды нейроглии. Строение, функции
35. Проблема переноса памяти. Роль нейромедиаторов и нейропептидов в регуляции памяти
36. Нейрофармакология. Лечение нейропатологий
Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрации изменений
Учебный год
Решение кафедры
Внесенные изменения
Номера листов (страниц)
заменен-ных
новых
аннули-рованных
20__/20__
Протокол № ____
от «____»____________20_ г.
Зав. кафедрой ______________
Зав. кафедрой ____________
Программу составил:
1. Соловьев В.Б., канд. биол. наук, доцент _________________________
(подпись)
Настоящая программа не может быть воспроизведена ни в какой форме без предварительного письменного разрешения кафедры-разработчика программы.
Программа одобрена на заседании кафедры биохимии
Протокол № от «___» _____________ 200 года
Зав. кафедрой биохимии
д.б.н., профессор Генгин М.Т. ___________________________________
Программа одобрена учебно-методическим советом Естественно-географического факультета
«_____» _____________ 2007 года
Председатель учебно-методического совета
Естественно-географического факультета,
к.т.н., доцент ___________________________ О.В. Зорькина
Программа одобрена учебно-методическим управлением университета
Начальник учебно-методического
управления университета ________________________ Г.Н. Шалаева
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изменение
Номера листов (стр.)
Всего листов в док.
Номера распорядит. документа
Подпись
Дата
Срок введения
изменений
замен.
аннул.
Страницы: 1, 2