Рефераты. Основные понятия анатомии и физиологии человека

p align="left">· чистое, мягкое без складок и рубцов постельное белье

· лежать лучше на правом боку или спине, что обеспечивает более свободное дыхание, не затрудняет работу сердца.

Следует приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка довольно легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем при этом является время отхода ко сну.

34. Память. Теория памяти. Возрастные особенности памяти. Тренировка памяти

Память - это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации материала, овладение им.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различия заключаются в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение - в отсутствие объекта.

Запоминание может быть непроизвольным (ненамеренное, когда человек не прилагает усилий, так запоминается то, что связано с деятельностью, ее основным содержанием) и произвольным (характеризуется наличием сознательной цели - запомнить материал).

По другому признаку - характеру связей - запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения. Осмысленное - основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Более быстрым и прочным является осмысленное запоминание, однако в учебной деятельности нельзя обойтись без механического.

Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше.

Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее.

Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2-3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Усвоенным можно считать только то, что воспроизводится.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, предупреждающим угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, иначе снижается интерес к заучиванию и мысленная активность, что является неблагоприятным условием для прочного сохранения.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения - оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях: объяснение, слово учителя, подсказка и т.д.

Выделяют три этапа:

· первый - от органов чувств нервные импульсы поступают в кору больших полушарий и задерживаются там на несколько секунд для анализа - оперативная память;

· второй - часть информации в процессе анализа переводится в первичную память;

· третий - информация через промежуточные инстанции, а иногда непосредственно, переходит из первичной памяти во вторичную. (30 сек.)

Проявляются все виды памяти в двух формах: логической (оперирует понятиями) и образной (оперирует представлениями - зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, двигательная).

Качества памяти: скорость (количество повторов для запоминания определенного объема материала), точность (количество правильно воспроизведенной информации), прочность (возможность воссоздать через 2-3 дня).

Память развивается с течением жизни, как количественно, так и качественно. Ее становление и формирование связаны с развитием нервной системы и зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.

В младенческом возрасте память связана с органическими потребностями: ребенок узнает мать, которая его кормит, бутылочку и т.д. В дальнейшем память формируется в связи с развитием отношений ребенка с внешним миром. Овладение ходьбой расширяет круг запоминаемых ребенком предметов. С появлением речи развивается словесная память. К 3 годам ребенок запоминает до 800-1000 слов.

Более других у ребенка двух-трех лет развита образная память.

У дошкольников очень быстро развивается словесная память: они легко запоминают стихи, считалки и т.д. В основном память у дошкольника непроизвольная. Ребенок этого возраста еще не умеет ставить перед собой цель - запомнить или припомнить.

К концу дошкольного возраста развиваются зачатки произвольной памяти. Он начинает использовать приемы запоминания (механическое повторение).

В младшем школьном возрасте ребенок переходит к систематическому обучению, а оно предъявляет новые требования к памяти. Основным становится произвольное запоминание. Запоминание проявляется в заучивании. Но младший школьник еще не умеет самостоятельно выделить главное, не умеет контролировать себя. Поэтому важно, чтобы учитель показал, как делить учебный материал на части, составлять план и т.д.

Младшие школьники заучивают текст дословно. Изложить материал своими словами им трудно. С этим надо бороться. Вместе с тем, с 1 по 4 класс смысловое запоминание возрастает в два раза по сравнению с дословным. Характерно для младших школьников и то, что даже при составлении плана они не пользуются им в процессе запоминания. Память младшего школьника отличается тем, что легче запоминаются конкретные слова и предметы, чем абстрактные слова и мысли; легче запоминаются факты, чем обобщения.

В среднем школьном возрасте, в связи с изменением характера и содержания предметов, интенсивно развивается словесно-логическая память, подростки уже могут запомнить закономерности, абстрактные явления. Изменяется и образная память: дети запоминают не только единичные представления, но и общие. Расширяется круг запоминаемого. Подростки уже пользуются приемами осмысленного запоминания, воспроизводят не буквально, а обобщенно и сокращенно, умеют излагать своими словами. Однако они недооцениванию важность повторений дат, терминов и т.д.

У учащихся старшего школьного возраста ведущее значение приобретает словесно-логическая память. Они активно перестраивают материал, включают свои суждения и умозаключения, изменяют речевые формы при сохранении смысла высказывания.

Изменяется характер заучивания: учащиеся уже овладевают способами логического запоминания и воспроизведения. Память сплетается с мышлением. Старшие школьники запоминают не слова, а текст. Они не связаны последовательностью, при воспроизведении изменяют общий план, изменяют слова подлинника, сохраняя смысл; воспроизводят обобщенно: не менее полно, а более сжато. Старшие школьники легче запоминают не факты, а обобщения. С развитием словесно-логической памяти перестраивается и образная память: запоминаются не только представления, основанные на опыте, но и образы, связанные творческим воображением.

Учащиеся старших классов умеют пользоваться рациональными приемами заучивания, применяют и некоторые мнемотехнические приемы. Умеют организовать процесс заучивания. Углубляются индивидуальные различия памяти, развивается самоконтроль.

В процессе школьного обучения память приобретает черты памяти взрослого человека. В итоги за школьные годы возрастает прочность сохранения и точность воспроизведения. Развитие памяти происходит в процессе обучения. Оно является результатом запаса знаний, развития отвлеченного мышления, развития воли и самосознания, т.е. личности в целом.

35. Учение Павлова о двух сигнальных системах действительности. Возрастные особенности развития и взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Роль функциональной асимметрии мозга в развитии речи

Сигнальные системы - это системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде.

Первая сигнальная система- это совокупность наших органов чувств, дающая простейшее представление об окружающей действительности. Это форма непосредственного отражения реальности в виде ощущений и восприятий. Она является общей и для животных, и для человека.

У человека в процессе его социального развитая, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной сигнализацией, с речью. Эта высокосовершенная система сигнализации состоят в восприятии слов -- произносимых (вслух или про себя), слышимых или видимых (при чтении). Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменило высшую нервную деятельность человека. Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений, в которых находится индивидуум с окружающей его общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились у людей в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована.

Вне общества - без общения с другими людьми - вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи и не умели говорить. Известно также, что люди, в молодом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь; вторая сигнальная система у них переставала функционировать.

Характер взаимодействия П. с. с. и В. с. с. может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью П. с. с. -- их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы П. с. с. ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем. Вторая сигнальная система, по словам Павлова, - «высший регулятор человеческого поведения» - преобладает над первой и в некоторой мере подавляет ее. Вместе с тем. Первая сигнальная система в известной степени контролирует деятельность второй.

В зависимости от преобладания одной из сигнальных систем Павлов разделил людей на три типа:

· Художественный тип, к которому он отнес представителей с образным мышлением (у них доминирует первая сигнальная система).

· Мыслительный тип, представители которого обладают высокоразвитым словесным мышлением, математическим складом ума (доминирование второй сигнальной системы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.