Рефераты. Основные понятия анатомии и физиологии человека

p align="left">Наиболее благоприятными условиями в классе являются температура 16-18 °C и относительная влажность 30-60 %. При этих нормах дольше всего сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие учащихся. При этом разница температуры воздуха по вертикали и горизонтали класса не должна превышать 2-3 °C, а скорость движения воздуха - 0,1-0,2 м/с.

В спортивном зале, рекреационных помещениях, мастерских температура воздуха должна поддерживаться на уровне 14-15 °C. Расчетные нормы объема воздуха на одного ученика в классе (так называемый воздушный куб) обычно не превышают 4,5-6 куб. м. Но, чтобы в воздухе класса в течение урока концентрация углекислого газа не превышала 0,1 %, ребенку 10-12 лет требуется около 16 куб. м воздуха. В возрасте 14-16 лет потребность в нем увеличивается до 25-26 куб. м. Эта величина названа объемом вентиляции: чем старше ученик, тем она больше. Для обеспечения указанного объема необходима трехкратная смена воздуха, что достигается вентиляцией (проветриванием) помещения.

Естественная вентиляция. Приток наружного воздуха в помещение ввиду разности температуры и давления через поры и щели в строительном материале или через специально проделанные проемы называют естественной вентиляцией. Для проветривания классных комнат по такому типу используют форточки и фрамуги.

Площадь открытых форточек или фрамуг не должна быть меньше 1/50 площади пола класса - это так называемый коэффициент проветривания. Проветривание классных комнат должно проводиться регулярно, после каждого урока. Наиболее эффективным является сквозное проветривание, когда во время перемены одновременно открываются форточки (или окна) и двери класса. Сквозное проветривание позволяет за 5 мин снизить концентрацию СО2 до нормы, уменьшить влажность, количество микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха. Однако при таком проветривании в помещении не должно быть детей.

Особое внимание уделяется проветриванию кабинетов, химических, физических и биологических лабораторий, где после проведения опытов могут оставаться ядовитые газы и пары.

Искусственная вентиляция. Это вентиляция приточная, вытяжная и приточно-вытяжная (смешанная) с естественным или механическим побуждением. Такая вентиляция устанавливается чаще всего там, где необходимо удаление отработанного воздуха и газов, образующихся при проведении опытов. Ее называют принудительной вентиляцией, так как воздух выводится наружу с помощью специальных вытяжных каналов, которые имеют несколько отверстий под потолком комнаты. Воздух из помещений направляется на чердак и по трубам выводится наружу, где для усиления тока воздуха в вытяжных каналах устанавливают тепловые побудители движения воздуха - дефлекторы или электрические вентиляторы. Устройство этого вида вентиляции предусматривается во время строительства зданий.

Вытяжная вентиляция особенно хорошо должна действовать в уборных, гардеробах, буфете, чтобы воздух и запахи этих помещений не проникали в классы и другие основные и служебные помещения.

43. Возрастные особенности теплорегуляции организма человека. Закаливание и его роль в повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды

Постоянство температуры тела поддерживается взаимодействием двух процессов: теплообразованием и теплоотдачей.

Теплообразование - процесс образования тепла в результате процессов окисления во всех клетках тканей организма.

Теплоотдача - выделение тепла, которое образовалось в организме.

Терморегуляция - это уравновешение соотношения процессов теплообразования и теплоотдачи. Носит рефлекторный характер. Процессы терморегуляции контролируются центральной нервной системой, в частности гипоталамусом, где находится центр терморегуляции.

Терморецепторы расположены в коже.. Они присылают импульсы в центр терморегуляции. Центр терморегуляции устанавливает такие соотношения между процессами теплообразования и теплоотдачи, чтобы температура тела оставалась постоянной.

В обычных условиях тело человека не перегревается. На протяжении суток температура может изменяться. Она уменьшается утром, повышается вечером. Немного выше температура внутри тела.

Возрастные особенности терморегуляции у детей;

1.Теплообразование меньше, чем у взрослых

2.Колебания температуры тела.

3.Неадекватность реакций на изменение внешней температуры.

Для подростков: повышенные процессы, хроническая гипертермия (нарушение обменных процессов, аллергии)

Улучшить теплорегуляцию можно через закаливание организма.

Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.

Общие дидактические принципы:

1. Сознательность.

2. Систематичность - не прерывать процедуры без серьезных оснований.

3. Постепенность - усиливать только после привыкания.

4. Индивидуальность

5. Положительный эмоциональный настрой - страх перед процедурами, а тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм.

6. Комплексность - должны сочетаться с мероприятиями в повседневной жизни ребенка.

В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Закаливание к холоду способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы.

Основными элементами закаливания являются водные процедуры (улучшают работу сосудов, тренируют их), пребывание на свежем воздухе (приучает организм своевременно, быстро реагировать на изменения температуры), солнечные ванны (расширяют кровеносные сосуды, усиливают кровообращение, способствуют образованию в организме витамина D, повышают обмен веществ).

44. Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения

Выделительная, или экскреторная система -- совокупность органов, выводящих из организма избыток воды, продукты обмена веществ, соли, а также ядовитые вещества, попавшие в организм извне или образовавшиеся в нём. Значение выделения заключается в поддержании гомеостаза. Основными конечными продуктами являются вода, углекислый аз и мочевина. Все продукты удаления попадают в кровь, лимфу, межтканевую жидкость, а дальше выводятся наружу через органы дыхания, печень, кожу, пищеварительную систему, органы мочевыделения.

Через органы дыхания удаляются из организма углекислый газ, вода и некоторые летучие вещества.

В печень с кровью поступают продукты гниения из кишечника, соли тяжелых металлов и т.п., где они обезвреживаются, теряют токсичность и в составе желчи выводятся в кишечник, а из него - с калом наружу.

Потовыми железами удаляются вода и соли.

Основное выведение воды (около 2 л) и растворенных в ней веществ (мочевины, хлористого натрия) происходит через органы мочевыделения.

В мочевыделительной системе человека различают две группы органов: мочеобразующие и мочевыводящие. К мочеобразующим органам относятся почки, к мочевыводящим - почечные чашечки, лоханки, мочеточники, мочевой пузырь и мочевыводящий канал.

Основные функции мочеобразующих органов (почек) - непосредственно мочеобразование и выделение продуктов метаболизма с мочой. Благодаря этому не происходит самоотравления организма. В среднем за сутки почки человека образуют 150-180 л первичной мочи, которая впоследствии превращается в 1,0-1,5 л конечной мочи, выводимой из организма. Остальная жидкость всасывается обратно в лимфу и кровь (происходит канальцевая реабсорбция). Этот процесс позволяет организму сохранить все жизненно важные для него вещества.

Кроме мочеобразования почки несут на себе функцию регуляции водного и электролитного (солевого) баланса в организме. Адаптируясь к изменяющимся условиям, они препятствуют повышению уровня воды в организме, выводя излишек. Почки - орган очищения и поддержания кислотно-основного равновесия крови, что является важным для регуляции артериального давления.

Почечные чашечки, открывающиеся непосредственно в почечные лоханки, собирают в себя мочу, стекающую по тонким трубочкам пирамид почки. Мочеточник, полый трубчатый орган, проводит мочу из почечной лоханки в мочевой пузырь. Это осуществляется благодаря его сократительной способности, ритм которой зависит от многих факторов: скорости образования мочи, положения тела, раздражения нижних мочевых путей и т.д. Мочевой пузырь, расположенный в малом тазу, представляет собой полый мышечный орган плоско-округлой формы, меняющейся в зависимости от степени его наполнения. Основная функция мочевого пузыря - накопление мочи. Опорожнение происходит за счет сокращений его мышечной оболочки через мочеиспускательный канал.

Возрастные особенности:

В первые годы жизни количество выделяющейся мочи невелико, но частота мочеиспускания чаще. Функциональная деятельность почек у детей протекает более интенсивно, чем у взрослых. Устойчивый навык пользоваться горшком закрепляется на 2-3 году жизни.

45. Стресс, виды стрессов. Особенности психоэмоционального стресса. Стрессовые воздействия природно-климатических условий Крайнего Севера

Стресс - совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем.

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.