Рефераты. Профилактика здоровья школьника

b>Примеры использования поправок. Мальчик 8 лет. Рост 130 см., масса тела - 35кг. Оценка физического развития - избыток массы. Значение АД при измерении стандартной манжеткой (без корректировки) - 95/50 мм. рт. ст. истинное значение АД (после корректировки с использованием соответствующей поправки) - 100/50 мм. рт. ст.

Девочка 8 лет. Рост 123см., масса тела - 19кг. Оценка физического развития - дефицит массы. АД при измерении стандартной манжеткой (без корректировки) 70/40мм. рт. ст. истинное значение АД (после корректировки с использованием соответствующей поправки) - 85/40 мм. рт. ст.

3) Тест для выявления нарушений осанки.

Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей и подростков; осанка с возрастом изменяется, в связи, с чем нельзя использовать в качестве образца осанку, признанную правильной для взрослых. В процессе формирования осанки создаются варианты типичных для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца так называемой "идеальной" осанки. Тест учитывает такие, что оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе).

Характерными чертами нормальной осанки для детей школьного возраста являются: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но не менее выражено, чем у детей 7 лет, ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (х-образная) - расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см. (2 пальца). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10лет.

Порядок осмотра:

Осмотр в фас, руки вдоль туловища - определяется форма ног (нормальная, О - и Х - образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, деформация грудной клетки, симметрия таза.

Осмотр сбоку, поза как при осмотре в фас - определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

Осмотр со спины - симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног, ось пяток.

4) Тест для выявления плоскостопия.

Наиболее часто встречающиеся патологии опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Ведущую роль в этом должны играть массовые профилактические осмотры, в процессе которых решается вопрос о направления ребенка к ортопеду. Для массовых обследований школьников наиболее удобна оценка плантограммы по методу Яралова - Яралянца.

Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером 40х40 см), на которую натянуто полотно и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смазывается чернилами или штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется чистый лист бумаги. Обследованный становится поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой политиэленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечаток стоп - плантограму.

Оценка плантограммы: заключения о состояния опорного свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проверенные на отпечатки. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии - стопа нормальная; если первая линия внутри отпечатка уплощена и обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы - стопа плоская. Дети с уплощенной и плоской стопой должны быть направлены на консультацию к ортопеду.

5) Исследование остроты зрения школьников.

90% всей информации об окружающим мире человек получает с помощью глаз. Появилось много профессий, требующие большого зрительного напряжения, поэтому малейшие оптические недостатки могут привести к понижению зрения. Среди них острое место занимает близорукость.

Для исследования остроты зрения у школьников определяется по таблице Сивцева - Головина. Таблицы помещают в аппарат Рота - специальный ящик с зеркальными стенками и осветителем (лампа накаливания 40 Вт). Только при таком условии обеспечивается постоянная и равномерная освещенность букв таблицы, от которой зависит точность результатов исследования. Таблицу следует поместить на такую высоту, чтобы нижний край знаков был на уровне глаз ребенка. Ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 метров от таблицы. Вначале определяется острота зрения при обоих открытых глазах, затем каждые глаза в отдельности. Для раздельного обследования сначала один глаз загораживается непрозрачной пластинкой из пластмассы специальным "язычком". При исследовании надо показывать буквы в разбивку, без лишней поспешности, начиная с десятой строчки таблицы (острота зрения = 1,0). Если ребенок не видит или допускает ошибки в чтении букв 9-10й строк, то его надо направлять к офтальмологу.

6) Тест для выявлений нарушений бинокулярного зрения.

Нарушение бинокулярного зрения наблюдается при косоглазии, амблиопии (снижение абсолютной остроты зрения одного из глаз), анизометрии (разная рефракция глаз).

Наиболее простым тестом для определения устойчивого бинокулярного зрения в массовых осмотрах является тест Рейнеке с двумя карандашами.

Методика обследования: ребенку надо дать заточенный карандаш и попросить его, смотря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный конец другого карандаша, который держит в горизонтальном положении медицинская сестра.

При нарушении бинокулярного зрения совместить концы карандашей ребенку не удается. Таких детей необходимо направить к офтальмологу для дополнительного обследования.

7) Исследование остроты слуха шепотной речью.

У детей чаще всего выявляются нарушения слуха, связанные с заболеванием среднего уха.

Обследующий располагается на расстоянии 6 метров от ребенка и шепотом произносит слова, содержащие звуки низкой и высокой частот.

Необходимо произносить слова с одинаковой интенсивностью (ребенок должен видеть артикуляции губ произносящего слова).

Сначала определяется острота слуха одного уха (другое ребенок закрывает ладонью), затем второго. При проведении исследования в помещении должна соблюдаться полная тишина.

Оценка результатов: если ребенок правильно повторяет слова, произнесенные шепотом на расстоянии 6 метров, то острота слуха нормальная, если он различает слова с меньшего расстояния - острота слуха снижена, и ребенок должен быть направлен на консультацию к отоларингологу.

8) Лабораторные сиринги - тесты выявления протеинурии и гликозурии.

2.3 Тест для выявления белка в моче

Проба с сульфосалициловой кислотой. Мочу для исследования дети собирают в чистую баночку непосредственно перед обследованием в школьном медицинском кабинете за ширмой или расположенной поблизости от медицинского кабинета туалета.

Ход определения: к 2 мл отлитого из сосуда в пробирку мочи пипеткой добавляется 4 капли 20% раствора сульфосалициловой кислоты.

Оценка результатов:

А) моча осталась прозрачной - норма

Б) помутнение - следы белка в моче

В) интенсивное помутнение - белок в моче

Антропометрические данные заносятся в специальную карту индивидуального развития школьника, содержание которой определяется целями обследования. Она хранится в школе или в подростковом кабинете поликлиники. Данные обрабатывают статистическими методами и на их основании окончательно судят о пропорциональности развития и делают необходимые выводы.

Форма записи результатов тестовых исследований в "медицинской карте ребенка".

Иванов Миша мальчик 8 лет.

исследование

заключение

Оценка физического развития рост 130 см, масса тела 35 кг

Нормальное физическое развитие,

Дефицит массы, избыток массы,

Низкий рост (нужное подчеркнуть)

Состояние опорно-двигательного нормальная осанка, незначительные отклонения от нормы, значительные нарушения осанки.

Состояние стопы нормальная стопа, уплощенная стопа

Плоская стопа, (нужное подчеркнуть)

Исследование органа зрения Vц ОS = 1,0

(острота зрения)

Бинокулярное зрение норма, нарушение бинокулярного зрения, (нужное подчеркнуть)

Исследование органа слуха

(шепотная речь на расстоянии нормальная острота слуха, 6 метров) острота слуха понижена

(нужное подчеркнуть)

Исследование АД (с корректировкой для школьников 7-12 лет) 100/50 мм рт. ст

норма, отклонение

лабораторные исследования

(тестовые) определения белка в моче норма, следы белка,

белок в моче

(нужное подчеркнуть)

Определение содержания

глюкозы в моче норма, глюкоза в моче

(нужное подчеркнуть)

Дата составления 10 сентября 2006 года

Медицинская сестра Астапченко Г.Ш.

2.4 Профилактика вредных привычек школьников

Курение - одна из самых распространенных вредных привычек у школьников, и педагог должен быть знаком с начальными проявлениями и динамикой ее развития. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, в дали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. Чтобы купить сигареты, подросток начинает "выкраивать" деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. И у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения (кашель, першение в горле, головокружение, тошноту). Подростки, часто прибегающие к курению плохо учатся, часто болеют простудными заболеваниями, у них нарушается аппетит, они становятся раздражительными и конфликтными.

Причины привыкания к курению различны. На первых порах это, как правило, подражание, затем в процессе курения вырабатывается стойкий условный рефлекс, и, наконец, главная причина - развитие при длительном табакокурении пристрастие к никотину - одной из разновидностей наркомании. При никотиномании развивается характерная наркоманическая зависимость от табакокурении, имеющая определенные стадии.

Первая стадия. Исчезновении даже при частом курении различных неприятных ощущений в организме и появления навязчивого труднопреодолимого желания курить. Переносимость никотина на этой стадии высокая и доходит до 10-15 сигарет в день. У курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия.

Вторая стадия. Влечение к курению принимает навязчивый характер. При перерыве в курении появляются чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность. Выносливость к никотину повышается, и подросток может выкурить до 20-25 сигарет в день. На этой стадии появляются признаки болезненных нарушений внутренних органов: бронхиты, изменения пульса, колебания артериального давления. Появляется расстройство центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.