Министерство образования Российской Федерации
Уссурийский государственный педагогический институт
Черных Татьяна Анатольевна
Размножение папоротников в оранжерейных условиях
Дипломная работа
Научный руководитель:
к.б.н., доцент
В.Д. Фролов
Работа допущена к защите
________________________
Зав. кафедрой ботаники,
_____________ Прокопенко О.И.
Уссурийск, 2000
Оглавление
Введение
............................................................................
...............................
Глава I. Общие представления о размножении
растений............................
1.1. Вегетативное
размножение......................................................
1.2. Собственно бесполое
размножение......................................
1.3. Половое
размножение....................................................
.......
Глава II. Материал и методика
исследования..........................................
Глава III. Ботаническая характеристика объектов исследования..........
3.1. Общая характеристика отдела Папоротниковидные.....
3.2. Адиант венерин волос (Adiantum
capillus-veneris
L.)............................................................
............
3.3. Птерис критский (Pteris cretica
L.)...................................
3.4. Асплениум луковиценосный (Asplenium bulbiferum
G.
Forst.)........................................................
..............................
3.5. Листовик обыкновенный (Phyllitis
scolopendrum (L.)
Newm.).........................................................
......
3.6. Циртомиум серповидный (Cyrtomium falcatum (L.)
Presl.)........................................................
......................................
3.7. Нефролепис возвышенный (Nephrolepis
exaltata
Schott.).......................................................
........................
3.8. Флебодиум золотистый (Phlebodium
aureum (L.) G.
Smith).........................................................
Глава IV. Размножение
папоротников...................................................
....
4.1. Вегетативное размножение
папоротников.......................
4.2. Размножение папоротников
спорами..............................
4. Цикл развития Циртомиума
серповидного..........................
4.4. Использование полученных материалов в
курсе ботаники средней и высшей
школы.................................
Выводы..................................................................
.......................................
Литература..............................................................
.....................................
Актуальность темы. Роль растений в жизни человека и всех живых существ
велика. Только зеленые растения способны преобразовывать энергию Солнца,
поставляя тем самым для других организмов кислород и органические вещества.
В результате деятельности растений воздух в городах очищается от
газообразных примесей, сажи, пыли, выделяемых автотранспортом и
промышленными предприятиями. Аналогичную роль выполняют и комнатные
растения. Но, выращивая в своих квартирах цветы, человек преследует отнюдь
не утилитарные цели. Зеленые растения украшают наше жилище, скрашивают
тоскливую зимнюю пору, поднимают настроение, воспитывают доброту,
любознательность, приучают к аккуратности.
Выращивание растений в закрытых помещениях уходит в глубокую древность.
Вначале человек отдавал предпочтение лекарственным, пряноароматическим,
пищевым и другим хозяйственно ценным растениям. Позднее в квартирах
появились декоративнолистные и декоративноцветущие растения. Существенно
пополнился ассортимент оранжерейных растений благодаря крупным
географическим открытиям. Первопроходцы привозили из экспедиций новые, до
сего времени неизвестные диковинные растения. В результате в наших
оранжереях и комнатах появились растения из тропиков и субтропиков Америки,
Африки, Азии, Австралии. Популярность комнатных растений с каждым годом
продолжает расти. На это указывает и большое количество литературы,
издаваемой по данному вопросу. В последние годы вышли из печати книги Н.Г.
Никонова (1978), Г.К. Тавлиновой (1982, 1996), Г.А. Агеевой и К.Г. Лавровой
(1992), Н.В. Вороновой (1992), Д.Б. Кудревца (1993), Д.Г. Хессайона
(1995), С.О. Герасимова и др. (1997) и многие другие.
Не последнее место среди комнатных растений занимают папоротники. Это
очень многоликая и разнообразная группа высших растений. В настоящее время
насчитывают более 12 000 видов папоротников. Около двух третей из них
растут в тропиках, а оставшаяся треть населяет умеренные области земного
шара (Рейвн и др., 1990). В оранжерейной культуре папоротники появились во
второй половине XVIII в. и сразу привлекли внимание садоводов. В Англии
особенно они были популярны в викторианские времена (XIX в.). В настоящее
время самая крупная коллекция папоротникообразных (около 1 200 таксонов)
собрана в ботанических садах Кью, в Англии (Catalogue..., 1984). В России
лучшая оранжерейная коллекция папоротников находится в Ботаническом саду
БИНа и насчитывает свыше 400 видов (Арнаутова, 1987). По утверждению Д.Г.
Хессайона (1995), более двух тысяч видов папоротников пригодны для
выращивания в закрытом грунте. Некоторые виды папоротников (Птерис
критский, Нефролепис возвышенный, Циртомиум серповидный, Флебодиум
золотистый, Адиантум венерин волос, Платицерум и другие) можно с успехом
выращивать в условиях гидрокультуры (K(hle, 1980).
В жизни человека комнатные растения находят широкое применение.
Некоторые из них используются в медицине при лечении заболеваний (Гаммерман
и др.. 1963; Машковский, 1977; Муравьева, 1983; Пастушенков и др., 1990;
Шретер, 1992), в косметике (Пашина, 1993), в ветеринарии (Рабинович, 1987).
В качестве пищевых растений в оранжерейных условиях выращивают отдельные
сорта томата, перца, огурца, баклажана (Хессайон, 1995). Но, все же,
основная роль, отводимая растениям – это украшение наших квартир.
Комнатные растения, и, в частности, папоротники, могут дать интересный
материал для учителя биологии. Целый ряд интересных опытов с комнатными
растениями, которые можно провести в школе, изложены в книге Н.М. Верзилина
(1954). На примере ряда папоротников (Асплениум, Нефролепис, Флебодиум и
др.) ученики могут познакомиться с различными формами вегетативного
размножения. Размножение и выращивание папоротников из спор предоставляет
для учителя хорошую возможность познакомить учащихся с одним из основных
явлений в растительном мире – чередованием спорофита и гаметофита в цикле
развития растений. Здесь учитель может показать особенности анатомического
и морфологического строения гаметофита папоротников, познакомить со
строением гаметангиев – антеридиев и архегониев. Представители трех
семейств папоротников (Марсилеевые, Сальвиниевые, Азолловые) освоили водную
среду и являются прекрасными аквариумными растениями (Комнатный
аквариум..., 1964; Жданов, 1973; Махлин, 1976, 1990; Золотницкий, 1993;
Плонский, 1998). На их примере преподаватель имеет возможность
иллюстрировать материал и проводить наблюдения в условиях, приближающихся к
естественным.
Из вышеизложенного видно, что хорошее знание комнатных растений, и, в
частности, папоротников, имеет большое значение в работе учителя, что и
определило выбор настоящей темы.
Цель и задачи работы. Целью настоящей работы является освоение методики
выращивания папоротников и изучение начальных этапов их онтогенеза. Для
достижения этой цели потребовалось выполнение следующих задач:
1. Познакомиться со способами размножения растений.
2. Дать ботаническую характеристику исследуемых видов папоротников.
3. Вырастить из спор исследуемые виды папоротников.
4. Изучить начальные этапы онтогенеза Циртомиума серповидного.
Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из
введения, 4 глав, выводов и списка литературы. Основной текст изложен на 65
страницах машинописного текста и содержит 2 таблицы, 20 рисунков, в том
числе 9 фотографию. Список литературы включает 67 названий.
Глава I.
Общие представления о размножении растений
Размножение – это свойство, присущее всем живым организмам и
заключающееся в вопсроизведении себе подобных особей. Благодаря размножению
каждый вид поддерживает свою численность и обеспечивает непрерывность и
преемственность жизни (Васильев и др., 1978). В ходе эволюции возникали
новые группы растений, усложнялось их внутреннее и внешнее строение.
Одновременно с этим соверщенствовались и способы размножения растений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7