Рефераты. Экономика Литвы

p align="left"> Всего Местных Всего Виза Мастеркард*

2005 683748 4542 679206 436949 242257

2006 1463978 6923 1457055 957683 499372

2006 2148520 7676 2140844 1406937 733907

Дебетные

2005 670753 4542 666211 434193 232018

2006 1427702 6923 1420779 947218 473561

2006 2096381 7676 2088705 1398585 690120

Кредитные

2005 12995 - 12995 2756 10239

2006 36276 - 36276 10465 25811

2006 52139 - 52139 8352 43787

* Мастеркард/Маэстро

Лизинговые услуги. Продолжал расти рынок финансовых лизинговых услуг, общий портфель которых в 2006г. по сравнению с 2005г. вырос на 47,8%.

Портфель финансовых лизинговых услуг, в млн.литов

2001 2002 2003 2004 2005 2006

По виду

Финансовый лизинг 619,6 559,9 648,5 1069,2 1659,9 2488,8

Лизинг деятельности 3,3 12,3 31,8 51,5 87,7 207,8

Всего 622,9 572,2 680,3 1120,7 1747,6 2696,6

По видам имущества

Недвижимость 13,3 39,1 136,6 209,9 308,5 457,5

Нематериальное имущество - - 0,012 0,792 - -

Движимое имущество: 609,6 533,1 543,7 910,8 1439,1 2239,1

Промышленное оборудование 126,8 145,5 170,7 262,3 397,5 553,8

Оргтехника 16,9 16,9 16,0 39,7 76,2 84,7

Средства дорожного транспорта 290,8 203,7 189,7 286,7 467,2 774,1

Легковые автомобили 157,6 125,9 145,7 215,7 297,9 510,7

Суда, самолеты и ж/д средства 6,8 4,9 2,3 30,0

Прочее имущество 175 41,1 14,8 100,7 198,0 285,8

Всего 622,9 572,2 680,3 1120,7 1747,6 2239,1

Главенствующую роль на рынке занимают две дочерние лизинговые компании крупнейших банков страны «Вильняуся банкаса» и «Ханзабанкас». Они контролируют 72% рынка. Лизинговые компании крупных банков ориентируются на крупных частных клиентов (покупки новых автомобилей, недвижимости) и юрлиц, более мелкие компании - на розничную торговлю. Любой товар или услугу дороже 150 литов можно купить в рассрочку. В секторе розничной торговли по объемам оказания финансовых лизинговых услуг ведущее положение занимает банк «Снорас». Ожидается, что в 2004г. рост рынка составит 30-35%. Это связано с растущей платежеспособностью населения и необходимостью для предприятий инвестировать все большие средства в модернизацию, оборудование в связи с предстоящим вступлением в ЕС.

Рынок услуг факторинга в 2006г. вырос на 58% с 1,69 до 2,57 млрд. литов. В 2006г. было подписано 1041 договоров на 431,9 млн. литов.

Страховые услуги

Базовым законодательным документом, регламентирующим страховую деятельность в Литве, является закон Литовской Республики «О страховании» от 10 июля 1996г. №1-1456 в редакции от 13 июля 2000г. После относительно быстрого роста рынка отмеченного в 2006г. (он был связан с вводом обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев), в 2006г. отмечен умеренный рост в 10,1%.

Динамика роста рынка страховых услуг за 1997-2006гг.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Жителей 3707,2 3704 3700,8 3698,5 3500,0 3468,0 3453,2

Подписано премий, млн.лт. 253,2 396,0 408,9 436,4 478,9 740,5 815,6

Рост рынка, % 37,2 56,4 3,2 6,7 9,6 54,6 10,1

Рост ВВП страны, % 7,3 5.1 -3,9 4,0 6,5 6,7 8,9

Доля страх. премий в ВВП, % 0,51 0,77 0,79 0,77 1,00 1,46 1,51

Премии на 1 жит., лт. 68,3 106,9 110,5 130,5 147,24 213,1 236,2

Инвестиции литовских страховых компаний, в млн.долл.

Инвестиция В Литве За рубежом Всего

Государственные ценные бумаги 244,44 7,38 251,82

Недвижимость 34,67 0,00 34,67

Срочные вклады 13,40 0,76 14,15

Ипотечные ссуды 1,27 0,00 1,27

Акции, наиболее котируемые на бирже 1,22 0,04 1,26

Акции, не наиболее котируемые на бирже 11,89 0,41 12,30

Облигации, наиболее котируемые на бирже 0,00 2,98 2,98

Акции, не наиболее котируемые на бирже 0,81 0,00 0,81

Ценные бумаги инвестиционных фондов 0,08 5,89 5,96

Касса и остаток на текущем счете 11,06 1,65 12,71

Прочие инвестиции 0,46 0,00 0,46

Всего 319,30 19,11 338,41

Большая часть участников страхового рынка Литвы контролируются иностранным капиталом. Крупнейшая компания «Летувас драудимас» принадлежит датчанам, «Эрго Летува» немцам, «Балтикумс драудимас» и «БТА драудимас» -латышам, «ИФ драудимас» - финнам. В 2006г. польская компания PZU, уже владевшая контрольным пакетом акций компании «Линдра» и «Линдра гивибес драудимас», приобрела дочернюю компанию банка Nord LB, Nord LB Draudimas. Объявленная цель польской компании - достичь 25% страхового рынка Литвы.

В 2006г. позиции российского капитала на страховом рынке Литвы несколько увеличились. Если до прошедшего года он был представлен ЗАО «Балтик гарант» (контролируемую «Ингосстрахом»), то в конце года дочерняя компания Банка «Снорас» (принадлежащего российскому «Конверсбанку») была приобретена российской страховой группой «Рессо Гарантия». Сразу же после приобретения были объявлены планы активной экспансии на рынке Литвы и стран ЕС.

Инвестиции

Рост внутренних инвестиций (относительно пред. г.) в 2005г. составил 25%, что характеризует эффективность проводимых в стране структурных реформ. Приватизирован госсектор. Внедрен и действует механизм системы процедур банкротства и реструктуризации предприятий. Органы госвласти не допустили увеличения дефицита госбюджета. С 2006г. налог на прибыль был снижен с 29% до 15%. Законодательство гарантирует одинаковые права для внутренних и иностранных инвесторов, а также предоставляет государственные гарантии на кредиты и проводит страхование всех видов инвестиций.

Объем прямых иноинвестиций в 2006г. составил 35 млн.долл., что на 3,1% больше, чем за предыдущий год.

Страны-инвесторы в литовскую экономику, в млн. долл.

01.10.05 % ПИИ 01.10.06 % ПИИ

3426,4 100 4343,3 100

Швеция 567,4 16,6 673,2 15,5

Дания 548,5 16,0 755,6 17,4

Эстония 343,6 10,0 334,1 7,7

Германия 336,2 9,8 443,4 10,2

США 302,1 8,8 372,3 8,6

Финляндия 216,3 6,3 370,9 8,5

Россия 207,7 6,1 218,2 5,0

Великобритания 182,7 5,3 216,3 5,0

Швейцария 104,6 3,1 135,8 3,1

Норвегия 104,5 3,1 137,7 3,2

Др. страны 512,4 14,9 685,9 15,8

ПИИ в виде прямых иностранных инвестиций

Прямые иноинвестиции в различные сферы экономики, в млн. долл.

ПИИ в % на 1.10.06

Всего 4343,3 100

Сельское, лесное хозяйство, рыболовство 31,04 0,71

Добывающая промышленность 37,84 0,87

Обрабатывающая промышленность 1301,1 29,96

Электроэнергетика, газ и водоснабжение 181,1 4,17

Строительство 50,56 1,16

Оптовая и розничная торговля 806,8 18,58

Отели и рестораны 74,38 1,71

Транспорт и складское хозяйство 149,35 3,44

Почта и телекоммуникации 604,4 13,92

Сфера финансовой деятельности 682,94 15,72

Недвижимость, рента 340,49 7,84

Образование, здравоохранение 6,60 0,15

Прочие сферы 6,60 1,77

Предпринимательство

Правовая база имущественных и производственных отношений в промышленности, которая регулирует общий порядок создания, функционирования, реорганизации и ликвидации предприятий различных форм собственности, а также другие правовые вопросы, включает в себя: Гражданский кодекс от 01.07.2000г.; закон ЛР «Об акционерных обществах» №VIII-183 5 от 13.07.2006г.; закон ЛР «Об индивидуальных предприятиях» №IX-1805 от 6.11.2006г; закон ЛР «О банкротстве предприятий» №IX-216 от 20.03.2005г.; закон ЛР «О конкуренции» №VIII-1099 от 23.03.1999г.

Вышеуказанные законодательные и нормативно-правовые акты полностью приведены в соответствие с требованиями Евросоюза. По информации Агентства по защите окружающей среды при министерстве окружающей среды Литвы особые требования со стороны ЕС предъявляются к совершенствованию законодательства в экологической области, в частности, сокращению выброса вредных отходов в окружающую среду от промышленных предприятий.

В соответствии с Директивой ЕС 96/61 от 1996г. с окт. 2007г. для контроля над вредными выбросами от производства в окружающую среду для промышленных предприятий будут введены специальные разрешения. Функции по контролю за вредными выбросами и выдаче разрешений будут возложены на региональные Департаменты окружающей среды при министерстве окружающей среды Литвы (всего их восемь в г.г.Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй, Панявежис, Алитус, Утяна и Таураге). Данная Директива Евросоюза распространяется на 165 литовских промышленных предприятий энергетики, металлообработки, электроники, строительства, стройматериалов, химической промышленности, сбора и переработки отходов, сельского хозяйства, бумажной, легкой, пищевой, молочной промышленности.[23, с. 30]

Высокий уровень внимания и принятые в последние годы правительством документы (в особенности «Долгосрочная стратегия государственного развития») показывает, что одним из важнейших направлений деятельности государственных органов является политика развития малого и среднего предпринимательства (МСП).

В среднесрочных стратегических задачах правительства до 2009г. в области МСП предусмотрены следующие цели: обеспечить приоритетное развитие сектора МСП; увеличить конкурентоспособность МСП, создавая условия для инновационной деятельности и применения новых технологий; поощрять международное сотрудничество, способствовать увеличению экспорта продукции и услуг МСП; завершить создание основных звеньев системы развития МСП.

В процессе выполнения положений Стратегии развития МСП от 22.10.02г. №IX-1142 принят в новой редакции Закон «О развитии мелкого и среднего предпринимательства», положения которого приведены в соответствие с рекомендациями Европейской Комиссии о концепции МСП. Обновлены и дополнены некоторые положения Стратегии развития предпринимательства, а также принято правительственное постановление «О госсредствах, выделенных на развитие МСП» (№1175 от 19.07.06г.).

Утвержден новый состав Совета по развитию предпринимательства при министерстве хозяйства Литвы, созданы три новых его комитета, в т.ч. Комитет поощрения малого и среднего предпринимательства. Функционирование инфраструктуры помощи малому бизнесу субсидируется государством и местными самоуправлениями. Поддержка деятельности малого бизнеса финансируется из госбюджета (в 2006г. выделено 15 млн. литов (5 млн.долл.). Финансовая поддержка малой предпринимательской деятельности осуществляется как централизованно, так и децентрализовано, имеет трехуровневую систему и состоит из: государственной поддержки, а также поддержки на уровне администраций уездов и самоуправлений.

В соответствии с законодательством ставка налога на прибыль составляет 15% (для малых, средних и крупных предприятий) и 13% - для микропредприятий (с численностью работающих до 10 чел. и годовым оборотом до 500 тыс. литов (165 тыс.долл.). Готовится пакет нормативных актов (который будет рассмотрен на осенней сессии парламента Литвы) для внесения изменений в Закон Литовской Республики «Об индивидуальных предприятиях», в соответствии с которыми предлагается упразднить налог на прибыль для микропредприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.