Рефераты. Экономика национально-территориального образования - субъекта Российской Федерации Республики Алтай

p align="left">В Указе Президента РФ от 03.06.1996 №803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» под регионом понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ».

Всё вышеизложенное свидетельствует о невозможности дать однозначную трактовку понятию «регион». Если руководствоваться нормативно-правовыми документами, то относительно однородными региональными структурами, характерными для России, следует считать регион как экономический район, регион как федеральный округ, регион как субъект Федерации. В данном исследовании термины «регион» и «субъект РФ» будут использоваться только по отношению к национально-территориальному образованию с присущим ему социально-экономическим комплексом.

Итак, в данном исследовании национально-территориальное образование рассматривается как фактически существующая и действующая основная ячейка территориальной структуры страны, а именно - субъект Российской Федерации (республика, автономия), ставший в последние годы главным субъектом политических и экономических отношений. В данном исследовании субъект РФ (республика, автономия) - это не только хозяйственное образование, порожденное развитием территориального разделения труда, - он также представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны.

Важнейшие его признаки таковы:

- историческое прошлое каждой национально-территориальной общности, определяющее трудовые навыки населения, традиции, особенности взглядов и взаимоотношений людей;

- природно-ресурсный потенциал, оказывающий влияние на общую направленность производственной деятельности людей, на характер их материальных потребностей, особенности быта и расселения;

- комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений, сложившийся исторически и имеющий многообразные связи с внешней средой;

- наличие территориальных границ и территориальных органов управления.

Кроме того, национально-территориальное образование - субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации.

1.2 Основные понятия, цели, задачи и проблемы региональной экономики

Региональная экономика представляет собой совокупность экономических и социальных факторов в каждом регионе - субъекте РФ, а ее главной составной частью является размещение производительных сил на конкретной административной территории. Поэтому при всем разнообразии трактовок и мнений ученых под регионом в данном исследовании следует понимать национально-территориальное образование как определенную подсистему народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда.

С позиции системного подхода национально-территориальное образование как субъект РФ - это:

- относительно обособленная воспроизводственная система;

- относительно обособленная социально-экономическая система;

- подсистема хозяйственных взаимосвязей с другими субъектами РФ, включая надсубъектные образования, такие как федеральный округ.

Регион как хозяйственная подсистема представляет собой совокупность самых различных отраслей, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

В настоящее время в связи с быстрым и не всегда подготовленным вхождением регионов в рынок предлагается новый критерий вычленения региона как субъекта рыночных отношений. А именно - емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, то есть - разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

При всем различии мнений экономистов в трактовке понятия «региональная экономика» общим является признание объективной основы выделения региона - территориальное разделение труда, а в практическом плане единым остается территориальный аспект формирования рынка.

Таким образом, регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой воспроизводства, наличием территориальной интеграции форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни, имеющая соответствующие органы управления своей территорией (автономия, республика). Лексин В.Н., Швецов А.Н. «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития». - М.: «Либроком», 2009 - С. 51-52

Все эти и другие различия необходимо учитывать в региональной экономике, особенно при выработке рекомендаций по стабилизации и выходу экономики из кризиса, развитию рыночных отношений. Важно также иметь в виду, что экономическая наука уже в ближайшее время должна определить новое экономическое районирование с учетом особенностей посткризисного развития суверенных национально-территориальных образований в России.

Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни не только титульного этноса, но и всего населения соответствующего национально-территориального образования.

Экономика национально-территориального образования должна базироваться на использовании трех основных принципов:

1) тщательный учет потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий;

2) создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;

3) активная реализация региональных интересов.

При этом функции региональной экономики следующие:

- в области производства: выпуск продукции и предоставление услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров (авиалинии, железные и автомобильные дороги, очистные установки, зеленые насаждения и т.д.); оказание общественных услуг (образование, медицина, жилье, туризм, культурные мероприятия и др.);

- в области ценообразования: регулирование цен и тарифов; разработка всевозможных льгот и штрафных санкций; определение налоговой политики;

- в области распределения: формирование региональных каналов распределения товаров и услуг;

- в области обмена: стимулирование реализации товаров и услуг; послепродажное сервисное обслуживание; организация рекламы; формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и др.;

- в области потребления: обеспечение рационального уровня потребления.

Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы, как федерального центра, так и национально-территориального образования. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и действенную региональную экономическую политику.

В основе региональной политики лежат: учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.

В условиях становления и развития рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие основные задачи:

- сохранение единого внутреннего рынка страны, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связи, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории страны, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

- обеспечение достойного уровня жизни населения в каждом регионе, его постепенное выравнивание. Исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях на основе увеличения выпуска продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий. Расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

- оздоровление экологической обстановки, модернизация инфраструктуры и улучшение жизненной среды в сельской местности путем развития разных форм собственности и предпринимательства, упорядочение внешнеэкономических связей и др.;

- обеспечение стабильности в политическом отношении, недопущение межэтнической напряженности и противоречивости.

Реализация этих задач исключает унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсного и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.

Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем Федерации на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.

Тем не менее, в экономиках значительной части национально-территориальных образований наблюдается четко выраженная тенденция к увеличению дотационности. В современных кризисных условиях данная тенденция привела к заметному увеличению количества дотационных и депрессивных регионов. Подробнее сравнительные показатели экономического развития национально-территориальных образований будут рассмотрены в следующем подпункте, поскольку сначала необходимо рассмотреть общую проблематику депрессивных субъектов Федерации.

Под депрессивным регионом в данном исследовании понимается национально-территориальное образование - субъект РФ, в наибольшей степени пострадавшее от негативных последствий мирового финансового кризиса (роста безработицы, спада производства, снижения реальных доходов населения) вследствие особенностей своей специализации и структуры. Депрессивный регион может представлять собой довольно благополучную территорию страны в прошлом, с наличием промышленной и производственной инфраструктуры, а его реальное состояние в настоящем связано с кризисом всей российской экономики, который обусловил спад производства по отраслям и, соответственно, по многим регионам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.