Рефераты. Экономика национально-территориального образования - субъекта Российской Федерации Республики Алтай

p align="left">В качестве основных критериев депрессивного региона учитываются: спад промышленного и сельскохозяйственного производства; уровень безработицы и темпы ее роста; реальные доходы населения и темпы их изменения.

По результатам проведенных исследований из 26 национально-территориальных образований РФ к депрессивным регионам или к регионам со стабильно низким уровнем жизни относятся республики Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика. Ярашева А.В. Депрессивные и отсталые территории в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития. М.: ЭТНА МП Г, 2009.

Так, например, различие между максимальным (в Ненецком автономном округе) и минимальным (в Ингушетии) размерами среднедушевых денежных доходов населения РФ в январе-сентябре 2009 г. составило 8,4 раза. По итогам 2009 г. зафиксирован высокий коэффициент вариации денежных доходов на душу населения по разным национально-территориальным образованиям РФ - 42,6%. В той же Ингушской Республике, несмотря на прирост реальных денежных доходов населения на 20% в 2009 г. размер среднедушевого денежного дохода по-прежнему остается самым низким среди других национально-территориальных образований РФ. Также к концу сентября 2009 г. по сравнению с концом сентября 2008 г. в большинстве национальных субъектов РФ число безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, сократилось, за исключением республик Адыгея, Дагестан, Северная Осетия и Ингушетия. По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

Следует подчеркнуть, что единственным документом, определяющим критерии отнесения тех или иных территорий к категории «депрессивных», а также устанавливающий порядок расчетов их финансовой поддержки, является относительно давнее постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 №112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов». Этим постановлением одобрена разработанная Министерством финансов и Министерством экономики РФ методика распределения средств дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов.

Проект Федерального закона №91010-3 «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ» Рассматривался Государственной Думой ФС РФ в третьем чтении весной 2008 г., отправлен на доработку в связи с изменением экономической ситуации в РФ под влиянием негативных последствий мирового финансового кризиса в качестве основных критериев и условий отнесения отдельных регионов РФ к депрессивным территориям определяет:

1) расположение в пределах административных границ одной или нескольких сопредельных административных единиц в составе субъектов Российской Федерации. На территории данного субъекта имеется не более двух основных отраслей экономики, каждая из которых испытывает в 3 и более раз спад производства за последние 3 года;

2) однородность экономики депрессивной территории (уровень ее развития, состояние основных производственных фондов и т.д.) в каждой административной единице, входящая в состав данной территории;

3) многократный (в 3 и более раз) спад производства в основных отраслях экономики, произошедший на данной территории за последние 5 - 6 лет.

4) значительное (более чем 1/4) отставание от средних по РФ в течение последних 3 лет показателей: уровня безработицы, соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума населения.

В качестве основных показателей оценки социально-экономической ситуации в регионах рекомендуется использовать: «накопленный» и «текущий» (за последние 3 года) спад промышленного производства; уровень официальной безработицы и темпы ее роста; реальные доходы населения и темпы их изменения.

Ряд специалистов рекомендуют ввести в оборот вместо «депрессивного региона» понятие «проблемный регион». Баширов Х.Г. Проблемы перехода к устойчивому развитию экономики депрессивного региона. Махачкала. Лотос, 2008. Конструктивный смысл понятия «проблемный регион» в данной работе заключается в том, что это национально-территориальное образование, которое не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой экономический потенциал и требует активной поддержки со стороны государства.

Таким образом, содержательная характеристика отсталых регионов заключаются в том, что им свойственен традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов на фоне низкой интенсивности хозяйственной деятельности, слабой диверсификации отраслевой структуры промышленности, недостаточного научно-технического потенциала, слабого уровня развития социальной сферы.

Что касается депрессивных регионов, то они принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. В качестве причин их депрессивного состояния выделяются: падение спроса на основные виды производимой продукции или снижение ее конкурентоспособности, истощение минеральных ресурсов.

Признание возможности отнесения национально-территориальных образований - субъектов Федерации к депрессивным регионам в корне меняет и процедуру их экономической диагностики. Считается, что ключевую роль в решении этой проблемы должны играть органы власти субъектов РФ, организовывающие оценку депрессивности своих населенных пунктов и иных локальных территорий по единой системе законодательно закрепленных критериев и правил, что неизбежно ведет к усилению роли федерального центра.

Такое положение реализует принцип доминирования в процессе санации депрессивных территорий того уровня государственного управления, за счет которого осуществляется основная государственная поддержка. То есть, если депрессивным является субъект Федерации в целом, по объективным причинам не располагающий внутренними ресурсами осуществления антидепрессивных мер, то роль федерального центра не может заключаться в простом утверждении принятых на субфедеральном уровне решений. Если же поддержка депрессивных территорий осуществляется преимущественно за счет внутрирегиональных ресурсов, то в данном случае ключевая роль в решении рассматриваемой проблемы остается за субъектом Федерации.

Обратим также внимание и на точку зрения, согласно которой выделяют такие признаки депрессивности территорий, как сравнительно большую глубину и интенсивность кризисных явлений и деструктивных процессов в экономике; устойчивость кризисных процессов во времени, связанную, прежде всего, с недостаточностью внутренних резервов обеспечения экономического роста (особенно в период кризиса в стране); стагнация традиционных, профилирующих для региона отраслей народного хозяйства; локализация явлений депрессивности на ограниченной территории; системный характер последствий депрессивного состояния экономики, проявляющийся в резком снижении уровня и качества жизни населения, росте безработицы, ухудшении экологической обстановки и т.д.

Показательно, что различные качественные характеристики депрессивности регионов проявляются, как правило, не во всей своей совокупности, а фрагментарно. Например, в Республике Алтай можно констатировать определенную устойчивость кризисных явлений во времени. Но такие признаки депрессивности, как стагнация профилирующей отрасли экономики (сельское хозяйство, туризм), локализация явлений депрессивности на ограниченной территории и ухудшение экологической ситуации, ей совершенно не свойственны. Можно приводить самые разные примеры по другим регионам, но они лишь подтвердят наличие неизбежных сложностей диагностики депрессивного состояния регионов по разнородным качественным критериям. Действительно, как быть в случае, если конкретный регион по одним признакам подходит под определение депрессивного, а по другим - нет? Проблематичность обоснованного ответа на такой вопрос представляется важной причиной для корректировки рассмотренных подходов к определению понятия «депрессивный регион».

Проведенный анализ научных работ по данной проблеме свидетельствует о том, что большинство экономистов, занимающихся региональной экономикой, имеют собственное видение экономического содержания понятия «депрессивный регион». Лексин В.Н., Швецов А.Н. «Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития». - М.: «Либроком», 2009 - С. 82 Причем имеющиеся точки зрения крайне сложно привести к общему знаменателю. Такой разброс мнений связан, прежде всего, с тем, что все определения оперируют либо качественными (например, невозможность самостоятельного преодоления кризиса), либо разнородными количественными характеристиками (снижение темпов экономического развития, рост безработицы, снижение реальных доходов населения и т.д.).

Более правильным представляется сопоставление уровней развития отдельных регионов, в том числе и в целях отнесения некоторых из них к депрессивным на основе согласования методики определения соответствующих интегральных показателей. В этом случае создаются объективные предпосылки для унификации имеющихся разнородных классификаций регионов и их типологии с позиций выработки научно обоснованного инструментария региональной политики государства.

С учетом изложенного сформулируем собственную позицию по рассматриваемому вопросу определения экономического содержания понятия «депрессивный регион». Под депрессивными следует понимать регионы, интегральный показатель уровня развития которых не превышает 50% от среднероссийского.

При этом представляется целесообразной классификация депрессивных регионов по трем подгруппам.

1. Регионы, относимые к депрессивным в соответствии с приведенным определением, фактический (на дату последнего определения) интегральный показатель уровня развития которых находится в диапазоне 30 - 50% и имеющие позитивную динамику валового регионального продукта в течение трех последних лет (темпы роста ВРП опережают среднероссийские показатели). Эти регионы могут быть классифицированы как умеренно депрессивные.

2. Регионы, относимые к депрессивным (с интегральным показателем уровня развития в диапазоне 30 - 50%) и имеющие негативную динамику ВРП в течение трех последних лет, или регионы с усиливающейся депрессией.

3. Глубоко депрессивные (отсталые) регионы, интегральный показатель уровня развития которых составляет менее 30% от среднероссийского значения.

Вместе с тем выработка общего подхода к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» на основе сравнительных интегральных количественных оценок уровня развития регионов представляется крайне сложной из-за наличия явно не согласованных региональных интересов.

Поэтому более целесообразно сосредоточить внимание на проблемах длительного нарастания кризисных явлений в региональном развитии. Однако в настоящее время среди множества теоретических подходов практически отсутствует направление, связанное с теоретической разработкой региональных кризисов, что особенно актуально для российской экономики, отличающейся большими пространственными параметрами.

Хотелось бы подчеркнуть особую сущность кризисов регионального развития, которые имеют иное содержательное и формальное наполнение, нежели кризисы мировые и общероссийские.

Во-первых, главной характеристикой таких кризисов является не традиционная цикличность, связанная с абсолютными параметрами сокращения и роста объемов производства (которые часто тоже имеют место), а длительное отставание экономической динамики, нарастание разрывов (или, согласно западной терминологии, «гэп» - непреодолимой пропасти, расстояния).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.