Горно-металлургич комплекс представляет собой базовую отрасль экономики Украины, объединяющую около 300 предприятий. предприятия черной и цветной металлургии производят 29, 9%промышленной продукции страны. За счет экспорта продукции горно-металлургич комплекса (ГМК) обеспечивается около 40 % валютных поступлений. ГМК Украины производит (млн т): железной руды - 55, 9; концентрата - более 35; агломерата - более 32; окатышей - около 10; марганцевой руды - 2, 7; кокса - 19, 4; чугуна - 25, 7; стали - 31, 8; готового проката - 27, 1. Производятся также трубы, метизы, ферросплавы, глинозем, первичной аллюминий, электродная продукция. Украина экспортирует около 26 млн т металлопродукции на сумму 3, 6 млрд долл. Основные статьи экспорта - полуфабрикаты: лом черных металлов, горячекатанный плоский прокат, арматура, чугун, катанка, холоднокатаный плоский прокат. Основными рынками сбыта для украинских экспортеров остаются страны Юго-Восточной Азии(34%) и Ближнего Востока (26%). На Украине насчитывается пять основных железорудных предприятий, объединяемых концерном “Укррудпром”. Все они сконцентрированы в Криворожском железорудном бассейне и представлены Центральным ГОКом, ОАО “СевГОК”, ОАО “ИнГОК”, ОАО “ЮГОК” и Новокриворожским ГОКом. Кроме того, производство железных руд осуществляют Криворожский государственный горно-металлургич комбинат “Криворожсталь”, Запорожский и Полтавский железорудные комбинаты. Одна из наиболее экономичных подотраслей горно-металлургич комплекса Украины - трубная промышленность. По объму производства труб страна занимает ведущее место в мире. Стальные бесшовные и сварные трубы из углеродистых и легированных сталей, производимые ее заводами, широко применяют в нефтяной и газовой пром-ти, машиностроении, энергетике, сельском хозяйстве и промышленном строительстве. ОАО “Нижнеднепропетровский трубопрокатный завод” в Днепропетровске - единственный на Украине производитель специальных труб и колес для железнодорожного транспорта; ОАО “Новомосковский трубный завод” в Днепропетровской обл - моноплист по производству электросварных труб некотрых диаметров для газо- и нефтепроводов коррозиестойких марок сталей. Единственное на Украине ОАО “Артемовский завод по обработке цветных металлов” специализируется на производстве полуфабрикатов из тяжелых металлов. В настоящее время цветная металлургия имеет следущие подотрасли: минерально- сырьевую, горно-рудную, алюминиевую, медную, титано-магниевую, свинцово-цинковую, углеродную, порошковую и подотрасль редких металлов. 4 горнодобывающих предприятия: Вольногорский горно-металлургич комбинат в Днепропетровской области, Иршанский горно-обогатит комбинат по переработке ильменитов в Житомирской, Никитовский ртутный комбинат в Донецкой и Побужский ферроникелевый завод в Кировоградской обл. Алюминиевая пром-ть базируется на привозном сырье. Собственные месторождения алюминийсодержащего сырья Украина не разрабатывает и производит глинозем (шестое место в мире по объму производства), прерабатывая боксисты Гвинеи и Ямайки на Николаевском глиноземном заводе. Медная подотрасль представлена Артемовским заводом по обработке цветных металлов, производящим прокат меди и ее сплавов. Титано-магиевое производство представлено Запорожским титано-магниевым комбинатом, производящим титановые губку, шлак и литье. Добыча, обогащение руд цветных металлов, производство металлов и сплавов, а также готовой продукции металлургии - традиционная отрасль Украины, что, прежде всего, связано с наличием богатой сырьевой базы. Горно-металлургический комплекс - лишь звено в полном производственном цикле экономики. С одной стороны, металлургия обеспечивает сырьё для различных сегментов машиностроения и строительства, с другой - задействует значительные трудовые ресурсы, потребляет продукцию топливно-энергетического комплекса. Данная отрасль выпускает широкий ряд продукции: железорудный концентрат, агломерат и окатыши, кокс, огнеупоры, чугун, сталь, прокат черных металлов, трубы и ферросплавы. Предприятия горно-металлургического комплекса Украины сконцентрированы преимущественно в регионе Донбасса и Приднепровья, что исторически обусловлено наличием сырьевых ресурсов. Промышленные объекты отрасли представлены металлургическими заводами, горно-обогатительными комбинатами (ГОК), коксохимическими и огнеупорными предприятиями, ферросплавными заводами и предприятиями цветной металлургии. В настоящее время в ГМК Украины входят 112 специализированных металлургических предприятий по переработке металлолома и отходов, 35 предприятий цветной металлургии, 16 металлургических комбинатов и заводов, 13 метизных предприятий, цветной металлургии, 16 металлургических комбинатов и заводов, 13 метизных предприятий, 12 трубных заводов, 12 горнорудных предприятий, 11 коксохимзаводов и 10 огнеупорных заводов. На сегодняшний день, среди ключевых предприятий горно-металлургического комплекса Украины, можно выделить: Холдинг Метинвест», ОАО ММК им. Ильича, ОАО МК Азовсталь, Корпорация «Индустриальный Союз Донбасса», ОАО АрселорМиттал Кривой Рог, Вольногорский ГМК, ОАО Иршанский ГОК, ОАО Северный ГОК, ОАО Полтавский ГОК, прочие.
69. Геоэкология геоситем зон выклинивания пов стока. Совр. оазисы Каз-на. 2. Геогр. воспроизводство населения. Учет населения. Динамика численности населения. Половозрастная структура и семейный состав
Учет населения прежде всего в экономически развитых странах, производится регулярно в двух основных формах: в виде периодических всеобщих переписей населения(численность, состав, размещение) и в виде текущего учета движения населения(рождаемость, смертность, миграция). Кроме того, между переписями населения или одновременно со всеобщей переписью проводятся выборные обследования. Текущий учет населения, как правило по гражданской рождений, смертей, браков и разводов (ЗАГС). По решению ООН в годы кратные 10 или соседствующие с ними Переписи проводятся единовременно и кратковременно - сбор данных проводится как правило, в течении нескольких дней в период наименьшей подвижности населения. История проведения переписей населения является весьма древней из за важности получаемых сведений для сбора налогов, пополнения армией и так далее. Поэтому переписи известны еще до 2-3 тысячелетий до нашей эры (Египет, Китай, Индия, Япония). Учет населения проводился в Древней Греции и Древнем Риме(в Риме 435 г. д. н. э. )регулярно проводились так называемые цензы(от мат?- исчисление) Первые переписи в США (1790), Швеции и Финляндии (1800г). В Каз-не 1897г (в составе Российской империи) потом 1926, 39, 59, 70, 79, 89, 99, 2009. Динамика численности населения. С анализа численности, рождаемости, смертности, естественного прироста обычно и начинают изучение населения. Современная численность населения мира составляет более 6, 5 млрд, и по прогнозам экспертов ООН вплоть до 2015 года ежегодный прирост будет составлять около 80 млн человек. По данным ООН в мире в нищете живет 1 млрд человек, Умирает около 99тыс. Менее 36 стран мира (500 млн человек)не могут полностью обеспечить свое население питанием за счет собственных ресурсов. Одним из основных факторов отрицательного влияния на среду(дестабилизирующим фактором) является большой рост численности населения в развивающихся странах. Практически весь прирост населения приходится на страны Азии, Африки, Латинской Америки. Доля этих стран составляет 86 % населения мира. Пока расчеты показывают, что человечество не успевает: население будет увеличиваться до конца 21 века, а природные катаклизмы могут обрушиться уже к его середине. Максимальные темпы роста численности населения в мире были в 1970-х годах, около 2 % ежегодно, сейчас 1, 5 % и только к концу 21 века предполагается, что рост прекратится совсем. Африка -наиболее высокие темпы роста численности населения, более 2 % в год. Зарубежная Азия(Китай, Индия)около 2% в год. Афганистан - 3, 4 %. Латинская Америка - регион с быстрорастущим населением, темпы прироста населения более 1, 5 %. Зарубежная Европа демографический кризис, 0, 3 %. Северная Америка численность населения США и Канады растёт в значительной степени за счет иммиграции. Половина мирового населения проживает в семи станах 1) Китай - 1289, 2)Индия - 1069, 3) США - 291, 5, 4) Индонезия - 220, 5 5) Бразилия - 176, 5 млн, 6) Пакистан - 149, 1 млн, 7) Бангладеш - 146, 7 млн. Воспроизводство (естественное движение) это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих возобновление и смену людских поколений. В РК формула воспроизводства населения (8, 4)(рожд. -10, 4 )(смертность =8‰ 2007 г). Рожд. , смерт, естественный прирост населения в своей основе являются биологическими процессами. Однако решающее воздействие на их уровни оказывает целый ряд факторов. Соц. -экон. , природно-биологические, демократические и так далее. Существует два основных типа воспроизведения населения:1 тип - простое, численность населения не увеличивается или суженное, когда людей умирают больше, чем рождается. Тип характеризуется невысокими показаниями рожд. , смерт. , естеств. прироста. Он характерен для стран Европы. 2 - тип - высокими и очень высокими рождаемостью и естественным приростом и относительно низкими показателями смертности. Афр. , Лат. Амер. , Азия. Нигер (50-22=28). Мали (48-19=29). Анголо (46-26=20). Количественные показатели эти принято выражать в расчете на 1000 жителей в промилле. Половозрастная структура - одна из важнейших характеристик населения, представляющая большой интерес с социально-экономической точки зрения: для подсчета трудовых ресурсов, контингента дошкольников и школьников, пенсионеров с целью определения необходимых средств для обеспечения их материальной поддержки. Уже упоминалось, что на каждые 1000 девочек родиться 104 - 107 мальчиков. По мнению физиологов, мужской организм в младенческом возрасте менее жизнестоек. В целом в мире численность мужчин несколько преобладает перевес составляет около 20 млн. человек, или 1009 мужчин-1000 женщин, мужское преимущество поддерживается Зарубежной Азией (1042мужчин- на 1000женщин). В Европе картина - обратная. ( В РФ 870 мужчин-1000женщин). Возрастная структура зависит. Прежде всего от особенности воспроизводства населения (экономически развитых и развивающихся странах)Например в Кении допл детей 51%, население трудоспособного возраста-45%, старше трудоспособного -4%. Германия- 16, 64, 20. РФ-18, 61, 21. Казахстан- 10, 4; 63; 26, 6. Семья - группа совместно проживающих лиц, связанных родством или свойством и общим бюджетом. Рассчитывается показатель среднего размера семьи по странам. В Швеции - 3, 05 человек. В Германии - 3, 08 человек. В Кувейте - 6, 8 человек. В РФ - 3человека. В Казахстане - 4 человека( в городской местности - 3, 6 чел. ; в сельской местности - 4, 6 чел. )
70. Экономико-ографическое обоснование развития инфраструктуры Западного Казахстана. Инвестиционная политика Казахстана
В инфраструктуру включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение. Западный Казахстан -- регион в западной части Казахстана, включающий четыре административные области: Западно-Казахстанская область, Атырауская область, Мангистауская область и Актюбинская область На севере и северо-западе граничит с Россией, на юге -- с Туркменией, на юго-востоке -- с Узбекистаном. Значительная часть региона лежит в Прикаспийской низменности, северо-восток занимают горы Мугоджары, юг -- плато Мангышлак (Мангистау) и Устюрт. Железные дороги Западного региона образуют один из самых грузонапряженных участков в транспортной системе страны. Протяженность железнодорожных участков Западного Казахстана составляет 3892 км. Дорожное хозяйство включает 240 станций и раздельных пунктов. Пропускная способность составляет 22 пары поездов в сутки. Развитие Западного региона Казахстана тесно связано с развитием нефтегазодобывающей промышленности государства. В связи с этим особое значение приобретает развитие авиаци, так как иностранные и казахстанские бизнесмены проявляют повышенный интерес к инвестированию средств в Прикаспийский нефтегазодобывающий сектор экономики. Это вызывает рост деловой активности в этом регионе, и как следствие - возрастают потребности в скорости и удобстве передвижения, которыми характеризуются услуги воздушного транспорта, возрастает его популярность. В связи с существованием Каспийского моря, в западной части территории нашей республики, необходимо наличие морских портов. Поэтому порты Каспийского моря были усовершенствованы по современному типу. Был создан морской флот и установлены торговые отношения с другими странами. На побережье моря есть портовые города Атырау, Форт-Шевченко, Актау и др. В Республике зарегистрировано более 300 к а з а х с т а н с ко - а м е р и к а н с к и х предприятий и представительства 100 американских компаний. При этом нельзя не подчеркнуть, что основной поток прямых иностранных инвестиций в суммарном выражении вовлечен в нефтегазовый комплекс. Возрастают объемыинвестиций, вкладываемых в металлургический комплекс: с 0, 2 миллиона долларов в 1993 году до 453 миллионов в 1999 году. Растут также инвестиции и в других отраслях экономики, объем которых за этот период вырос в 1, 5 раза. Инвестиционные проекты строительства железнодорожных линий, предлагаемые реализовать путем государственного и частного партнерства в Казахстане. 1. Железнодорожная линия Саксаульская - БейнеуЦели строительства: Реализация проекта сократит протяженность маршрута следования поездов в сообщении с западным регионом и азиатскими странами через морской порт Актау в среднем на 600 км, что снизит долю транспортной составляющей в конечной цене продукции, т. е. стоимость перевозки тонны грузов снизится на 600 - 750 тенге. Вместе с тем, перераспределение грузовых потоков направленных с юга республики на порт Актау, через участок новой линии Саксаульская - Бейнеу, позволит снизить грузонапряженность железнодорожных участков Кандыагаш - Макат - Бейнеу, что не потребует их дальнейшего усиления. 2. Железнодорожная линия Бейнеу - Шалкар. Цели строительства и эффективность маршрута «Шалкар - Бейнеу» обосновывается следующими факторами:1) протяженность железнодорожной линии «Шалкар - Бейнеу» на 88 км короче маршрута «Саксаульская - Бейнеу»;2) по маршруту расположено 4 населенного пункта, где проживает более 6, 5 тыс. человек;3) по маршруту «Шалкар - Бейнеу» проходят: водопровод диаметром 219 мм в направлении Бегимбет - Кауылжыр, протяженностью 200 км;высоковольтная линия электропередачи в направлении Шалкар - Бегимбет; щебеночная автодорога в направлении Шалкар - Бегимбет - Бозой, протяженностью 130 км;газопровод высокого давления Бухара - Урал. 3. Железнодорожная линия Мангышлак - Баутиною. Целью строительства железнодорожной линии Мангышлак - Баутино является:транспортное обслуживание Баутино, промбазы, строительства порта и т. п. , обслуживание морских нефтегазовых операций на шельфе Каспийского моря и перевозка нефти с казахстанских месторождений на суше на экспорт через порт Баутино и нефти, добытой на море, на сушу для переработки и закачки в трубопроводы. Международный Аэропорт Актобе - это воздушные ворота Западного Казахстана, которые расположены в промышленном регионе западной части страны. Актюбинская область является одной из динамично развивающихся областей Республики Казахстан, бурное развитие которой связано с реализацией масштабных нефтегазовых, горнодобывающих и других крупных проектов. Территориально и географически Аэропорт Актобе расположен на пересечении крупных международных аэронавигационных трасс связывающих Западную Европу с Центральной и Юго-Восточной Азией, и является частью транспортной инфраструктуры Западного Казахстана. Аэропорт обеспечивает прием и обслуживание практически всех типов воздушных судов на маршрутах, связывающих города как внутри страны, так и ближнего, и дальнего зарубежья. Большое значение для структурных преобразований в экономике республики имеют иностранные инвестиции. Подписанные межгосударственные соглашения по результатам визитов Президента республики в Китай, США, Великобританию, Испанию, Аравию создают основу инвестиций в республику. нвестиций и вложений капитала. Казахстан обладает значительными запасами полезных ископаемых, которые позволяют рассматривать республику в качестве базы для расширения и универсализации глобальных источников энергии, используемых американскими компаниями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30